Статья :«БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ» (ВОКРУГ РАССКАЗА А . И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР»)


Введение



Александр Солженицын . наш великий современник. Человек 20 столетия. В энциклопедии прочитали: « Русский писатель». Действительно ли русский ? А как годы, прожитые за границей. Нет всё же русский. Нельзя же с такой любовью писать о русской деревне, о русском характере, не являясь истинно русским человеком.
Поражает разнообразие тем в творчестве Солженицына. Это и революция и, война, власть , религия, человеческий характер- всё анализируется Александром Исаевичем, всё проходит через его внутреннее восприятие. Солженицын старается «жить не по лжи» .А Нобелевская премия, присужденная Александру Исаевичу в 1970. лишь подтверждает то, что правда и праведность ещё ценится в нашем мире.
« Матрёнин двор» - произведение автобиографическое Это рассказ о той ситуации, в которой автор оказался, вернувшись летом 1956 года.
« из пыльной горячей пустыни» Ему хотелось затесаться и затеряться в самой нутренной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог. Ему дали место учителя и в приказе отпечатали: «Торфопродукт», но душа не приняла населенный пункт с таким названием. Ветром успокоения потянуло от названия других деревень. Высокое поле, Тальново, Часлицы Автор предстаёт перед нами человеком с развитым чувством Прекрасного. «Высокое поле» от одного названия веселела душа»
Так автор подводит нас к дому, где живёт Матрёна.
« Матрёнин двор» Солженицын не случайно так назвал своё произведение . Двор- один из ключевых образов рассказа.
Описание его лишёно ярких красок. Матрёна живёт « в запущи» Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом – погибнет и его хозяйка
Цель нашей работы : проследить. как показывает Солженицын трагическую судьбу русского человека, понять, что главной темой творчества этого писателя является борьба добра со злом – вечная тема искусства.
« Матрёнин двор» Основу повествования составила трагическая судьба русского крестьянства. Первоначальное название рассказа было
« Не стоит село без праведника». Этими словами и заканчивается произведение.




Быть или иметь?
(Вокруг рассказа А. И Солженица « Матрёнин двор»)

Рассказ внешне совсем непритязательный От лица сельского учителя математики, ( за которым легко угадывается сам автор Игнатий- Исаич) вернувшегося из мест весьма отдалённых, описывается среднерусская деревня. И не какая – нибудь «глубинка» , а деревня, находящаяся всего в 184 километрах от Москвы. Главное в рассказе -повествование о бедной событиями, а тем более радостями жизни пожилой крестьянки Матрёны Васильевны. Бедность Матрёны смотрит из всех углов. Да и откуда придёт достаток в крестьянский дом? Год за годом многие годы ниоткуда не зарабатывала Матрёна ни рубля. Родные помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги- за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика. И жизнь её, по общему мнению родственников и соседей, неразумная, несчастливая никчемная, и нелепая , а её нелепая смерть на железнодорожном переезде подтверждает это. Но рассказ Солженицына написан не ради того только, чтобы ещё раз сказать о страданиях и бедах которые перенесла русская женщина. Эта женщина не начитанная, малограмотная, простая труженица. Но душевный мир её наделён такими качествами, что не перестаёшь удивляться. Эта женщина любящая страдающая. И главная тема рассказа, на наш взгляд ,- « чем люди живы» В самом деле, пережить то , что пережила Матрёна Васильевна , и остаться человеком бескорыстным, деликатным, открытым, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости « лучезарную улыбку.
Какие же душевные силы нужны для этого?
Вот это и хочет понять и рассказать Александр Исаевич Солженицын .И рассказ строится на противопоставлении бескорыстной, неимущей ( как бы даже юродивой, не просто нищей) Матрёны жадным до всякого « добра»
( в смысле имущества, вещей) и потому прижимистым, алчным, скаредным людям- Фадею, деверю Матрёны, её золовкам, приёмной дочери Кире с мужем и прочим родичам. А если вчитаться внимательно то поймёшь, что кругом почти все такие и председатель колхоза, который разговаривает с людьми обо всём, кроме топлива, которого все ждут: « потому что сам он сам запасся», и его жена, председательша, которая на колхозную работу приглашает Матрёну, других инвалидов, а заплатить им за труд не может. И соседний председатель Горшков такой же. Матрёна- « нестяжатель». Не то, чтобы она против какой - нибудь собственности, скорее наоборот: сама собственность против Матрёны. На вопрос жильца Игнатича, почему хозяйка коровы не держит, Матрёна отвечает: « Мне молока от козы хватит. А корову заведи, так она мне самою с ногами съест. У полотна не скоси, там свои хозяева, и в лесу косить нету- лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят- не колхозница мол теперь Да и колхозницы до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз. А себе уж из – под снегу – что за трава?» Ни корова, ни сено, ни земля под огород, ни плата за работу Матрёне не положены. Когда уже Матрёна умерла и Игнатичу пришлось переселиться к одной из его золовок, у той не нашлось доброго слова об умершей: « и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросёнка не держала, выкармливать почему- то не любила; и глупая, помогала чужим людям бесплатно» В характеристике Матрёны больше слов « не было, «не имела» , « не гналась». – Сплошное самоотречение, самоограничение, самоотверженность. И не ради какой-то похвальбы. Просто у Матрёны другая система ценностей: « у всех есть , а у неё не было», все имели « а она не имела»; « не выбивалась , чтобы купить вещи, а потом беречь их больше всей жизни», « и не гналась за нарядами, за одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев» , «она не скопила имущества к смерти. Грязнобелая коза, колченогая кошка, фикусы..» - вот и всё, что осталось от Матрёны на этом свете. Да из-за оставшегося жалкого имущества- избы, горницы, сарая. забора, козы - едва не передрались все Матрёнины родственники. Примирили их только соображения хищника – если обратиться в суд, то «суд отдаст избу не тем и не другим, -а сельсовету» Выбирая между « иметь» и « быть» Солженицынская Матрёна всегда предпочитала быть: быть доброй, отзывчивой, сердечной, общительной, незлопамятной, бескорыстной, трудолюбивой, предпочитала давать окружающим её людям- знакомым и незнакомым, а не брать. Даже принимая свою нелепую и страшную смерть на железнодорожном переезде, она старалась « подсобить мужикам» « в мужичьи дела вмешалась». А те, кто застрял на переезде, погубив Матрёну и еще двоих, - и Фаддей, и
« самоуверенный толстомордый тракторист, сам погибший, - предпочитали иметь: один хотел за один раз « горницу» перевезти на новое место, другой за одну ночь, за одну «ходку» трактора заработать. Жажда «иметь» оборачивалась против « быть» преступлением, смертью людей, попранием человеческих чувств, нравственных идеалов, погибелью собственной души. Так один из главных виновников трагедии- Фаддей трое суток после происшедшего на переезде, занимался тем, что пытался вернуть себе горницу или то, что от неё осталось на переезде. «Дочь его трогалась разумом. Над зятем висел суд, в собственном доме лежал убитый им сын, на той же улице убитая им женщина, которую он когда-то любил, - Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была – спасти бревна горницы от огня и от козней Матрёниных сестёр.»
Для Солженицына это мир, - это царство эгоизма, власть грубой силы, торжество корысти и отрицание абсолютных ценностей
Матрёна же, хотя и не имеет почти ничего , но и не жаждет иметь, она пребывает в единении с миром и потому « распахивает» свою душу навстречу любому.
Люди, подобные Фаддею, стремятся заразить носите
·лей светлого начала злобой, жадностью , ленью, завистью и другими пороками. А вот изменить духовную суть Матрёны Васильевны не удается никому и ничему: « У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа- работа .Тот час же она хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом по ягоды в лес . И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая , всем довольная, со своей доброй улыбкой» . Героиня сохранила отношение к труду как к святыне. Работая в колхозе бесплатно. Помогая всем, кто просил о помощи, еле- еле сводимая концы с концами Матрёна остаётся совершенно бескорыстной: « не только колхоз, а любая родственница или просто соседка приходила к Матрёне с вечера и говорила: « Завтра Матрёна придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать? И Матрёна не могла отказать. Она покидала свой черёд дел, шла помогать соседке и , воротясь еще говорила без тени зависти: « Ах Игнатич. Крупная ж картошка у неё. В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей – богу, правда!»
Противопоставление Фаддея и Матрёны в рассказе превращается в своего рода философию жизни.
Сопоставив характер принципы, поведение Фаддея с другими рассказчик приходит к неутешительному выводу : « Фаддей был в деревне такой не один» Потерять душу, совесть , доверие к людям, дружелюбное к ним расположение, любовь- не стыдно, и не глупо, и не жалко – вот что страшно, что неправедно и грешно, по убеждению Солженицына. Ведь даже тётя Маша, « единственная, кто искренне любил Матрёну в этой деревне», пришедшая в избу Матрёны с горестной вестью, - и та не забывает перед уходом обратиться к Игнатичу с просьбой забрать из сундучка Матрёны вязанку, которую Матрёна будто бы « после смерти прочила Таньке»- Машиной дочери: « Утром тут родня налетит, мне уж потом не получить». Жадность к « добру»( имуществу, материальным ценностям) и пренебрежение к настоящему добру, духовному, нравственному т.е. к человеческой доброте- это накрепко связанные между собой вещи. Духовное, нравственное добро состоит в передаче, дарении чего-то своего другому человеку.
Приобретение же материального добра- это превращение предметов, вещей, ценностей, принадлежащих другому в своё распоряжение. Не из этой ли философии появляются Матрёны и агрессивные хищники Фаддеи. А сила и праведность Матрёны заключаются в том, что она не может отказать в помощи нуждающемуся даже если это грозит трагическими последствиями для неё самой. Но по другому она поступить не может, в противном случае это был бы уже характер иной, не праведнический.
А родственники Матрёны (её сестры и золовки) даже в ритуальных плачах ведут соперничество за скудное наследство, обвиняют друг друга. Даже плач у них не настоящий.






Заключение
Солженицын назвал свою героиню праведником. А по Солженицыну , праведник- это тот в ком воплотился высокий идеал русского народа,
О важной духовной миссии этих « прирождённых ангелов» Солженицын пишет в финале рассказа. « Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Нам показалось, что в рассказе речь идет именно о духовной миссии. Когда критики упрекнули писателя за попытку представить Матрёну «Символом, на котором держится жизнь» Солженицын счел необходимым ответить, внести ясность. «О «Матрёне» только та обязательна поправка, что я нигде не писал, будто наша земля держится на них, а лишь то, что не стоит без них»
Следовательно, главная заслуга « праведников» заключается в том, что они сберегают духовность, которая в наше время в России оказалось словом не модным, но которая, несомненно, будет востребована в будущем.
Несмотря на трагическую гибель праведницы Матрёны, Русь находит силы выстоять, смерть Матрёны в каком то смысле преображает рассказчика.
Надеемся не будет слишком самонадеянно заявить, что написанный в 1959году рассказ Солженицына стал и будет впредь своеобразным актом покаяния человека, проявившего хоть на миг душевную черствость.
А что касается борьбы добра со злом, то мы из рассказа поняли, что линия, разделяющая добро и зло , проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, она проходит через каждое человеческое сердце. В ходе работы над темой мы провели небольшой опрос среди учащихся 9, 10, 11 классов нашей школы. Всего приняло участие 48 человек. Был предложен вопрос: что важнее в жизни – « быть « или « иметь». Большинство учащихся, а именно 30 человек ответили, что важно и то и другое. Двенадцать человек ответили, что важнее «быть». И оставшиеся шесть человек решили, что важнее всего « иметь». Нельзя изгнать вовсе зло из мира, но можно в каждом человеке его потеснить, и тогда мир будет добрее.














Оглавление



1 Ведение...1 стр

2 Быть или иметь?
(Вокруг рассказа А. И Солженица « Матрёнин двор»).2-7 стр

3. Заключение ...8 стр


































«БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ»
(ВОКРУГ РАССКАЗА А . И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР»)

Улубиева Алана

Чшиев Виталий

СЮТ, г Беслан, СОШ с Брут


Революция, война, власть, человечий характер – всё анализирует писатель Солженицын, всё проходит через его сердце.
Цель работы: проследить трагическую судьбу русского человека, понять, что главной темой творчества этого писателя является борьба добра со злом - вечная тема искусства.
Внешне рассказ совсем прост. От лица сельского учителя описывается среднерусская деревня. Главная героиня- - Матрёна Васильевна Захарова.
Год за годом не зарабатывала она ниоткуда ни рубля. Но рассказ не о том, как была бедна Матрёна, а о том, как неначитанная, малограмотная женщина смогла остаться человеком бескорыстным, деликатным, отзывчивым.
Рассказ строится на противопоставлении бескорыстной, нищей Матрёны и жадным до всякого добра, прижимистым, алчным, скаредным людям.
Матрёна предпочитала быть. Быть доброй отзывчивой, сердечной, общительной, незлопамятной, предпочитала давать, а не брать.
Противопоставление Фаддея и Матрёны превращается в своего рода философию жизни.
Для Фаддея который предпочитал иметь доверие к людям, любовь- не стыдно не жалко. А вот это , по убеждению Солженицына, не правильно и грешно.
Жадность к имуществу и пренебрежение к духовному, нравственному, к человеческой доброте – это огромные вещи.
Солженицын назвал свою героиню праведником. А праведник это тот, в ком воплотился идеал русского народа.
А главная заслуга « праведников» заключается в том, что они сберегают духовность, которая в наше время в России оказалась словом не модным. Но она будет, должна быть востребована в будущем!



















Библиографический список

1 Солженицын А малое собрание сочинений Т3

2 Солженицын А в круге первом М « Современник» 1990г

3 Солженицын А По минуте в день М «Аргументы и факты»1995

4 Репитовская Н Солженицын А М «Советская Россия» 1990г




































РАЙОННАЯ НАУЧНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ











«БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ»
(ВОКРУГ РАССКАЗА А . И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР»)








Автор : Улубиева Алана

Соавтор : Чшиев Виталий

СЮТ, г Беслан, СОШ с Брут





Научный руководитель: Годжиева Галина Геннадьевна
учитель русского языка и литературы СОШ с Брут











2006г