Методическая разработка на тему:Ансамбль как одна из форм повышения мотивации в обучении детей игре на баяне


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1»
Методическая разработка на тему:
«АНСАМБЛЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАНИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА БАЯНЕ».
Автор: Гладкова Людмила Васильевна,
педагог дополнительного образования
г. Железногорск
2016г.
Содержание
1.Введение……………………………………………………………….…..…..3
1.1. Актуальность темы…………………………………………….….....3
1.2. Новизна и практическая значимость..……………………………....4
2. Ансамбль как форма коллективного исполнительского творчества..5
2.1. Цель, задачи, принципы формирования ансамбля………………...5
2.2. Роль психологического климата в ансамбле……………………….7
2.3. Подбор репертуара………………………………………………………8
3. Формирование ансамблевых навыков……………………………….…..8
3.1. Основные этапы работы над произведением……………….….…..8
3.2. Репетиция как творческий процесс……………………………..…..9
3.3. Выступление…………………………………………………….…..10
3.4. Результат овладения методикой…………………………….……..12
4. Заключение…………………………………………………………...……..12
5. Список литературы………………………………………………………..13
1. Введение
«Музыкальное творчество детей –
самый действенный способ их развития»
(Б.В.Асафьев)
В наше социально – ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребёнка средствами музыки играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично – успешной личности ребёнка. Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях дополнительного образования, которое в последнее время стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет современному ученику реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Задача дополнительного образования (художественно –эстетическое направление) состоит не только в подготовке учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные заведения, но и в воспитании активных пропагандистов музыкально-эстетических знаний – участников художественной самодеятельности, в увеличении армии любителей музыки, грамотных слушателей наших концертных аудиторий, в формировании людей, жизнь которых обогатится великим даром – умением слушать и понимать музыку.
1.1. Актуальность темы
Коллективные формы музицирования приобретают в настоящее время все большую популярность. Потому, что дают возможность каждому учащемуся даже со средними музыкальными способностями проявить себя в новом качестве, почувствовать себя настоящими артистами, выступая на концертах, раскрыть свой потенциал. А это очень важные качества не только для музыканта, но и для любого человека, ведь психологическая устойчивость, уверенность в себе и умение владеть своим эмоциональным состоянием – преимущественные факторы в любой профессии. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.
1.2. Новизна.
Ценность музыкального искусства бесспорна и уникальна. Музыка – прекрасный воспитатель – и роль её особенно велика в  воспитании духовного и нравственного  облика детей. Занятия коллективным музицированием способствуют тому, чтобы для всех участников музыка стала духовной потребностью, а также оказывают огромное значение в формировании коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности.
Тенденция в современной музыкальной педагогике: активизация процесса музыкально-эстетического воспитания обусловлена высокой ролью творчества в познании мира, необходимостью всестороннего развития личности, природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, логику, интуицию, целеустремленность. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.   Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Бела Барток, венгерский композитор, педагог, фольклорист считал, что к ансамблевому музицированию детей нужно приобщать как можно раньше, с первых шагов в музыке.
Настоящая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, преподавателей ДМШ и ДШИ по предмету ансамбль баянистов. Её можно рекомендовать также, занимающихся с учащимися различными формами коллективного музицирования на других инструментах.
2. Ансамбль как форма коллективного исполнительского творчества.
2.1.Цель обучения коллективного музицирования – формирование и развитие ансамблевых навыков, направленных на активизацию творческого начала личности ученика, реализующей свой потенциал в коллективной форме музицирования.
Основные задачи:
-практическое применение и закрепление навыков и знаний, полученных в специальных классах;
-развитие музыкального слуха и вкуса;
-приобретение навыков совместного музицирования, необходимого для участия в самодеятельных музыкальных коллективах после окончания школы;
-развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля;
-повышение требований в отношении музыкально-исполнительских навыков, умения соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной цели;
-воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины;
-знакомство с лучшими образцами классической и современной музыки;
Методика работы с детскими коллективами основывается, в первую очередь, на системе знаний в области музыкального воспитания и подчиняется таким основным принципам дидактики, как:
-соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
-связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;
-комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
-постоянство требований и систематическое повторение действий;
-сочетание единства требований и уважения к личности каждого воспитанника;
-увлеченность и интерес;
-активность, сознательность и самостоятельность обучающихся;
-учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Методика работы с детскими коллективами выдвигает собственные принципы:
-единство эмоционального и сознательного;
-единство художественного и технического;
-единство развития коллективных свойств в области музыкального исполнительства и личностной индивидуальности каждого ребенка. Дидактические закономерности обучения детей характеризуются следующим:
-зависимостью результатов обучения от результатов и систематичности занятий;
-осознанием целей обучения;
-значимостью для детей усваиваемого репертуара;
-сложностью произведений;
-профессионализмом педагога.
Методика работы с детскими коллективами подразумевает также и другие закономерности обучения:
-психологические – зависимость результатов от интереса к занятиям, возрастных особенностей детей, стойкости внимания, уровня развития памяти;
-социологические – зависимость каждого обучающегося от всего коллектива;
-коммуникативные – зависимость успешной деятельности коллектива от взаимодействия коллектива и его руководителя;-организационные – зависимость результатов от работоспособности занимающихся в коллективе, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий.
2.2. Роль психологического климата в ансамбле
Одной из важных задач является подбор участников ансамбля. Подбирать участников нужно по принципу психологической совместимости. Этим термином обозначают максимальное совмещение психологических параметров двух или нескольких людей, которые «нуждаются» друг в друге, стремятся к постоянному взаимному общению. Им всегда «есть о чем поговорить». Если они и спорят – это не приводит к ссорам, им легко сосуществовать вместе. В ансамбле каждый должен уметь координировать свои действия с действиями других, подчинять свои желания общим интересам. Игра в ансамбле – прекрасно решает многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни, стать участником общего дела. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение, неуправляемый подчинится единому, строгому замыслу; одаренный сможет воплотить свои творческие фантазии. Понятие психологической совместимости включает в себя и совместимость характеров, и степень воспитанности, прилежности, дисциплинированности, и эмоциональную устойчивость, способность к саморегуляции; короче – целый комплекс качеств, характеризующих моральный и этический облик человека. Итак, если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. На таких занятиях в процессе коллективного музицирования формируется эмоциональная сфера ребенка, его душевное здоровье. Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.
2.3. Подбор репертуара.
Репертуар является важным средством эстетического воспитания учеников. Подбор репертуара находится в полной компетенции педагога. При этом следует учитывать художественную ценность и эстетическую значимость музыкальных произведений, доступных для исполнения учащимися. В репертуаре ансамбля должны быть сочинения разнообразные по стилю, жанру и форме: обработки народных песен и танцев, переложения классической музыки, оригинальные сочинения, музыка из мультфильмов, кинофильмов. При выборе программы необходимо учитывать музыкальные способности и возможности участников ансамбля, чтобы взятое произведение было «под силу» ученикам, чтобы они в достаточной мере прониклись исполняемой музыкой и смогли передать её художественное содержание. Таким образом, репертуар ансамбля составляется с учетом задач, стоящих перед коллективом (участие в концертах, тематических программах, участие в конкурсах) и должен быть разнообразным, разноплановым, интересным и для исполнителей и для слушателей.
3. Формирование ансамблевых навыков
3.1. Основные этапы работы над музыкальным произведением.
Процесс работы над произведением можно разделить на 3 этапа.
Первый: в общих чертах ознакомиться с произведением, его автором, эпохой, в которой жил композитор, с историей создания сочинения.
Второй: поиск, утверждение и совершенствование исполнительских средств для воплощения авторского замысла.
Третий: обыгрывание музыкального произведения.
Работая над ансамблевым произведением, обучающимся необходимо дать общее представление о характере его музыкального содержания, форме, затем рассказать о значении и функции каждой партии, познакомить с биографией и творчеством автора. Работая с учениками над нотным текстом их партий, педагог добивается чистой мелодической и гармонической интонации, ритмической точности произведения, нюансировки, выполнения штрихов. Ученик осознает, что игра в ансамбле предъявляет к этим элементам особые требования, большие, чем при игре соло. До встречи с партнерами ученик должен твердо знать текст своей партии со всеми штриховыми и нюансовыми обозначениями. Тогда он, получив представление о разучиваемом произведении, готов к коллективным занятиям. В процессе занятий ансамбля необходимо развивать способность к художественному переживанию, поддерживать эмоциональное начало в постоянной связи с интеллектуальным. Особенностью коллективного музицирования является воспитание чувства ответственности каждого обучающегося за качество освоения собственной партии, достижения исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, в динамических оттенках, агогике, специфике тембрового звучания, умении слышать и понимать музыкальное произведение - его основную тему, подголоски, вариации. Всё это способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения, а также пониманию дирижерских жестов, умению читать партию с листа. В процессе работы, знакомясь с новыми музыкальными произведениями, учащиеся обогащают свой кругозор, музыкальное восприятие, оттачивают профессионализм, эстетический вкус, ощущение стиля, повышая таким образом свое общее развитие.
3.2. Репетиция как творческий процесс
После того, как педагогом проведена предварительная работа по составлению ансамбля, подбору репертуара и адаптации текста к возможностям учащихся, что включает в себя внесение в партии точных указаний темпов, характера, агогики, фразировки, штрихов, динамики, аппликатуры, смены направления меха и пр., начинается конкретная репетиционная работа. Репетиции должны проходить в просторном и светлом помещении, а так же на сцене. У каждого участника должен быть пульт, удобный для переворачивания нот. Необходимо начинать и заканчивать урок в точно установленное время. И с самых первых занятий приучать учащихся к дисциплине и порядку. На занятиях следует создать обстановку непринужденности, полной свободы и вместе с тем деловитости. Руководитель должен хорошо знать партитуру произведения. Готовясь к репетиции, надо выработать четкий план её проведения, проанализировав плюсы и минусы предшествующих занятий. Уточнение текста, проверка отдельных мест, более глубокое усвоение функций отдельных партий, попытка наметить основные контуры исполнительского плана каждой партии и произведения в целом – вот те задачи, которые приходится решать руководителю на первом этапе при освоении нового материала. В дальнейшем нужно стремится к тому, чтобы объединить все партии в одно целое, добиться их органического единства. Ансамбль как единый музыкальный организм рождается только тогда, когда партии, звучащие в нем, строго согласованы между собой, прежде всего, в смысловом отношении, а значит – в штриховом, динамическом, темповом, ритмическом и т.п. Желательно, чтобы на каждой репетиции в работе были произведения, ставящие различные задачи, например: произведения для общего знакомства (в основе – чтение с листа); произведения на первой стадии работы (разбор); произведения на стадии художественной отработки; произведения на завершающем этапе работы; произведения для повторения. Спланированная подобным образом репетиция вызовет больший интерес и не будет утомительной. К тому же это даст возможность проверить различные стороны самостоятельной работы учеников. И так, репетиция – всегда поиск лучших творческих решений. Поэтому руководитель ансамбля, должен обладать качествами исследователя, всегда нацеленного на художественный результат.
3.3. Выступление
Большим стимулом для хорошей исполнительской подготовки детских ансамблей, оркестров является концертная деятельность. Концерт – это праздник, пришедший на смену репетиционным будням. Он должен приносить ощущение радости от общения с музыкой, от общения со слушателем, от самого процесса игры. И очень важно, чтобы уже перед концертом исполнитель находился в состоянии психологической готовности к выступлению. Качество выступления ансамбля зависит от хорошего физического самочувствия каждого участника ансамбля и от степени готовности программы. Сознание, что работа над произведениями закончена – одно из важных условий для душевного спокойствия, для творческой свободы и раскованности. Все, что учит ансамбль, должно быть доведено до совершенства. Подлинное искусство не терпит никакой приблизительности, незавершенности. Музыкант должен играть так, чтобы его исполнение захватывало слушателей, чтобы в зале не оставалось равнодушных. А это возможно лишь тогда, когда он сам увлечен тем, что играет. Во время выступления ансамбля у исполнителей должен присутствовать дух соревнования, это поможет каждому высказаться в полную силу своих возможностей. В то же время не следует забывать, что следствием соревнования должен быть не «показ себя», а еще более глубокое раскрытие замысла исполняемого произведения. Только тогда исполнение станет интересным и впечатляющим. Коллективные выступления дают возможность исполнять инструментальные произведения на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах. Такое участие дает ученику возможность на более раннем этапе обучения ощутить результат работы - широкий общественно - значимый резонанс выступлений. А непосредственные живые контакты со слушателями имеют большую педагогическую ценность. Трудно переоценить важность таких выступлений, ведь именно благодаря первым успехам перед массовой аудиторией юный музыкант начинает острее ощущать полезность своего труда, проявляет целеустремленность, работоспособность в овладении исполнительским мастерством.
3.4. Овладение методикой работы с детским коллективом способствует следующим результатам:
-сформированный комплекс навыков и умений в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
-знание ансамблевого репертуара, способствующее воспитанию на разнообразной литературе способностей к коллективному творчеству;
-навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
-воспитанию организационных качеств личности детей, собранности и ответственности, ибо любой учебный детский коллектив музыкальной школы есть исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами.
4. Заключение
В заключении следует отметить, что занятия в ансамбле являются одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащегося. И будущему музыканту-профессионалу, и участнику самодеятельности игра в ансамбле, коллективные выступления дают яркие музыкальные впечатления: ансамбль радует его своими неожиданными возможностями, новыми тембровыми сочетаниями, яркой динамикой, захватывает общностью творческой задачи, объединяет и направляет музыкальные эмоции. Главное для всех форм работы - приоритет творческой инициативы самого ученика. Задача педагога – развивать и активизировать творческое начало личности ребенка.
Список литературы
Музыкальная педагогика. – М., 2002.
Баян и баянисты. Сборник статей. М.: «Советский композитор», 1980
3.Нейгауз Г.Г. Искусство фортепианной игры. – М., Музыка, 1980.
4.Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1981.
5.Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле баянистов. – М., 1986
6.Пуриц И.Г. Методические статьи по обучению игре на баяне. – М, 2009
7.Крылова Г.И. – Азбука маленького баяниста. М, ООО «Издательство Владос – Пресс», 2010.
8.С.О.Мильтонян. Педагогика гармоничного развития музыканта. Тверь, 2003.
9.Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н /Д: «Феникс», 2002.