Некоторые аспекты организации работы учителя с одарёнными детьми (статья)

Некоторые аспекты организации работы учителя с одарёнными детьми
Кириенко Наталья Олеговна, учитель информатики и математики,
МБОУ «СОШ № 9» г. Чебоксары
kirienko_hata@mail.ru

Аннотация
Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции. Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка. Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации) [6].
Одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивации, ориентированной на определенную задачу).
Дж.Рензулли
Работа с одаренными детьми является одной из приоритетных в направлении образования на государственном уровне.
Актуальность работы с одаренными детьми определяется:
осознанием обществом «человеческого потенциала», как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития;
ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий;
требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом и высокообразованной.
Школа должна предоставить возможность каждому ребенку быть успешным, научить быть успешным, увидеть и оценить успех каждого. « развитие творческой среды для выявления одаренных ребят на каждой ступени обучения» должно стать главным направлением деятельности школы и педагогов.
Сегодня, как никогда, школа стремится создать условия для того, чтобы каждый ребенок смог проявить свою одаренность и имел возможность для ее дальнейшего раскрытия.
Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Одаренность это явление комплексное. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности (игровой, учебной, трудовой), то есть, одарённость состоит из различных способностей. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, навыков.
Можно сказать, что если человек одарен, то одаренность у него многогранна. Однако, он должен еще суметь развить в себе данные ему природой дарования, отшлифовать свои способности и правильно использовать их с пользой для себя, для общества, но удается это далеко не всем и, во всяком случае, не сразу.
Было бы замечательно, если бы природная одаренность ребёнка совпала бы с кропотливой работой взрослого, чтобы состоялся невероятный творческий резонанс! Однако, врожденные задатки – это только одно из условий. Одаренность ребенка, как и его отдельные способности, чаще не бывает дана от природы в готовом виде, ее становление в огромной степени зависит от условий, в которых ребенок растет и развивается. В этом случае, на одну чашу весов мы ставим способности ребёнка, его одарённость, талант, гениальность, на вторую - развитие, воспитание, навыки, образование, тренировку. Интеграция слов дает возможность ребёнку достичь значительных результатов и заложить прочный фундамент для успешной деятельности в какой-либо значимой области.
Как писал английский философ Джон Локк: "Родившийся человек это чистая доска, на которой воспитание может написать любые тексты"[3]. Перефразируем определение одаренности и скажем, что одаренность - это любой ребенок и, изначально, работоспособность его родителей. И надо отдать должное тем родителям, которые привели в школу уже способного ребенка.
Учитель, оценивая работу ребенка, может определить уровень способностей ребенка, выявить на начальном этапе обучения одаренного ребенка и скорректировать программу обучения. Одаренные дети отличаются выраженной познавательной мотивацией, саморегуляцией, самостоятельностью и выраженной способностью к самообучению. Их отличает исключительная успешность обучения. Это связано с высокой скоростью переработки и усвоения ими информации. Ежедневные, кропотливые занятия не для них. Им важны базисные вещи, широкий спектр материала; для них страшен "информационный голод". В этом случае, первым помощником в работе с одаренными детьми должны стать информационные технологии, которые представляются в этом отношении весьма перспективными. Одним из интересных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одарённых детей, является их способность проецировать добытые самостоятельно знания на новые сложные, а иногда, и долгосрочные задачи. Использование информационных технологий дает возможность обучающимся получить ответы на вопросы, которые их волнуют, заставляют задумываться над теми явлениями, суть которых им не совсем понятна, но интересна. Ведь лучший способ изучить что-либо - это открыть самому!
В сознании детей важно сформировать понятие "система" и совместить его с их творческим началом. Такое сочетание позволяет использовать в работе с одаренными детьми системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие форм организации учебного процесса и внеурочной работы. Педагог должен помочь ребенку выбрать то приоритетное направление деятельности, которое могло бы, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, способствовать росту его творческого потенциала, познавательных мотивов. А современное многообразие информационных технологий позволит познакомить обучающихся с различными программами, при этом, каждому ребёнку будет дана возможность выбрать именно те программы, которые наиболее соответствуют его интересам и потребностям, и, изучая которые, он может "воплотить в жизнь" свои идеи, замыслы и даже фантазии. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет на практике реализовывать принцип современного образования «No child left behind» («Ни один ребенок не оставлен»). Именно они дают возможность для самореализации всем ученикам с разными видами одаренности, их использование становится сегодня наиболее эффективной формой индивидуального обучения одаренных детей.
Помимо возможности построения индивидуальной образовательной траектории и развития интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка информационные технологии предоставляют возможности для развития его личностных и коммуникативных навыков.
Говоря о применении в работе с одаренными детьми информационно-коммуникационных технологий, не надо забывать о том, что детей еще надо научить использовать эти самые технологии. Сегодня, информатика является именно тем предметом, который как никакой другой предоставляет ребёнку возможность раскрыть свои способности, реализовать себя творчески и интеллектуально. Изучая в школе различные предметы, учащиеся получают сумму знаний об отдельных сторонах окружающего мира: объектах, явлениях и процессах, происходящих в той или иной предметной области. Но именно предмет "Информатика и информационно - коммуникационные технологии ", используя системно - информационный подход в науке, берет на себя функцию интеграции всей этой суммы знаний в единую целостную картину мира. Поэтому изучение предмета на начальной ступени обучения крайне важно. Система обучения информатике построена таким образом, что она позволяет ученикам быть успешными не только на уроках, но и в мероприятиях внеурочной деятельности. Умение и навыки работы с информационными технологиями используется на других уроках и в повседневной жизни.
Процесс выявления и поддержки одаренных детей сложен и многогранен - это никогда не прекращающийся процесс. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом одаренные взрослые - педагоги. Работать с одаренными детьми одновременно и интересно и трудно: он требует от учителя хороших знаний по предмету, знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, тесного взаимодействия с другими учителями, родителями. Он требует постоянного роста мастерства учителя, гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и вашей сильной стороной. И чтобы становление одаренного ребенка не проходило случайностями, его окружающими, педагог должен дать направление этим случайностям. Ему необходимо бережно и внимательно присматриваться к любым, самым неожиданным проявлениям каждого ребенка, не пережимать, но и не пропустить! Главное, не опоздать!

Литература
Гладкий А. В. Введение в современную логику: Учебное пособие. М.: 2007.
Евгений Кожара. Система педагогической режиссуры.: Санкт-Петербург «СПбГПУ», 2003
Локк Д. Мысли о воспитании. Т.З. – М.: Мысль, 1985. – 533 с.
Шумакова Н. Б. Одаренный ребенок: особенности обучения / Н. Б. Шумакова; под ред. Н. Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
Экштейн М. Сообщества одаренных // Дети в информационном обществе. – М.: Фонд развития Интернет, 2010. – Вып. № 4. – С. 26-31.
Юркевич В.С. Проблемы современной психологии: Юркевич В.С. Проблемы современной психологии Юркевич В.С. Проблемы современной психологии: Публичные лекции // URL: http://childpsy.ru/media/129/