Конспект урока литературы 9 класс на тему: «Трагизм судьбы героини в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор».


Конспект урока литературы 9 класс на тему:
«Трагизм судьбы героини в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор».
Теория:
Притча – это небольшой литературный жанр, заключающий в себе поучение.
Праведница – это женщина, которая живёт праведной жизнью, жертвует собой ради других.
Класс делится на три группы, которым предлагается ответить на вопросы:

Трагизм советского государства 50-х годов хх века.

Вопросы к 1 группе:
-Как выглядит посёлок Торф-продукт?
-Можно ли оттуда уехать?
-Какова готовность к зиме в советском государстве?
-Почему везде висят яркие календари?
-Заботится ли власть о людях?
(медицина, пенсия, зарплата, работа в колхозе и др.)

Трагизм простых крестьян-тружеников
Трагизм простых крестьян-тружеников.

Вопросы ко 2 группе:
-Чем питаются жители посёлка? Что продаётся в магазинах?
-Чем они кормят свою скотину?
-Чем топят печи?
-Из чего строят дома?
-Как односельчане относятся к Матрёне?
-Почему одни у неё хотят отнять часть дома, а другие обзывают дурой?
-Почему у неё воруют котелок? Где это происходит?
-Ругают ли Матрёну после смерти?
Трагизм судьбы Матрёны Васильевны

Вопросы к 3 группе:
-Как сложилась супружеская жизнь героини?
-Сколько детей было у Матрёны Васильевны?
-Каково здоровье героини?
-Где и как она работала?Работает ли сейчас?
-Какова судьба мужа Матрёны Васильевны?
-Богата ли героиня?
-Почему она отдаёт часть дома?
-Как Матрёна васильевна относится к окружающим её людям?
-Как она гибнет? Почему?
Ответы:
В посёлке ветхие, однообразные дома, похожие на бараки. Поезд ходит, но не останавливается- поэтому добраться до посёлка и из посёлка трудно. Яркие календари о космосе и об урожаях – это очковтирательство. На самом деле жизнь в советском государстве на грани выживания. Власть не заботится о людях: поликлиники в посёлке нет, зарплату не платят, пенсию оформить крайне сложно.Крестьяне должны работать бесплатно, да ещё и без доброго слова.
Ответы:
В деревне голод, люди едят только крупу и картошку, в магазине продаётся только хлеб и маргарин. Всё остальное бывает редко и очень дорого.
Вокруг него торф, но брать его нельзя, поэтому все мёрзнут или воруют торф.Воруют даже котелок со святой водой в церкви!Не из чего строить дома, хотя кругом лес, поэтому Матрёну просят отдать часть дома.Сёстры обзывают её «дурой». Все жадные-это следствие нищеты. Люди доведены до крайности.
Траву косить нельзя – всё государственное. Крестьяне должны ходить за много километров, чтобы накосить травы.
Все живут бедно, завидуют друг другу. Матрёне завидуют из-за пенсии и жильца.Её ругают даже после смерти-это противоречит православию. Ответы:
Неудачное замужество: нелюбимый муж,его неверность и смерть, смерть шестерых детей, воспитание приёмной дочери. Тяжёлая болезнь в старости, невозможность обследования и лечения, одиночество.Тяжёлая работа без оплаты и доброго слова.Голод и нищета.Нестяжательство, доброта и чуткость к окружающим людям и животным.
Описание героини: «лучезарная, добрая, извиняющая улыбка», «у тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей», лицо «согревалось откуда-то изнутри тем светом, который излучала душа», голос был «каким-то низким и тёплым мурчанием», как у бабушки в сказках, исконно русская речь убаюкивает и успокаивает»
Выводы по повести: свет души героини, богатство её внутреннего мира, незлобивость, деликатность, верность, бескорыстность, нестяжательство.Тяжёлая жизнь не сломила героиню, она сохранила чистую свою душу.
Смерть Матрёны Васильевны – начало деградации, массового регресса, гибели нравственных устоев. Умер её праведный мир, который растащили по брёвнышку.
Трагизм в том, что никто и сам автор не смогли понять до конца Матрёну Васильевну. Но он один из тех людей, которые раскаялись за нравственную слепоту и бездушие окружающих.
Д/з:
Подготовиться к ответу на вопрос: «В чём смысл рассказа-притчи?»