Техника ведения меха на аккордеоне-баяне


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств Грайворонского района»
Белгородской области
Методическая разработка
«Техника ведения меха на аккордеоне-баяне»
Составитель:
Макаров Александр Владимирович
Обучение детей музыке на современном этапе ставит перед преподавателем ДШИ самые разнообразные задачи. Наряду с проблемами воспитательными, нравственно-патриотическими, музыкально-художественными, современному учителю необходимо так же решать задачи изучения нового учебного материала, освоения и закрепления многих технических навыков исполнительства на музыкальном инструменте. Одним из основных видов техники исполнения на аккордеоне-баяне является владение разнообразием приемов ведения меха. Именно эти навыки и умения дают возможность исполнителю показать разнообразие туше и штрихов, а в итоге позволяют наиболее полно и выразительно показать красоту исполняемого произведения, глубоко раскрыть его музыкально-художественный замысел.

Техника ведения меха на аккордеоне-баяне.
Ребенок, придя учиться в музыкальную школу играть на аккордеоне или баяна, чаще всего никогда не держал в руках музыкальный инструмент. Поэтому преподаватель должен:
Подобрать инструмент в соответствии с ростом и возрастом ребенка;
Подобрать удобный ребенку стул;
Отрегулировать ремни на инструменте достаточно туго, но при этом не «зажав» малыша;
Показать правильную посадку за инструментом и всегда следить за ней.
Особое внимание следует уделить ремню для левой клавиатуры, который должен быть достаточно жестко затянут.
После этих приготовлений ученик извлечь из инструмента музыкальные звуки. Это могут быть упражнения для правой или левой руки, простые попевки и детские песенки. Одним из принципиальных правил смены движения меха является запрет его сметы на звучащем звуке и в середине непрерывной мелодической линии. В данной работе мы рассмотрим упражнения, связанные с ведением меха.
Первоначальные упражнения.
В приложении 1 на конкретных нотных примерах мы покажем основные первоначальные упражнения для освоения навыков ведения меха. Эти упражнения надо играть и правой и левой рукой. Обязательно использовать движение меха и на разжим, и на сжим. Повторять эти упражнения полезно не только на первом году обучения, но и в старших классах, так как они дают некую основу, базис для приобретения дальнейших навыков.
. Выделим три основных момента, связанные с ведением меха: начало звучания, продолжение звучания, окончание звучания.
Начало звучания. Аккордеон - баян является язычковым духовым клавишно-кнопочным инструментом. Язычок не может, как струна, зазвучать мгновенно. Всегда присутствует некая «раскачка» звука. Причем, в нижнем регистре «раскачка» всегда больше (дольше), чем в верхнем. Об этом надо помнить при любом способе движения меха на начало звучания:
нажим — когда мы мягко начинаем извлекать звук;
толчок — левая рука напряжена и движение меха напоминает процесс толкания;
рывок или удар — левая рука делает резкое движение, однако надо следить за тем, что бы звук не «хрипел»;
звук появляется из тишины: при нажатой клавише медленно начинаем движение меха;

2. Продолжительность звучания.
Звук представляет собой во времени как бы ровный прямоугольник ( ▬), он ровно тянется;
громкость звука увеличивается (crescendo), однако это прием надо использовать с большой осторожностью, так как появляется эффект «раздувания» звука;
громкость звука уменьшается (diminuendo), так называемое филирование звука;
волнообразное движение меха (crescendo-diminuendo-crescendo);
3. Окончание звучания.
звук может быть прерван на заданной громкости;
звук может быть мягко снят при филировании;
звук заканчивается тишиной: движение меха останавливаем при нажатой клавише .Элементы меховедения при исполнении музыкальных произведений.
Исходя из основных принципов строения мелодии, мы можем выделить и некоторые элементы связанных с этим приемов ведения меха. Надо всегда помнить, что мех для аккордеона-баяна это его дыхание. Обозначим некоторые виды строения мелодии и в связи с этим приемы движения меха:
Исполнение длинных звуков. Чаще всего это связано с филировкой (затуханием) звука. Однако при широкой мелодической линии возможно динамически ровное исполнение. Особенно осторожно надо относится к исполнению crescendo на длинных звуках, так как это чаще всего приводит к «завыванию» инструмента.
При исполнении пассажей необходимо помнить одну из особенностей аккордеона-баяна: нижний регистр звучит всегда громче верхнего. Поэтому к естественному crescendo на восходящих пассажах необходимо добавлять звучности для компенсации особенности инструмента. Обратное действие должно присутствовать при нисходящих пассажах.
Важным элементом строения мелодии являются скачки. И кроме «пропевания» скачка рукой, что всегда рекомендуют делать пианистам, скрипачам, на нашем инструменте скачок надо «пропевать» еще и мехом. Но при этом исключить «завывание» инструмента.
Специфические приемы ведения меха.
В современном исполнительстве на аккордеоне-баяне присутствуют приемы, свойственные только этому инструменту. Выделим некоторые из них, связанные со способами ведения меха:
Тремоло мехом возможно нескольких видов (приложение 2);
Вибрато возможно как кистью левой руки, так и правой;
Нетемперированное glissando, т.е. изменение высоты звука путем неполного нажатия клавиши и резкого ускорения движения меха.
Смена меха на нажатой клавише. Этот специфический прием возможен только в басовом регистре левой клавиатуры при плотной фактуре в правой руке.
Некоторые приемы для усвоения навыков ведения меха.
Наиболее доступными упражнениями для изучения и закрепления навыков ведения меха являются гаммы:
Ровное crescendo при исполнении гаммы вверх и diminuendo – вниз;
Исполнение ритмических групп гаммы на смене движения меха;
Смена меха на каждый звук гаммы ( приложение 3).
Эти упражнения дают возможность выровнять скорость движения меха, быстроту его смены, ровность звучания, как на разжим, так и на сжим.
Полезны упражнения на филирование звука на длинных и коротких длительностях.
Работать над навыками ведения меха необходимо совместно с работой над штрихами, так как одно без другого не возможно.
Особое внимание надо уделить работе над фразировкой, ее вокализацией и при этом рассматривать движение меха как основной технический прием для достижения полноценной и качественной музыкальности исполнения.
Стилистические особенности ведения меха.
Способы ведения меха, скорость филирования звука, возможность и/или необходимость в раздувании звука и многие другие аспекты ведения меха находятся в непосредственной зависимости от стилистики исполняемого произведения. Здесь можно выделить два аспекта:
При исполнении музыки разных композиторских школ (например, барокко, классицизм, романтизм или современная музыка) мы должны учитывать стилистические особенности конкретного временного периода, конкретного композиторского стиля.
При исполнении музыки, написанной для других музыкальных инструментов (например, фортепиано, орган, скрипка, клавесин и др.) необходимо учитывать практику исполнительства именно на инструменте оригинала.
Абсолютную самобытность предполагает исполнение народной (не только русской) музыки и обработок, сделанных на народные темы.
Эстрадная музыка дает исполнителю большую свободу в средствах выразительности, подчас не связанную с традиционными канонами.
Большим стилистическим пластом стала оригинальная (т. н. академическая) музыка, написанная специально для аккордеона, баяна. В этом случае композиторы сознательно идут на усложнение фактуры, на изобретение новых приемов выразительности.
Для иллюстрации стилистического разнообразия музыки, исполняемой на аккордеоне, баяне, для наглядного показа разных приемов ведения меха предлагаем вашему вниманию небольшой концерт Дипломанта Всероссийского конкурса Макарова А. В.
Программа концерта.
И.-С. Бах. Прелюдия Соль-мажор из цикла 8 маленьких органных прелюдий и фуг.
Д. Скарлатти. Соната фа-минор.
Ф. Шопен. Вальс Ми-бемоль мажор.
Русская народная песня «То не ветер ветку клонит» обр. А. Суркова.
А.Динику . Жаворонок.
В. Михайлов. Волжские припевки.
В. Золотарев. Детская сюита №1.
Е. Дербенко. Сельская сюита.
А. Дмитриев. Вечернее танго.
В заключении еще раз подчеркнем значение работы совместно с учеником над правильным ведением меха. Для профессионального и грамотного исполнения нельзя менять мех «на фразе», нельзя менять мех на тянущемся звуке, нежелательно без необходимости раздувать звук. Посадка аккордеониста, баяниста должна быть крепкая, ремни подтянуты. Тогда можно требовать от ученика ведения меха с учетом фразировки, стилистики, дыхания музыки.
Список используемой литературы.
Гвоздев П. А. Принципы образования звука и его извлечение.// Баян и баянисты. Вып. 1. М., 1970.
Крупин А. И., Романов А. И. «Теория и практика звукоизвлечения на баяне». Новосибирск 1995г.
Липс Ф. Р. «Искусство игры на баяне». Москва 1985г.
Пуриц И. И. Методически статьи по обучению игре на баяне. Москва 1986г.