Урок литературы на тему: «Русские поэты ХIХ века о Родине, родной природе и себе».

Урок по литературе в 5 классе.
Тема: «Русские поэты ХIХ века о Родине, родной природе и себе».

Цель урока: закрепить знания обучающиеся, учить выразительному чтению, закрепить умение находить в тексте средства выразительной речи; воспитывать любовь к поэзии, к Родине, к родной природе.
Тип урока: урок-экскурсия.
Оборудование: выставка рисунков «Любимый сердцу уголок»; билеты в театр; компьютер, интерактивная доска.
Ход урока:
Организационный момент:
готовность к уроку.
- Сегодня на уроке нам потребуются рабочие тетради, учебник, зеленая ручка или простой карандаш. А еще хорошее настроение. Никто не забыл его дома?
- Ну и прекрасно, тогда начинаем урок.
2) Итак, ребята, у нас сегодня необычный урок. Это урок – экскурсия, и мы на него пригласили гостей.
Мы сегодня с вами побываем на вернисаже, отправимся в театр, побываем в роли актеров и зрителей, будем находить в стихах средства выразительности, послушаем классическую музыку. В общем, нам предстоит интересное путешествие в мир красоты.
- Запишем эпиграф к нашему уроку.
«Нельзя любить Родину, не живя одной душой
с «жизнью любимой березки»!
Ю. Селезнев
- Литературовед Ю. Селезнев считал, что нельзя любить «весь мир», не имея Родины.
- Как вы считаете, он был прав?


II. Слово учителя.
В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связаны с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Поэтов часто привлекала степная природа. Она дорога каждому русскому поэту своей скромной простотой, в которой нет показной красоты, но в которой много красоты внутренней , раздолья, спокойствия, степенности и величия, взывающих к нравственной строгости и чистоте.
Природа изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души, одним из самых глубоких и значимых переживаний, связывающих его с землей, с «малым домом» - родным краем и с «большим домом» - Отчизной. Чувство родимой земли неотделимо от восприятия природы, от бережного и рачительного пользования ее дарами.
- Итак, мы собрались с вами в театр, но нас не пустят без билетов. Цена одного билета – хорошие знания.
III. Словарная работа.(Презентация)
Эпитт, олицтворение, мтафора, срвнение.
IV. Фронтальный опрос.
- Что такое эпитет?(образное определение предмета, выраженное прилаг.)
- Что такое олицетворение? (перенесение человеч. черт на предметы и явл )
- Что такое метафора?(переносное значение слова, основан. на сходстве или противопоставлении одного предмета другому.)
- Что такое сравнение?(изображение одного явлен. с помощью сопоставления его с другим.)



V. Лексическая работа.
- Молодцы, ребята. Теперь у всех есть билеты. Но прежде, чем мы отправимся в театр, давайте заглянем на вернисаж. Вам известно слово вернисаж? Вот что нам говорит «Толковый словарь иностранных слов».
(Презентация)
- Обратите внимание на наш вернисаж. Что за картину вы видите?(Пейзаж).
- Каждый из вас справился с домашним заданием и принес свой рисунок. Уважаемые художники, представьте, пожалуйста, свои картины.
- Спасибо, ребята.
- Теперь мы с вами отправляемся в театр. Сегодня в театре – аншлаг. Вы будете декламировать стихи, а я буду играть роль конферансье. Слова аншлаг, декламировать и конферансье вам знакомы?(Презентация)
Лексическая работа.
VI. Чтение наизусть.
(Презентация:картины художников)
- На сцене Дмитрий Сигачев со стихотворением Ивана Савича Никитина «Зимняя ночь в деревне».
- Орхан Гулиев со стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится».
- Алексей Носульчик со стихотворением Аполлона Николаевича Майкова «Ласточки» с музыкальным сопровождением. Бетховен «К Элизе».(22)
- Иван Шведов со стихотворением Ивана Захаровича Сурикова «Зима».
- Александр Давыдов со стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Весенние воды».
- Алексей Глухов со стихотворением Алексея Николаевича Плещеева «Весна» под музыку Баха.(10)
- Какие впечатления у вас оставил театр?
VII. Выразительное чтение.
- Открываем учебник на стр. 295. Прочтем выразительно стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»
- Давайте проанализируем это стихотворение. Найдем известные нам средства выразительности.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж все – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле
VIII. Самостоятельная работа или домашнее задание.
- Молодцы! А теперь вам предстоит самостоятельная работа. Вам нaдо подчеркнуть известные вам средства выразительности.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы –
И зима настала

- Сдаем работы.
- На столе у каждого из вас лежит лист самооценки. Поставьте себе оценки, пожалуйста.
- С каким настроением вы покидаете наш урок? Было ли вам интересно?
- Спасибо вам, ребята, за урок.


Лист самооценки

___________________________________________________________________________


Рисунок
Описание рисунка
Чтение наизусть
Анализ стихотворения
Знание теории
Оценка за урок











Самостоятельная работа.
Задание. Найти в тексте и подчеркнуть
олицетворение, эпитет, метафору, сравнение.
Иван Захарович Суриков
Зима
Отрывок
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы –
И зима настала