А.Грин. Краткие сведения о писателе. «Алые паруса». Контраст как способ показа мироощущения героев.


ТЕМА: А.Грин. Краткие сведения о писателе. «Алые паруса». Контраст как способ показа мироощущения героев.
ЦЕЛЬ: образовательная: сообщить сведения о жизни и творчестве писателя; совершенствовать навыки восприятия музыки и умений работы с учебником; формировать ассоциативные связи с другими произведениями литературы;
развивающая: развивать внимание, образное мышление;
воспитательная: воспитывать эстетические и нравственные качества.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
2. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
3. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
На доске написаны слова В.Шкловского: «[Грин] за свою жизнь был писателем, банщиком, портовым рабочим, сплавщиком, принимал участие в революции, сидел в каторжной тюрьме» и К.Паустовского: «Грин прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злого обывателя».
Беседа: - Что можно сказать о человеке, если судить по характеристике, которую дал ему Шкловский?
- Что дополняют к этой характеристике слова К. Паустовского?
4. Работа над темой урока
1) Обращение к учебнику. Подготовить ответы на вопросы (работа в парах) о том, из какой семьи происходил Грин, какое получил образование, чем увлекался.
2) Прослушивание фрагмента «Лебединого озера» П. Чайковского, начала «Пикассо-сюиты» Г. Соммерса.
Проблемный вопрос:
- Мироощущение каких героев книги Грина можно передать той или иной музыкой?
3) Прослушивание главки «Разговор со случайным знакомым» из «Поэмы о разных точках зрения» Р. Рождественского в исполнении подготовленных учеников.
4) Ответ на вопрос: - Что сближает эти два произведения: Грина и Рождественского?
Вывод: на таком же резком контрасте, как в отрывке из «Поэмы…» Рождественского, идет в произведении Грина рассказ о жителях Каперны, с одной стороны, и, с другой – о нежной, мечтательной Ассоль.
5) Работа с текстом (работу можно организовать по группам)
Охарактеризовать жителей Каперны и непохожую на них Ассоль (эпизоды с нищим, подслушивающим разговор Лонгрена с дочерью; со сверстниками, дразнившими девочку и пр.)
5. Итог урока
Учитель сообщает, что на следующих уроках также будет рассматриваться контрастное изображение образов.
6. Домашнее задание: индивидуальное задание – по словарю определить лексическое значение слов «обыватель», «изгой», «пошлость»; привести примеры контрастных изображений (задание можно распределить по группам): 1) матросы с «Секрета» - Грэй; 2) родители Грэя – он сам; и др.