Бинарный урок на тему ДПИ и музыка в жизни коренных народов Приамурья











































Бинарный урок на тему "ДПИ и музыка в жизни коренных народов Приамурья"

Вид урока: элементы всех видов уроков.
Цель: знакомство с особенностями культуры коренных народов Приамурья
Задачи:
Помочь осознать значение культуры коренных народов ДВ;
На основе восприятия побудить к размышлению о нравственных нормах (уважение к традициям разных народов, бережное отношение к памятникам культуры, необходимость изучения древних источников культуры);
Развитие воображения на чувственном уровне с помощью музыкальных и изобразительных средств.

ПЛАН УРОКА.
1. Введение в тему.
2. Особенности культуры народов Приамурья (экспедиционные материалы)
3. Традиционные музыкальные жанры народов Приамурья.
4. Виды и роль орнамента.
5. Практическая работа: выполнение аппликации в виде личины.
6. Обрядовая игра "Хэйро".
7. Парад масок. Превращение.
8. Итог урока "Земная красота".

Урок рассчитан на 2 часа учебного времени.

1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
Вход под музыку "Моя земля" в исполнении симфонического ансамбля Шмагина.
1.1. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Во-первых, вести его мы будем вдвоем - Лариса Павловна - учитель изобразительного искусства, и я. А во – вторых, вас сегодня встречает не совсем обычная музыка.
1.1.1. Что же в ней необычного? (исполнение, инструменты, интонации).
1.1.2. Привычна ли музыка для нашего слуха?
1.1.3. Чем отличается от русских напевов (необычным острым ритмом, пением, приемом "икания" - горловым пением)?
1.1.4. Посмотрев, на плакаты, которые вы видите, проанализировав музыку, попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
Итак, средствами изобразительного искусства и музыки мы с вами попробуем прикоснуться к великой тайне - культуре коренных народов Приамурья.
1.1.5. Сможете ли вы назвать народности, проживающие по берегам Амура?
нанайцы,
ульчи,
удэгейцы,
орочи,
нивхи.
нигидальцы.



2. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ (ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ) 2.1. Перед нами на плакатах представлены некоторые материалы трех экспедиции в национальные селения Сикачи-Алян, Кальма и Гвасюги.
В этих экспедициях я побывала в студенческие годы.

2.2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Название Сикачи - Алян произошло из двух слов: Сикачи - кабаны, Алян - гора.
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] На берегу Амура лежат камни - валуны, на камнях выбиты рисунки. Этим рисункам более 5-ти тысяч лет по свидетельству Алексея Павловича Окладникова. Сегодня ученые говорят о 8-ми тысячах лет. (Мы живем в 2008 году по Рождеству Христову).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.3. На левом берегу Амура, мы провели раскопки и уже в верхнем слое песка были найдены: наконечники стрел, черепки глиняных сосудов с орнаментом, украшения в виде бусин. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] остальные мы сдали в Краеведческий музей им. Градекова.)

Подвеска из хризопраза в виде просверленного диска. Украшение одежды шамана




2.4. Вернемся к камням - валунам на правом берегу.

Легенда гласит: "Это было в то далекое время, когда на небе было три солнца.
Поэтому стояла такая жара, что камни плавились, как воск и на них можно было рисовать без всякого труда".

Второй вариант легенды гласит: "Это не рисунки, а отпечатки существ и духов на мягких от жары камнях. Когда на небе было три солнца и от зноя умирали даже рыбы, Первый шаман догадался убить два солнца.
Вода кипела - горой стояла. Гора кипела – водой стала, (картина напоминает извержение вулкана). Шаман убил два крайних солнца. На мягких камнях отпечатались жители земли и духи, и после этого жить стало хорошо. Народ хорошо родиться начал.
2.5. Петроглифы Древнего Амура. Личины Сикачи - Аляна.

Петроглифы (греч. petros – камень, gluphe - резьба) - наскальные изображения.
2.5.1. Петроглифы Сикачи - Аляна:
2.5.1.1. Хото дуруни - дух, маска черепа.
2.5.1.2. 0рон (ть) дуруни - оленья маска, (маска лося).
2.5.1.3. Илан Сиун - три солнца.
2.5.1.4. Мапа дуруни - дух медведя.
2.5.1.5. Муйки дуруни - дух земли.
2.5.1.6. Гаса дуруни - дух утки и так далее.
2.6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Композиции включают в себя окружающие детей предметы: бревна, лодки, домашних животных. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Фр. fetish - идол). Идол - предмет, наделенный сверхъестественной силой, служит для религиозного поклонения. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Изготавливали идолов мужчины: шаман, глава рода или взрослые мужчины [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
По представлениям коренных жителей Амура окружающая их среда: воздух, вода, земля и все, что в ней и на ней живет и растет-делится на сферы и населено духами: добрыми и злыми. Духи злые стремятся завладеть телами и предметами или навредить. Добрые же, наоборот, стараются защитить.
Существовало табу на реалистичность изображения, в силу убеждения: "если злой дух узнает, он прогонит добро и сам поселится в идоле и начнет вредить человеку".
2.8. В христианской религии подобную функцию выполняет икона ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Икона отличается от идола тем, что она является посредником между молящимся и святым, образ которого изображается в реалистичной манере.


Изображения духов напоминают людей, животных, но часто это абстрактные Фигуры из дерева, кости, камня, кожи, ткани, соломы.
При рождении человека всю его жизнь и после смерти его сопровождали различные ритуалы, в которых важную роль играют духи и их вещественное воплощение - Фетиши.

3. ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ.
Вы заметили, что в рассказе учителя ИЗО "красной нитью" проходит единение человека с природой, с окружающим миром.
3.1. Как только человек заговорил и понял, что он может своим голосом подражать звукам ветра, волны, птицы, зверя, он стал этим пользоваться.
3.2. И как вы думаете, какими были самые первые попытки создания музыки? (подражание животным и птицам).
- Да, самым ранним жанровым пением было подражание. имитация звуков птиц и зверей, которым пользовались и до сих пор пользуются охотники (манок), а также обрядовое переитонирование этих звуков.
3.3. Я вам сейчас наиграю такую переитонированную мелодию, а вы вслушайтесь внимательно и попробуйте определить, чей это голос - имитация - птицы или зверя?

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

- Это ''игровая" интонация лесного голубя. Попробуем ее спеть. Выпрямим спинки, закрытым ртом подержим и выровняем первый звук (дети затем пропевают всю мелодию закрытым ртом).
А теперь добавим слова "кунти данта". У коренных народов приемы пения порой отличаются от того, как мы сейчас спели. Мы привыкли петь на выходе, а у нанайцев, нивхов, удэгейцев применяется чередование "выдох - вдох" с характерной манерой горловой передачи звука, создающей впечатление "икания" на традиционный напев Формулу - ехый.
3.4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.5. А хотите сами попробовать ощутить горловое пение? Для этого поставьте ладошку под подбородок и при подаче звука начинайте похлопывать по подбородку рукой.
3.6. Вскоре человеку понадобились и музыкальные инструменты.
- А что служило материалом для создания простейших музыкальных инструментов? (дерево, стебли, травы, кость, затем металлические пластинки). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] К духовым инструментам относятся Флейты, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] У россиян тоже был похожий инструмент, ведь "варчи" на древнерусском обозначают "уста".
Объясняю устройство кунгкая.
- А теперь послушаем как он звучит. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дайте характеристику звучания этого инструмента (небольшой диапазон, монотонная мелодия) очень ритмичные рисунки мелодии.
Как вы думаете, где использовали этот инстумент? (в обрядовых играх, танцах).
К струнным инструментам относится монохордовый (однострунный) инструмент дзюлянгки (удегейское), дучианэ (нивх).
Послушайте и скажите, по тембру звучания какой инструмент он вам напоминает? (скрипку) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.7. Игрой на музыкальных инструментах человек показывал свое отношение к миру, окружающей действительности, то, что он не мог сказать словами. Пела и играла душа человека.
А душой было наделено все вокруг: воздух и вода, деревья и камень.
И, конечно, человеком, который мог свободно общаться с душами всех небесных сфер, был шаман.
Поэтому системы шаманских жанров - муэни (ейни), в которых ритуальное пение сопровождается ударами в бубен - унту и звоном янгка (металлических подвесок на поясе), занимает особое место (показываю иллюстрации).
3.8. Звучит Фрагмент из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и мужского Фольклорного ансамбля песни и танца «Гива»
Перед прослушиванием мелодии ставится задача - представить зрителю этот эпизод. Наводящими вопросами подвожу к красочным описаниям одежды шамана.
3.9. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4. ВИДЫ И РОЛЬ ОРНАМЕНТА.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4.1. Что такое орнамент? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4.1.1. Орнамент - это повторяющийся узор. Узор - это украшение или декор.
4.1.2. Декорация - украшение, декоративный - украшенный. 4.2. Какие виды орнамента вы знаете? 4.2.1. Виды орнамента по предмету изображения:
1
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ
По предмету изображения

2
РАСТИТЕЛЬНЫЙ


3
ЗООМОРФНЫЙ (животные)


4
АНТРОПОМОРФНЫЙ изображения (человек)


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4.2.2. Типы орнамента по композиции (расположению):
ЛЕНТОЧНЫЙ (полосной), КОВРОВЫЙ (квадрат, прямоугольник), В КРУГЕ.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4.3. Орнамент выполняет не только Функцию украшения, но и служит оберегом у многих народов.
4.5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.5.1. Орнамент унтов из поселка Кальма. Нигедальский орнамент состоит из завитков, трехлистника и листика.
4.5.2. Нанайский орнамент ковра состоит из спирали, скобок и точек.
На шапочке орнамент в виде оленьих рогов состоит из волны, завитка, листика и круга.
4.5.3. Намного сложней и утонченней выглядят удэгейские орнаменты. Очень часто они напоминают личины - маски духов. Но и эти орнаменты состоят из простых элементов:
завиток, или спираль;
окружность, почка;
извилистая линия, волна;
листик или скобка;
ромб или капля.

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.I.1. Рассмотрим элементы, из которых состоят эти изображения:
завиток,
окружность,
волна,
скоба,
ромб.
5.2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.3. На листе белой бумаги провести центральную линию (разделить пополам лист). Провести тонкую линию с помощью линейки.
5.4. Наклеить детали, совмещая центры деталей с центральной линией.

5.5. Индивидуальная работа с детьми под музыку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

5.6. При выполнении аппликации из деталей, каждый ученик составляет свою композицию.

6. ОБРЯДОВАЯ ИГРА "ХЭЙРО" (СОЛНЦЕ).
Выполнив маски - аппликации, дети становятся в круг, берутся за руки. В центре сидит человек - "солнце". Поднимая и опуская руки, дети идут приставным шагом и поют. Солнце в любой момент подняться, выпрямиться и расправить руки - лучи.
Дети должны убегать и уворачиваться от рук - лучей, затем снова собираются в круг:
Хей-ро, хей-ро, хей-ро, хей-ро.
Раз, два, три - в круг скорей беги.

7. ПОСЛЕ ИГРЫ - "ПАРАД МАСОК".

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. ИТОГ УРОКА.
Сегодня мы сделали попытку познакомиться с древнейшей культурой народов Приамурья, которая древнее греческой и египетской на несколько тысячелетий.
Нужно ли знать, изучать и беречь культуру того народа, на чьей земле ты живешь? Почему?
У каждого из нас есть родина - это место, где ты родился, где живешь, учишься.
Мы живем с вами в прекрасном уголке нашей планеты - Дальнем Востоке.
И закончим мы урок песней о "Земной красоте" нашего современника, русского композитора. Песни разные по стилю, по времени, но объединяет их авторов и, конечно, исполнителей, любовь к. своему Отечеству.
Звучит песня "Земная красота",
в исполнении учителя музыки и группы учащихся.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


(Рекомендую использовать ЦОР к уроку, записанный на диске)

Урок размещен на портале Хаба Вики:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








© Vlasyuk L. P., Verotchenko T. V.

© Vlasyuk L. P., Verotchenko T. V.



J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\plakat_2.jpg
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\valun_1.jpg
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\valun_4.jpg
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\petroglif'y.jpg
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\podveska.jpg
·DdJ:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\igr'y_detej.jpg
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\tyotya_sima_i_doch'.jpg
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\devochka_i_babushka.jpg
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\expedicionn'ye_material'y.jpg
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\plakat_1.jpg
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\pavlishin_2.jpg
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\pavlishin_3.jpg
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\kazanskaya_bojya_mater'.jpg
·DdJ:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\muzika\jeh'yj_2.mp3
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\muzika\kangan_3.mp3
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\muzika\dudka+skripka_4.mp3
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\muzika\kangan_3.mp3
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\muzika\Bel'd'y.mp3
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\pavlishin_1.jpg
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\pavlishin_4.jpgј
·
·
·
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\ornament_1.jpg
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\obrazci_lichin.jpg
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\zagotovka_olen'.jpg
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\zagotovka_medved'.jpg
·J:\уроки на конкурс\binarn'y_urok_Vlasyuk+Verotchenko_2\kartinki\zagotovka_tigr'.jpg§15