Урок литературного чтения по произведению М.М. Зощенко «Ёлка» (4 класс).


Предмет: литературное чтение.
Класс: 4.
Тема урока: М.М. Зощенко «Ёлка».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Педагогические задачи:
Создать условия для знакомства учащихся с произведением М.М. Зощенко «Ёлка».
Формировать умение анализировать текст.
Способствовать развитию умения высказывать собственную точку зрения.
Развивать логическое мышление, пополнить литературный запас слов, подвести учащихся к пониманию нравственного содержания прочитанного, осознанию мотивации поведения человека.
Формирование УУД:
Личностные:
сознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
развитие творческих способностей;
высказывание своей точки зрения и уважение к мнению собеседника.
Предметные:
воспринимать литературное произведение как особый вида искусства;
уметь анализировать текст;
формулировать основную идею текста;
учиться давать сравнительную характеристику героям;
выразительно читать, умение читать по ролям;
формировать мотивацию к прочтению других рассказов М.Зощенко для детей;
создавать условия для развития читательской памяти, внимания.
Метапредметные:
Познавательные:
учиться делать логические выводы.
Регулятивные:
принимать задачу;
планировать реализацию цели;
оценивать свои действия;
вносить изменения.
Коммуникативные:
учитывать позицию собеседника;
сотрудничество с одноклассниками и учителем;
развитие способностей работать в группе.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями для индивидуальной, групповой работ и работы в паре, мультипликационный фильм «Лёля и Минька. Ёлка».
Ход урока
I.Организационный момент (1 мин).II. Проверка домашнего задания (1 мин).
III. Актуализация знаний (5 мин).
(Межпредметные связи: литературное чтение – история)
- О чём идёт речь?
Долгое время это событие отмечали 1 марта, когда оживала природа и люди начинали заботиться о посеве нового урожая. С 1492 года его наступление сдвинулось на 1 сентября. И лишь с 1700 года по указу Петра I, как и в других странах Европы, это событие перенеслось на 1 января.
- Для многих людей символом этого праздника долгое время оставалась берёзка. Это же дерево появляется, вновь, благодаря Петру Великому. Первое «государственное» дерево в честь праздника было установлена только в 1881 году, по приказу Великой Княгини Александры Федоровны. Какой-то период времени после революции 1917 года оно было запрещено. Но уже с 1935 года традиция встречать с ним праздник вернулась. О каком дереве идёт речь?
(В наши дни в дни торжеств эти деревья украшают не только все дома, но и главные площади каждого города нашей огромной страны. Причем, некоторые деревца выглядят очень необычно!)Возьмите листочки с заданием № 1. Работая в парах (Развитие внимания, мышления)
а) найдите среди буквенного текста слова и подчеркните их одной чертой;
б) найдите общее понятие для этих слов, определите какое среди получившихся слов лишнее, подчеркните его двумя чертами.
Задание № 1. Работа в парах.
а) найдите среди буквенного текста слова и подчеркните их одной чертой;
б) найдите общее понятие для этих слов, определите какое среди получившихся слов лишнее, подчеркните его двумя чертами.
кёлкайтснегывц 
щэморозйфяпургаж 
кёлкайтснегывц 
щэморозйфяпургаж 
- Кто догадался, как же называется произведение, с которым мы будем сегодня знакомиться? 
- «Ёлка».
- Давайте проверим. Откройте учебник на странице 59, и посмотрите, верны ли ваши предположения.
Итак, произведение, с которым мы будем сегодня знакомиться, называется? 
- «Ёлка».
- Автор этого произведения? (Для тех, кто забыл имя и отчество писателя, его можно посмотреть на станицах оглавления, в конце учебника)
- Михаил Михайлович Зощенко.
IV. Целеполагание (1 мин).
- Пожалуйста, постарайтесь сейчас сформулируйте цель урока. Помните, что мы впервые встречаемся с произведением (Чем мы будем заниматься на уроке?)
- Цель урока: познакомиться с произведением, сделать анализ и определить главную мысль.
- Давайте, попробуем поставить задачи на урок?
- Вспомнить биографию писателя;
познакомиться с произведением;
выяснить значение непонятных слов;
проанализировать произведение и понять его основную мысль.
V. «Открытие» нового знания.1. Биография писателя (2 мин).
- Вспомним биографию Михаила Михайловича Зощенко. (Выступление подготовленных учащихся).
Русский писатель Михаил Михайлович Зощенко родился 28 июля 1895 в Полтаве. Его отец был художником. А мама - актриса, она также писала рассказы. В семье было 8 детей.
В 1913 году Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге. Учился на Юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив его, отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны. Командовал батальоном. За храбрость и отвагу, проявленную в боях, был награждён пятью орденами. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал.
В 1921 году вышла его 1 книжка. Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойными привычками.
Сначала он писал только для взрослых. Для детей, оказалось, писать трудней, первые рассказы для ребят получились совсем неудачными. Но он был очень трудолюбивым и упорным человеком. В конце 30-х годов появились такие замечательные рассказы, как «Глупая история», «Показательный ребёнок», «Ёлка». Затем было опубликовано ещё несколько десятков рассказов, и Зощенко стал самым лучшим детским автором.
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, всю жизнь напоминала о себе. И в возрасте  64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке, в котором жил последние годы.
2. Первичное восприятие произведения (9 мин).
- Сейчас я предлагаю вам удобно сесть, и познакомимся с произведением М.М. Зощенко «Ёлка», посмотрев мультипликационный фильм. (Просмотр мультипликационного фильма «Лёля и Минька. Серия «Ёлка», 2014 год).3. Проверка первичного восприятия (2 мин).
– Главные герои произведения, это?
- Лёля и Минька.
– Я думаю, что вы догадались, что из мальчика Миньки впоследствии вышел замечательный писатель…
- Михаил Михайлович Зощенко.
- Чем наряжали елку в начале прошлого века?
- Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки.
– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?
– Нет, потому что…
- А рассказ получился весёлым?
- Да, …
– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?
- …
4. Работа над построением произведения (1 мин).
- Давайте попробуем дать характеристику произведения с литературной точки зрения. Определите жанр произведения. Это…
- Рассказ.
- От чьего имени ведётся повествование?
- От лица автора.
- Значит это рассказ…
- Это авторский рассказ.
VI. Физминутка (2 мин).
5. Словарно-лексическая работа (2 мин).
Возьмите листочки с заданием № 2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Развитие мышления)
Соедините слово (словосочетание) с его лексически значением.
Задание № 2. Самостоятельная работа.
Соедини слово (словосочетание) с его лексическим значением.
Крымские яблоки кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
Длинновязая сделанная из высококачественной глины
Пастилка высокая
Не буду церемониться больной
Фарфоровая ручка не уверена
Золотушный ребёнок не буду стесняться
Не ручаюсь привезённые с Крыма
Задание № 2. Самостоятельная работа.
Соедини слово (словосочетание) с его лексическим значением.
Крымские яблоки -7366056070500-73660123634500-73660103886000-73660103886000-7366019240500-7366056070500-7366015176500 кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
Длинновязая сделанная из высококачественной глины
Пастилка высокая
Не буду церемониться больной
Фарфоровая ручка не уверена
Золотушный ребёнок не буду стесняться
Не ручаюсь привезённые с Крыма
6. Артикуляционная гимнастика (1 мин).
  Скороговорки:
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубики сломали.
Старик СкороговоровКупил скороварку,
Разбил сковородку,
Забыл скороговорку.
После такой разминки мы должны читать и говорить как?
– Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно.
7. Выборочное чтение произведения с элементами анализа (10 мин).
Прочитаем произведение еще раз, но по частям, к которым я буду ставить вопросы (Методический прием – чтение с остановками). Я называю страницу, вы находите нужное место в тексте и продолжаете читать.
1) с. 60 «Давай пойдем в комнату и поглядим, что там происходит…»2) с. 61 «Но он снова упал. И прямо на подарки…»3) с. 61 «Много детей с их родителями…»4) с. 62 «Это меня Леля научила…»5) с. 62 - Найдите в тексте и прочитайте как отреагировал Минька на то, что его паровозик отдали другому мальчику? 6) с. 63 «Наверно, ваш мальчик будет разбойник…»7) с. 63 «И тогда все игрушки нам останутся…»8) с. 63 «Но вдруг в комнату вошел наш папа…»– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения? Найдите и прочитайте эти слова.
- И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.
8. Работа в группах (5 мин).
Группа I.
Сопоставление двух главных героев рассказа Лёли и Миньки.
Дать характеристику Лёле и Миньке.
Леля Минька
Возраст Рост Характер Что  могут достать? Как ест? Поведение Леля Минька
Возраст Было 7 лет Ударило 5 лет
Рост Высокая, длинновязаяУдивительно маленького роста
Характер Исключительно бойкая Тихий
Что  могут достать? Могла высоко достать Ничего нельзя достать
Как ест? Моментально съедает Откусываю
Поведение Не церемонится Чуть не заревел
Группа II.
Испорченный план.
Восстановите последовательность событий рассказа. Расставь в пустые клетки напротив пункта плана соответствующие цифры от 1 до 9.
Ссора взрослых.
Мама обнаружила испорченные подарки.
Подготовка к Новому году.
Испорченная кукла.
Мама удивилась, что мы остались одни.
Поедание сладостей с ёлки.
Мы с Лёлей вошли в комнату, где стояла ёлка.
Пришли гости.
Папа  потушил ёлку.
7 Ссора взрослых.
6 Мама обнаружила испорченные подарки.
1 Подготовка к Новому году.
4 Испорченная кукла.
8 Мама удивилась, что мы остались одни.
3 Поедание сладостей с ёлки.
2 Мы с Лёлей вошли в комнату, где стояла ёлка.
5 Пришли гости.
9 Папа  потушил ёлку.
Группа III.
«Доброе дело».
Помогите  Лёле и Миньке исправить ситуацию.
Предложите, что можно изменить в рассказе, чтобы праздник состоялся.
1. Вместе с мамой наряжать ёлку.
2. Попросить пастилку.
3. Не заходить без разрешения в комнату.
4. Признаться маме в проступке раньше, чем пришли гости.
4. Извиниться перед гостями.
- Проверка работы групп.
VII. Рефлексия учебной деятельности (УД) на уроке (2 мин).
Заканчивается наш урок. И мне интересно, с какими мыслями и чувствами вы уходите с занятия.
Продолжите предложение:
Для меня урок был очень полезным, потому что…
Для меня урок был обычным, потому что…
– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко:
Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.
IX. Дифференцированное домашнее задание (1 мин).
1. Чтение рассказа по ролям.
2. Прочитать рассказ, найти поговорку, которую произнесла одна из мам, объяснить её смысл. Подобрать ещё 2-3 поговорки, подходящие по смыслу.
3. Подготовить творческий пересказ от лица мамы или папы.