Конспект урока литературы по теме Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. (Майков, Суриков). (5 класс)


Урок литературы в 5 классе № 1.
Дата _____________________________________
Тем а: Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. (Майков, Суриков).
Цели урока: Знакомство русскими поэтами XIX века: Майковым, Суриковым, их произведениями о родине, природе, о себе.
Развитие навыков выразительного чтения, анализа поэтического произведения, устного рисования.
Воспитание интереса к поэзии.
Основные понятия: поэт, эпитет, метафора, рифма.
Методические приемы: беседа, слово учителя, прослушивание аудиозаписи.
Оборудование: портреты поэтов, иллюстрации, диск.
Структура урока
Организационный момент.
Цель этапа: проверка готовности обучающихся к работе.
Работа по теме урока.
1. Целевая установка.
Цель этапа: озвучивание темы, формулирование целей работы на урок.
      2. Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». А. Н. Майков. «Ласточки».
Цель этапа: знакомство со стихотворениями об осени Тютчева и Майкова. Анализ стихотворений.
      — Каждый из вас прожил уже десять, одиннадцать или даже двенадцать осеней. Какой эпизод из осенних воспоминаний является самым ярким для вас? Какое осеннее переживание вы хотели бы сохранить в своей душе навсегда?            — Сейчас мы послушаем (прочитаем), какие картины осени больше всего запомнились двум выдающимся поэтам XIX в. — Федору Ивановичу Тютчеву и Аполлону Николаевичу Майкову.
   -   Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту жизни.      22 августа 1857 г. поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву.      «Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:
Аудиозапись стихотворения.
Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора —Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера...Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто все — простор везде, —Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.
      Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко еще до первых зимних бурь —И льется чистая и теплая лазурьНа отдыхающее поле...»  HYPERLINK "http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html" \l "_edn11" \o "" 11.
Беседа.      — Чему посвящено это стихотворение? Какие чувства вызвало оно у вас?
-     В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение.
      — На сколько строф делится стихотворение? О чем они рассказывают?
     (В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне («на праздной борозде»). В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается теплом.)      — Какие эпитеты употребляет поэт?      (Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «бодрый серп», «на праздной борозде» (на праздной — т. е. на отдыхающей, на которой закончена работа), «чистая и теплая лазурь», «отдыхающее поле»).      - Найдите метафоры — сравнения, которые словно бы скрыты, спрятаны в тексте (скрытые сравнения).
      (Поэт сравнивает паутину с волосом: «лишь паутины тонкий волос»; голубой цвет неба он называет лазурью и говорит, что небесная лазурь льется. Мы вслед за поэтом представляем поле как большого и сильного отдыхающего человека.)     - Природа замерла в ожидании, и это передается в первом четверостишии всего двумя глаголами: есть и стоит.
      — Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать?
- Понаблюдайте за длиной строк.     ( Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых двух строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк  HYPERLINK "http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html" \l "_edn12" \o "" 12: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими, в 8 слогов, строки в 11 слогов — со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть:
      Пустеет воздух, птиц не слышно боле,     (11 слогов)      Но далеко еще до первых зимних бурь — (12 слогов)      И льется чистая и теплая лазурь                 (11 слогов)      На отдыхающее поле...                                  (9 слогов)
      Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.
Прослушивание аудиозаписи стихотворения Майкова «Ласточки».
Беседа.
     -  Чему посвящено это стихотворение? Какие чувства вызвало оно у вас?
- А какое настроение у вас возникло?
- Это стихотворение можно разделить на три части (учебник, стр. 280 – 1 вопрос).
- Так какие же картины осени больше всего запомнились двум выдающимся поэтам XIX в. — Федору Ивановичу Тютчеву и Аполлону Николаевичу Майкову?
- А какой представил осень художник И. Остроухов? Откройте учебник на стр. 278 и рассмотрите его картину «Золотая осень».
      3. Образ зимы. И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима».
Цель этапа: знакомство со стихотворениями о зиме Никитина и Сурикова. Анализ стихотворений.
Прослушивание аудио записи стихотворения Никитина.
Беседа.
     - Обратите внимание на картину Л. Каменева «Зимняя дорога» ( учебник, стр. 278).      Зимний пасмурный день. На санях по заболоченной местности, покрытой чахлым кустарником, по деревянному мосту через небольшую речку едет крестьянская семья: мы видим фигуры мужчины и женщины, закутанной в платок. Впереди по снежной целине бежит собака — может быть, она хочет спугнуть ворон, которые сидят на заснеженной болотине, может быть, почуяла знакомый запах и мчится напрямик к дому.      Слева от саней торчит вешка — палка с привязанными наверху ветками. Такие вешки в старину ставили вдоль дорог зимой, чтобы даже в буран можно было найти правильный путь. Справа синеет еловый лес, на фоне елей белеют треугольниками крыши жилья и дворовых построек. Судя по количеству крыш, перед нами не деревня, а хутор (выселки), на котором живет только одна семья.      Колорит картины холодный, мрачный: все словно бы говорит нам о долгой зиме в скудном крестьянском доме, где горит лучина и трудно заснуть под завывания вьюги. О грусти и зимней тоске человека напоминают нам торчащая вешка и одинокий след саней на дороге. Оживляют пейзаж только кумушки-вороны да бегущая собака.
      — Подберите строки, которые соответствуют картине Л. Каменева «Зимняя дорога».      К «Зимней дороге» можно подобрать строки из стихотворения И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне»:
Пусто, одинокоСонное село;Вьюгами глубокоИзбы занесло.
      Прослушивание аудио записи стихотворения Сурикова.
Беседа.
Учебник, стр. 282 вопросы № 1, 2, 3
Прослушивание сочинений-миниатюр.
III. Итог урока.
Цель этапа: обобщение информации.
Беседа на основе прочитанной статьи учебника «Духовное родство со своей землей».
    IV. Домашнее задание.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.            Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о
зиме и осени.
Литература
Ерёмина О. А. Уроки литературы в 5 классе.