Консультация для родителей «Воспитание заботливого отношения к окружающим в процессе игры».


Консультация для родителей «Воспитание заботливого отношения к окружающим в процессе игры».
Воспитатель: Самосудова Т.В.
Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен.
Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Поведение и деятельность ребенка более целеустремлены, осознаны и эмоционально насыщены, если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим.
Можно выделить некоторые этапы развития этого нравственного качества у детей.
I этап – охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим; затем – проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно. При этом учитывается умение и стремление ребенка сдерживать импульсивные желания, которые идут вразрез с интересами и потребностями других. Важным является и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям. Завершающий этап развития этого качества – проявление заботливости в отношениях к близким людям (родителям, родственникам).
Особенности проявления заботливости у детей во многом зависит от условий семейного воспитания, эмоциональной атмосферы в семье, понимания родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике, отношения родителей к участию ребенка в домашнем труде. В одних семьях царит положительный эмоциональный климат. Он основан на глубоком понимании родителями целей и задач воспитания, единстве педагогических требований, предъявляемых ребенку в детском саду и дома.
Все это формирует у ребенка правильные представления о том, какого человека можно назвать заботливым. Эти представления отражаются в их поведении. Дети постепенно включаются в дела семьи, особенно трудовые, через поручения, обязанности, которые подбираются родителями.
В других семьях родители правильно понимают цели и задачи воспитания, хотят, чтобы их дети росли заботливыми, чуткими, но допускают некоторые ошибки, нарушая единство педагогических требований. Стиль семейных отношений здесь в целом положительный, но случаются конфликты (обычно из-за вспыльчивости, несдержанности одного из родителей). Родителям не хватает терпения, выдержки, поэтому и условия для воспитания заботливости специально не создаются.
Но встречаются семьи, в которых общая атмосфера определяется потребительскими запросами родителей, отсутствием интереса к вопросам нравственного воспитания. В подобных семьях отсутствует проявление заботливости между членами семьи, а в детском саду дети из этих семей проявляют заботу о других лишь под непосредственным влиянием воспитателя. К трудовым делам в семье дети не привлекаются, поэтому у них отсутствуют необходимые в этом возрасте трудовые умения и навыки, а также желание быть полезным другим.
Дети, недостаточно включенные в дела семьи, не имеют возможности проявлять заботу, не осознают необходимости быть заботливыми. Они лучше оценивают поведение другого ребенка, чем собственное. Поэтому воспитателям и родителям необходимо уделять много внимания развитию правильной самооценки. Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими все делать.
Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребенку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по-разному: возить кубики, превращать в кровать для игрушки, как чемодан для вещей. В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки.
Важны и образные, и двигательные, и дидактические игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек у малыша, тем разнообразнее его игры. Но разнообразие игрушек не означает их обилие. Достаточно иметь 2-3 игрушки одного вида. Когда у ребенка много одинаковых игрушек (кукол, разных по размеру, машин разных марок), ограничивается его игровой опыт, интересы, а следовательно, и развитие.
Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, для каких игр понадобится ему новая игрушка. Игрушки должны храниться в одном месте, желательно на видном месте. Не запрещайте переносить игрушки из-за того, что, наигравшись, ваш ребенок отказывается убирать их. Можно устроить соревнование, похвалить ребенка, помочь кукле. (мама моет посуду, ребенок убирает игрушки).
Играя со своим ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Чем больше времени уделяют взрослые своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.