НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ


Т.С. ВОЙТОВИЧ
ГУО «Средняя школа №9 г. Пинска» (г. Пинск, Беларусь)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Действенность и жизнеспособность системы образования определяется профессиональным потенциалом основного и последипломного образования. Прогрессивные тенденции развития образования ставят перед преподавателями и педагогами новые профессиональные задачи, для решения которых недостаточно иметь академическую систему знаний, умений и навыков. Перед современным педагогом стоит актуальная задача организации своей профессиональной жизнедеятельности в непрерывно изменяющихся условиях таким образом, чтобы она была не только адекватной времени, но и опережающей профессиональной жизнеспособностью и компетентностью[1]. Поэтому основной проблемой, которую необходимо решать учителям, в том числе и учителям математики, это установление связей между знанием и операциональным действием в ситуациях разрешения проблем.
Часто наблюдается картина, когда учитель не владеет теми технологиями обучения, воспитания и развития, которые дают неоспоримые результаты качества образования с учетом способностей учащихся. Таким образом, проявляется проблема необходимости формирования и развития ключевых профессиональных компетенций с обновленным составом. Важен не объем знаний, а их гомеостатический баланс между знанием и незнанием. Тогда мы можем говорить о готовности к профессиональной деятельности, т.к. есть необходимый инструментальный состав знаний, умений, навыков, опыта, ценностей, традиций.
Подготовка педагогов для работы с одаренными учащимися – стратегия, содержание, формы и методы - должна обеспечивать становление и развитие как ключевых профессиональных компетенций, так и спецефического компонента их профессиональной квалификации. В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и «шлифовку» качеств личности, необходимых для работы с одаренными учащимися. Специфика такой подготовки педагогов требует обязательного учета следующих факторов:
- профессионально-личностной позиции педагога;
- психолого-педагогического и профессионально-личностного характера образования педагогов;
- создание системы консультирования и тренингов. Именно в этой форме, как показывает опыт обучения педагогов, им легче осознать собственные личные проблемы, мешающие в работе. Эта форма эффективна для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;
- создание психолого-педагогических условий (системы факультативных, стимулирующих, кружковых занятий) для развития профессионального мастерства;
- создание творческой и свободной атмосферы учения;
- преемственность всех ступеней общего среднего образования;
- профессиональной, постпрофессиональной подготовки и профессионального опыта педагогов;
- специфика образовательной инфраструктуры: характерные условия, связанные с наличием или, напротив, с отсутствием тех или иных компонентов образовательной системы, значимых для обучения и развития одаренных учащихся.
В соответствии с этим подготовка педагогов должна строиться по следующим принципам:
единства и дифференциации общего и специального обучения (раздел по проблематике одаренности должен быть включен в курс психологии во всех психологических и педагогических вузах. Таким образом может осуществляться необходимая подготовка всех специалистов, работающих с детьми).
этапности обучения (подготовка должна проводиться на разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной деятельности – вуз, курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы и т.д.).
единства теоретической и практической подготовки (в ходе подготовки или повышения квалификации, необходимо сочетать теоретическую практическую подготовку. Проводить «стажировку» педагогов на базе учреждений образования ориентированных на работу с одаренными учащимися, сочетая с последовательным или одновременным слушанием теоретических курсов) [2].Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных учащихся, и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач учителя и общества в целом. Но при отсутствии валидных методов идентификации одаренности все усилия сводятся к минимуму. Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди работников учреждений образования, а также родителей, для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Сложность решения этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречивых друг другу подходов к указанной проблеме, в которых трудно разобраться учителям.
Обучение одаренных учащихся в условиях школы должно осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации. Это требует выделения групп учащихся в зависимости от вида одаренности, организации обучения по индивидуальной программе. В условиях школы вопрос решается за счет стимулирующих и факультативных занятий, которые в большей степени, чем работа в классе, позволяют организовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы, и помогает учесть различные потребности и способности одаренных учащихся. Но зачастую работа по индивидуальному плану требует использования современных информационных технологий, в том числе дистанционного обучения, в рамках которых учащийся может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей. Проблема возникает у учителей не только в организации дистанционного обучения, но и в использовании информационных технологий. Хотя эта проблема на данном этапе развития современного образования решается через подготовку и сертификацию педагогических работников.
Одаренные учащиеся – это индивидуальный «продукт». Поэтому учителя для них являются наставниками, основная задача которых – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самоорганизации.
Встреча с одаренными учащимися, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи – соответственно отрицательные. Но в обоих случаях такая встреча дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления[2].
ЛИТЕРАТУРА
Оперативное управление качеством образования в школе/ Третьяков. П.И. – ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2004. -568 с.
Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ авт.-сост. Н.И. Панютина и др. –2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 204с.