РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для 8 класса




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
для 8 класса

Программа составлена на основе программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных школ.
Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин.-2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.

Учитель: Сидорова Наталья Николаевна
(I квалификационная категория)

Пояснительная записка
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
Задачи литературного образования определены его целями и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
2.Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведение), которая изучает это искусство. Предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык».
Понимать литературу как вид искусства в соотношении и во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, живописью, кино, музыкой) помогают опыт анализа и интерпретации художественного произведения как художественного целого. Обращение к междисциплинарным, общегуманитарным категориям (личность, культура, миф, картина мира и другие) развивает представление о критериях художественности, о классике, об уровнях и видах литературы, формирует литературный вкус.
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.) и авторской программы по литературе 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). Программа рассчитана на 68 часов, в том числе: 5 часов развития речи, 8 часов внеклассного чтения, 7 часов регионального компонента. В неделю 2 часа.
Система уроков литературы ориентирована на формирование первоначальных представлений о закономерностях развития литературы, овладения умения анализа литературного произведения.
На данном этапе литературного образования сохраняет актуальность проблема формирования умений аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, анализировать и интерпретировать художественный текст, устанавливая связи произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
Ведущим видом деятельности на уроках литературы в 8 классе является углубленная исследовательская работа с текстом. Необходимо сделать акцент на выявление специфики художественной формы, жанра. Стиля, фонетических, лексических, синтаксических, композиционных особенностей литературного произведения.
Наиболее продуктивным видом работы являются домашние задания исследовательского характера, позволяющие оптимизировать процесс анализа литературного произведения, сэкономить время на уроке.
В курсе литературы 8 класса происходит расширение сведений о биографии писателей, к творчеству которых учащиеся обращались ранее.
Сохраняется система индивидуальных и групповых заданий, ориентированных на формирование исторических знаний и взглядов, историко-культурной эрудиции.
На уроках литературы происходит развитие устной и письменной речи школьников. В ходе составления письменных ответов на проблемные вопросы, высказываний на заданную тему, устных и письменных сочинений, цитатных и тезисных планов статьи учебника, художественных произведений, художественных пересказов, выразительного чтения по ролям, докладов, сообщений, рефератов.
Общая логика движения материала представляется следующей:
5 кл. Годы детства писателя; проблемы добра и зла в художественном произведении. Книга, ее роль в творчестве писателя, его художественных исканиях, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Произведения, вызывающие у учащихся данного возраста наибольший эмоциональный отклик. Характеристика отдельных граней художественного произведения на основании конкретных теоретических понятий
6 кл. Период становления и формирования личности писателя; годы учения. Включение в круг чтения и изучение произведений, вызывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Сложное отношение авторов к своим героям, созданным ими произведениям; характеристика отдельных произведений на основании конкретных теоретических понятий и первичных системных категорий (например, силлабо-тоническая система)
7 кл. Понимание творчества и творческого процесса, проникновение в отдельные уголки лаборатории писателя; центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть; не только характеристика одного художественного произведения, но и элементы сопоставительного анализа; усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм). Знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика
8 кл. Постижение явлений, связанных не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и с особенностями отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Выяснение своеобразия личности писателя. Формирование у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах – знакомство с произведениями, поднимающими проблему «личность и история», «человек – общество – государство». Характеристика отдельного художественного текста в контексте нескольких произведений писателя; характеристика отдельных явлений историко-литературного процесса (сентиментализм, романтизм)
9 кл. Изучение основных фактов и явлений творческой биографии писателя; характеристика историко-литературного процесса. Усвоение основных категорий историко-литературного процесса в русской литературе XIX века (романтизм, реализм)
На уроках литературы происходит углубление знаний по теории литературы.
Последовательность тем не изменена, однако количество часов на их изучение скорректировано за счет введения в структуру программы регионального компонента (7 часов).
Региональный компонент государственного стандарта общего образования
Архангельской области
Изучение литературы Севера на ступени основного общего образования направлено на реализацию следующих целей:
Воспитание внимательных, творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе, к ценностям отечественной культуры, к Северу, людям Севера, их традициям.
Развитие эмоционального восприятия художественного текста.
Освоение текстов художественных произведений писателей-северян и писателей, биографически и творчески связанных с Севером, раскрытие этих связей, ознакомление с наиболее значительными событиями истории, литературы и современной литературной жизни нашего края.
Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений, грамотного использования русского литературного языка при создании устных и письменных высказываний.
Обязательный минимум содержания программ по литературе в 8 классе:
Северная лирическая песня. «Калина в саду», «Говорил я своей любушке», «Мимо моего садику» и др.
А.С. Грин «Охотник и петушок», «Жизнь Гнора», «Алые паруса» (2 часа).
В.А. Каверин «Два капитана» (2 часа).
Ф.А. Абрамов «Жила-была семужка»
О.А. Фокина «Родник», «Северная Двина», «Речка Сотонга» и др.
3.Основные технологии, используемые при обучении, формы и методы
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
педагогика сотрудничества
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированное обучение
здоровье сберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Методы:
Диалогический, монологический, исследовательский, интерактивный.
Приемы:
разные виды чтения;
чтение и восприятие;
чтение и анализ:
пообразный анализ,
анализ вслед за автором,
проблемный анализ,
сравнительный анализ,
комплексный анализ;
чтение и интерпретация,
дискуссия по проблеме.
Формы работы:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы
Виды уроков:
Вводный урок,
Урок изучения обзорных тем,
Урок освоения и изучения конкретного произведения или худ. мира писателя,
Урок обобщения и систематизации изученного материала,
Урок контроля, урок развития речи.
Формы контроля:
тест;
сочинение;
проверочные работы
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
4. Требования к уровню подготовки учащихся
знать (понимать):
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков, этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
владеть различными видами пересказа;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
писать рецензии на прочитанные произведения, сочинения различных жанров на литературные темы, изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.
5. Основные виды устных и письменных работ
(5—9 классы)
Устно:
Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно:
Развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.
Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

6.Содержание учебного предмета
Введение (1ч.)
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества (2ч.)
Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы (3ч.)
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из литературы ХVIII века (3 ч.)
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Из литературы ХIХ века (34 ч.)
Поэты пушкинского круга.
Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое».
К.Н. Батюшков. «Судь6а Одиссея», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).
Н.М. Языков. «Пловец».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала ХIХ века».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М.Ю. Лермонтов
«Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.
«Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе». Тематика, художественное своеобразие. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка». Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века
А.А.Фет, П.А.Вяземский, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков и др.
А.Н.Островский
Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки» А.Н.Островский и Н.А.Римский-Корсаков.
Л.Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из литературы ХХ века (17 ч.)
М. Горький
Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворений. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой
(сатира начала ХХ века)
Н.А. Тэффи. «Сон и чужие», М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «О6езьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.
А. Грин
Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения.
Теория литературы: романтическое движение в повести.
Развитие речи: сочинение-рассуждение, диспут, дискуссия.
Связь с другими искусствами: «Алые паруса» в кино и на балетной сцене.
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью-даль». Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. ХХ век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы (4ч.)
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Теория литературы: сонет, трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ дон Кихота. Позиция писателя. Тема дон Кихота в русской литературе, донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
«В темном лесе, темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», Ивушка, ивушка, зеленая моя!..»
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».
Из литературы ХIХ века
И.А. Крылов. «Кошка и Соловей»; В.А.Жуковский. «Кубок»; К.Ф. Рылеев. «Державин»; П.А.Вяземский. «Тройка»; Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза»; А.С. Пушкин. «Муза, 3олото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»; М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад», Н.В. Гоголь. «Портрет»; И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь»; Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Дедушка»; А.А. Фет. «На заре ты ее не буди...», «Буря на небе вечернем...», «Я жду... Соловьиное эхо»; Л.Н. Толстой. «Холстомер».
Из литературы ХХ века
М. Горький. «Сказки об Италии»; А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом...», «Проводила друга до передней...»; М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года»; С.А. Есенин. «Письмо матери»; Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»; А. Грин. «Бегущая по волнам»; В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель»; Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Лида»; В. Шаламов. «Детский сад»; В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки»; В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши»; Д.С. Лихачев. «3аметки о русском».
Из зарубежной литературы
В. Гюго. «Девяносто третий год».
Для заучивания наизусть
Г.Р. Державин. «Памятник».
В.А. Жуковский. «Невыразимое».
А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» (отрывок).
Н.А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…».
А.А. Фет. Одно из стихотворений (по выбору).
В.В. Маяковский. Одно из стихотворений (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка».
М.В. Исаковский. Одно из стихотворений (по выбору).
А.Т. Твардовский. «За далью — даль» (отрывок).
7.Учебно-тематический план по литературе
Введение 1 час Устное народное творчество 2 часа Развитие речи 5 часов
Древнерусская литература 3 часа Русская литература 18 века 3 часа Русская литература 19 века
34 часа Русская литература 20 века 17 часов Зарубежная литература 4 часа Региональный компонент 7 часов Всего: 68 часов 8. Учебно-методическое обеспечение
и перечень рекомендуемой литературы
УМК
Программа курса «Литература». 5 – 9 классы/авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.
Рабочая тетрадь. В 2-х частях. К учебнику Г.С. Меркина. Литература. 8 класс, автор/сост. Соловьева Ф.Е., изд. Русское слово, 2014г
Уроки литературы. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 8 класс», автор/сост. Соловьева Ф.Е., изд. Русское слово, 2013г.
Литература. 8 класс. Учебник. В 2 частях, автор/сост. Соловьева Ф.Е., изд. Русское слово, 2014г.
Методические пособия:
Поурочные разработки по литературе. 8 класс Методическое пособие к учеб. -хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 8 класс»./ Золотарева И.В., Крысова Т.А..-М.: изд-во « ВАКО»,2004.
Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. / Егорова Н.В.-М.: изд-во « ВАКО»,2010.
Литература в 8 классе. Методические советы. / Беленький Г.И. - М.: Просвещение, 1993.
Модели уроков по литературе в 5-11 классах (национально-региональный компонент)/ С.П. Сидоренко, Т.Н. Назаренко- АОИППК, 2001.
Уроки литературы. Организация контроля, творческая работа в 5-11 классах. /авт.-составитель Н.Ю. Кадашникова, Л.М. Савина. -Волгоград: учитель, 2009.
Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Методическое пособие. М.; Дрофа, 1997.
Зарубежная литература. Нестандартные уроки с использованием новых технологий в 5-11 классах. / авт.-составитель Н.М. Божко. - Волгоград: Учитель, 2007.
Русские писатели-классики. Анализ произведений школьной программы/ Сост. Н.С. Олейникова.-М.: Книжный дом; Экоперспекива, 2004.
Игры, конкурсы, олимпиады по литературе для 5-11 классов / Е.М. Болдырева.- Ярославль: Академия развития, 2006.
Олимпиадные задания по литературе. 8 класс/сост. О.А. Финтисова, -Волгоград: Учитель, 2007.
Интернет-ресурсы:
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

9. Системе оценивания
Предполагаются следующие формы контроля: устный зачет, доклад, сочинение, тестовые контрольные работы.
Учёт достижений осуществляется на основе анализа тетрадей по литературе, а также их участия в творческой деятельности (олимпиады, конкурсы и т.п.)
Оценка устных ответов и сочинений учащихся по литературе осуществляется в соответствии с критериями выставления оценок, определенными методическим письмом Минобразования России «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе» /Программа по литературе. М.: Просвещение./.

п/п Форма контроля уровня
достижений учащихся Критерии оценки
1 Сочинение
(примерный объем
классных сочинений
5-6 страниц) Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» - Содержание работы полностью соответствует теме
- Фактические ошибки отсутствуют
- Содержание излагается последовательно
- Работа отличается богатством словаря
- Достигнуто стилевое единство текста
- В целом в работе допускается 1 недочет в
содержании и 1 речевой недочет. (1 орфографич.)
или
( 1 пунктуац.)
или
( 1 грамматич.)
«4» - Содержание работы в основном соответствует теме
- Имеются единичные фактические неточности
- Имеются незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей
- Лексический и грамматический строй речи
в целом достаточно разнообразен
- Стиль работы отличается единством
- В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов. (2 орфограф. и
2 пунктац.)
или
(1 орфограф. и
3 пунктуац.)
или
(4 пунктуац.)
или
(2 грамматич.)
«3» - В работе допущены существенные отклонения от темы
- Работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности
- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
- Беден словарь
- Стиль работы не отличается единством
- В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. (4 орфограф. и
4 пунктуац.)
или
(3 орфограф. и
5 пунктуац.)
или
(7 пунктуац.) или
(4 грамматич.)
При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.
3 Реферат Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата.
В оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники.
Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы.
Основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски.
Заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели.
Защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.
4 Тест «5» - 95– 100 %;
«4» - 75– 94 %;
«3» - 50 – 74 %;
«2»- менее 50%
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов необходимо руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 классы); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Календарно-тематическое планирование

п.пДата Наименование разделов и тем уроков Элементы содержания Требования к учащимся
Введение.
Планируемые результаты. Ученик научится:
Характеризовать структуру учебника, его содержание;
Высказывать личные соображения относительно включения в учебник отдельных произведений;
Определять сущность понятий творчество, творческий процесс;
Давать письменный ответ на вопрос.
1. Введение
Художественная литература и история. Своеобразие курса литературы 8 класса. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Знать жанры и роды художественной литературы.
Из устного народного творчества (2 часа) 1 Р/К
Планируемые результаты. Ученик научится:
Интонировать и правильно произносить текст исторической песни;
Выявлять основные мотивы песни;
Отличать историческую песню от др. жанров фольклорной песни;
Характеризовать песенный сюжет;
Самостоятельно в различных источниках находить фольклорные песни своего региона, классифицировать и характеризовать их.
2. Из устного народного творчества
Исторические песни 16 -17 веков: «Возвращение Филарета», «Разин и девка - астраханка».
Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне. Отражение жизни народа в исторических песнях. Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач. Уметь выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения.
3.
Р/К Р/К
Исторические песни 18 -19 веков: нравственная проблематика в исторической песне. «Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молиться по сыне» Средства выразительности; проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Северная лирическая песня. «Калина в саду», «Говорил я своей любушке», «Мимо моего садику» и др.
Средства выразительности русского языка. Проблематика произведения. Уметь находить средства выразительности в исторических песнях, формулировать проблему, затронутую в произведении. Уметь выразительно читать поэтический текст.
Из древнерусской литературы (3 часа)
Планируемые результаты. Ученик научится:
Характеризовать особенности житийного жанра;
Определять тематику житийных произведений;
Выявлять и формулировать идейное содержание житийных произведений;
Характеризовать образы Бориса, Глеба, Сергия Радонежского в др.рус литературе, изобразительном искусстве.
4. «Сказание о Борисе и Глебе»
«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях. Тематическое многообразие древнерусской литературы. Житийная литература. Сказание и слово как жанры древнерусской литературы. Летописный свод. Выразительность речи. Тропы и фигуры речи. Владение различными видами чтения и пересказа. Уметь наблюдать над лексическим составом произведения.
Уметь находить средства выразительности в художественном произведении.
5. «Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке. Основные нравственные проблемы житийной литературы. Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении.
6. «Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы. Основные нравственные проблемы житийной литературы. Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении.
Из русской литературы 18 века (3 часа)
Державин Г.Р.
Планируемые результаты. Ученик научится:
Определять значение непонятных слов по контексту или с помощью словаря;
Интонировать и выразительно читать оду;
Определять мотивы стихотворения и его идею;
Сопоставлять портреты Державина различных художников;
Готовить сообщения.
7. Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник» Знакомство с творчеством Г.Р.Державина. Отражение в творчестве фактов из биографии поэта. Основные мотивы стихотворений Державина.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте, ода. Уметь выразительно читать лирический текст. Владеть анализом лирического произведения. Находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос.
Карамзин Н.М
Планируемые результаты. Ученик научится:
Характеризовать образ писателя на основе материалов учебника;
Характеризовать сюжетную линию повести;
Выразительно читать монологи героев;
Осуществлять пересказ текста;
Составлять план характеристики образов - Эраст, Лиза;
Определять отличие сентиментализма от классицизма;
Писать сочинение по личным впечатлениям
8. Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. Знакомство с творчеством Н.М.Карамзина.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное направление в противовес рациональному). Жанр сентиментальной повести. Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.
Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления.
Владеть различными видами чтения и пересказа.
9. Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя. Образ Лизы Проблематика, тема, герой литературного произведения. Анализ прозаического произведения. Владеть анализом прозаического произведения.
Из литературы 19 века
Планируемые результаты. Ученик научится:
Выразительно читать стихотворения, относящиеся к романтизму;
Определять жанр баллады, элегии, идиллии;
Анализировать текст баллады, идиллии.
10 Поэты пушкинского круга. Романтизм.
Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского. Краткие сведения о поэтах. Выразительное чтение и анализ стихотворений, баллад и эллегий:
Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».
Элементы сентиментализма и романтизма в данных стихотворениях.
Владеть анализом лирического произведения.
Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение.
11 Поэты круга Пушкина. Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин» Баллада, элегия, дума, песня, «легкая» поэзия. Основные темы и мотивы произведений Рылеева. Владеть анализом лирического произведения.
Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение.
Уметь находить признаки думы в лирическом произведении.
Пушкин А.С.
Планируемые результаты. Ученик научится:
Определять жанры лирики А.С. Пушкина;
Проводить исследовательскую работу с поэтическим текстом;
Выразительно читать лирику А.С. Пушкина;
Готовит сообщение;
Составлять цитатный план;
Готовить ответ по плану;
Определять темы и мотивы романа;
Определять своеобразие романа «Капитанская дочка» как художественно-исторического произведения;
Формулировать идею романа;
Писать сочинение в форме эссе.
12 Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»,
« 19 октября 1825 года». Творчество А.С.Пушкина. Тематическое богатство поэзии поэта.
История написания и основная проблематика произведений, изучаемых на уроке. Анализ стихотворения «19 октября 1825 года»
Поэтическая интонация, художественно-выразительная роль частей речи. Владеть навыками выразительного чтения стихотворения, элементами анализа поэтического текста.
Знать основные мотивы лирики А.С. Пушкина.
13 Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе. (Анализ 1-2 глав) Историческая повесть. Новый тип исторической прозы.
Эпиграф.
Словарная работа: прототип, прообраз, мятеж, восстание. Владение навыками выразительного чтения и навыками сжатого пересказа текста.
14 Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика. Жанровые особенности произведения.
Жанр, сюжет произведения.
Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония. Знать основных героев повести, уметь давать им характеристику, высказывать свое отношение к ним.
15
16 Порядки в Белогорской крепости. Петр Гринев в испытаниях любовью и «дружбой» (Анализ 3-5 глав) Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип. Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.
Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое.
17 Падение Белогорской крепости. Тема человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе. Главы 6-9 повести, выразительное чтение отрывков, анализ эпизода «Падение Белогорской крепости» Уметь пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку.
18 Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева.
Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип. Связь литературы и истории. Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.
Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое, а также сравнивать с реальным историческим лицом (Пугачев Пушкина и настоящий Пугачев в истории)
19
р/р Р.Р. Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Литературное сочинение. Тема сочинения, план сочинения, структура сочинения, эпиграф. Лермонтов М.Ю.
Планируемые результаты. Ученик научится:
Комментировать портеры Лермонтов, созданные различными художниками;
Правильно интонировать и выразительно читать фрагменты поэмы;
Готовить сообщение о творческой истории «Мцыри»;
Характеризовать образ юноши-мцыри;
Сопоставлять образ Кавказа в картинах Лермонтова с его изображением в поэме;
Выражать личное отношение к поэме;
Определять художественную идею поэму;
Представлять устное сочинение.
20 Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве. Военная служба поэта на Кавказе, отражение событий того периода в его творчестве. Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества, называть тематику стихотворений. Уметь выразительно читать стихотворение.
21
Лермонтов М.Ю. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.
Творческая история поэмы, её тема и идея. Выразительное чтение поэмы с комментариями.
Словарная работа: обет, алтарь, ниц, чадра, терновник. Уметь определять тему и идею лирического произведения, знать средства художественной выразительности.
22 Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри» Композиция и художественные особенности поэмы, образ-персонаж, образ-пейзаж, экспрессия – как форма выразительности поэтической силы, монолог – важнейшее средство раскрытия характера Мцыри. Уметь работать с поэтическим текстом, проводить его анализ.
Гоголь Н.В.
Планируемые результаты. Ученик научится:
Характеризовать своеобразие личности Гоголя;
Выразительно читать фрагменты комедии по ролям;
Участвовать в инсценировании комедии;
Характеризовать композицию и фабулу;
Отмечать своеобразие гоголевской комедии;
Характеризовать психологические портреты персонажей комедии;
Определять конфликт в комедии;
Выявлять и формулировать проблематику и идею произведения;
Выявлять социальную сущность чиновничества в пьесе;
Готовить сообщения.
23 Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру. Творческая история комедии «Ревизор» Основные вехи биографии Н.В.Гоголя. Творческая и сценическая история комедии. Споры вокруг причастности к сюжету комедии А.С.Пушкина.
Теория литературы: драма, трагедия, комедия, коллизия, конфликт, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Знать биографию писателя, основные его произведения, уметь определять их жанровое своеобразие.
24 «Сборный город всей темной стороны» (анализ 1 действия) Анализ действия комедии Знать жанровые особенности комедии, уметь анализировать комедию.
25 Хлестаков и городничий. (Анализ 2 действия) Образы чиновников в комедии. Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости, авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Уметь давать характеристику образам комедии.
26 Хлестаков - «вельможа» и «значительное лицо» (анализ 3, 4 действий) Беседа о жизненных целях и характере Хлестакова. Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения.
27 Художественная идея комедии (анализ 5 действия) 28 Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Литературное сочинение. Тема сочинения, план сочинения, структура сочинения, эпиграф. Тургенев И.С.
Планируемые результаты. Ученик научится:
Сопоставлять портреты Тургенева, созданные разными художниками;
Выявлять сюжет и фабулу повести;
Выразительно читать лирическую прозу;
Сопоставлять образы главных героев произведения и формулировать микровыводы;
Определять идею произведения;
Принимать участие в дискуссии;
Давать развернутый письменный ответ на вопрос.
29 Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася». Основные биографические сведения о писателе.
Работа по содержанию повести. Знать, что такое повесть, уметь давать характеристику героям повести, уметь анализировать эпизоды.
30 Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини. Образ «тургеневской» девушки. Наблюдения над характером и поведением Аси. Анализ эпизодов «Разговор господина Н. и Аси» (гл.9),
«Сцена в домике фрау Луизы»
(гл.16).Судьба русской девушки. Знать, что такое сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, психологизм повести. Владеть разными видами пересказа
31
р/р Р/Р
Образ природы в повести. Тема рока. Подготовка к сочинению. Некрасов Н.А.
Планируемые результаты. Ученик научится:
Составлять тезисный план для ответа по биографии Некрасова;
Выразительно читать стих. Некрасова;
Анализировать одно из произведении поэта.
32 Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Человек и природа в стихотворениях Некрасова. Сведения о биографии писателя.
Тематика лирики поэта. Чтение и анализ стихотворений «Зеленый шум», Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.
33 Н.А. Некрасов «Зеленый шум» Фет А.А.
Планируемые результаты. Ученик научится:
Готовить сообщение о жизни поэта;
Выразительно читать стих;
Составлять цитатный план к сочинению;
Выявлять художественную идею стих.
34 Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета. Сведения о биографии поэта. Мир природы и духовности в поэзии поэта. Чтение и анализ стихотворений «Учись у них: у дуба, у березы», «Целый мир красоты». Уметь по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения, анализировать их.
Островский А.Н.
Планируемые результаты. Ученик научится:
Самостоятельно читать сцены из пьесы;
Выразительно читать по ролям;
Записывать основные положения рассказа учителя;
Устанавливать связи между литературными и музыкальными произведениями.
35 Островский А.Н. Краткие сведения о писателе. Биографические сведения. Основные произведения. Островский и театр. Знать, какой вклад внес А.Н.Островский в развитие русского театра.
36 Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки Творческая и сценическая история пьесы. Основные образы. Определять жанр «Снегурочки»
37 Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке Связь пьесы с УНТ. Определять, какие события пьесы составляют ее композицию: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.
Толстой Л.Н.
Планируемые результаты. Ученик научится:
Выразительно читать;
Выявлять темы и мотивы автобиографической повести;
Определять личное отношение к изображаемым событиям;
Участвовать в дискуссии;
Видеть второй план в рассказе «После бала»;
Выявлять художественную идею рассказа;
Характеризовать образы Ивана Васильевича, Вареньки, роль рассказчика в повествовании;
Готовить материал для сочинения-рассуждения;
Участвовать в создании рисунков.
38 Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество». Основные биографические сведения о писателе. Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа.
39 Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. История рассказа. Жанр рассказа. Наблюдения за полковником на балу и после бала. Основные мотивы рассказа. Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа.
40 Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов. Главная мысль рассказа. Личная ответственность человека за все, что он совершает в жизни.
Прием контраста Понять главную мысль рассказа, уметь находить художественные детали в тексте, характеризующие образы героев.
41
42
р/к Р/К
А.С. Грин «Охотник и петушок», «Жизнь Гнора», «Алые паруса» Из литературы 20 века
Горький М.
Планируемые результаты. Ученик научится:
Выразительно читать фрагменты текста;
Выявлять конфликт в произведении;
Характеризовать образ героя и рассказчика;
Определять художественную идею произведения;
Высказывать личное впечатление к событиям и поведению героя;
Составлять цитатный план для сочинения-расуждения;
Составлять сопоставительную таблицу и формулировать микровывод.
43 Горький М. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра». Дополнить представления учащихся о Горьком, как о человеке. Основные мотивы творчества писателя. Романтический рассказ. Уметь наблюдать над композицией рассказа.
44 Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа Идейное своеобразие песни.
Образ-символ. Поэтизация гордых и сильных людей. Романтический герой. Определять, в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа. Уметь выявлять авторскую позицию и способы ее выражения.
45 Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник» Идеал личности в раннем творчестве писателя. Определять художественные средства, которые использованы в рассказе. Уметь находить черты романтизма в описании природы.
Маяковский В.В.
Планируемые результаты. Ученик научится:
Готовить сообщение о Маяковском;
Самостоятельно выявлять основной конфликт лирического стихотворения Маяковского;
Формулировать микровыводы;
Правильно интонировать и выразительно читать стихи;
Характеризовать образно-выразительный строй стих. «Хорошее отношение к лошадям»;
Определять художественную идею стих.;
Высказывать и аргументировать личное отношение к стих.;
Готовить вопросы к литературной викторине.
46 Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям» Биографические сведения. Рассказ об условиях, в которых формировался характер поэта.
Словотворчество и неологизмы как характерный признак творчества Маяковского. Лексика, рифма, ритм, система образов, поэтический синтаксис, интонация в стихотворениях Маяковского. Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения его стихотворений .
О серьезном- с улыбкой сатира начала 20 века
Планируемые результаты. Ученик научится:
Самостоятельно готовить материал к сообщению;
Составлять словарь речи персонажа;
Записывать основные положения лекции учителя;
Формулировать микровыводы;
Устанавливать связи между сатирическими рассказами Тэффи, Зощенко и пр-ми Чехова, Гоголя;
Формулировать идею сатирических произведений.
47 Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей. Биографические сведения. Литературный псевдоним. Тематика рассказов писательницы.
Тонкая ирония рассказов Тэффи, система художественных образов, средства художественной выразительности. Уметь находить авторскую позицию в рассказах Тэффи, видеть за смешным драматизм человеческой жизни.
48 Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа. Биографические сведения. Знакомство с рассказами Зощенко, их основная тематика. Словарная работа: юмор, сатира, гипербола, гротеск. Отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения.
Заболоцкий Н.А.
Планируемые результаты. Ученик научится:
Выразительно читать стих. поэта;
Определять темы и мотивы стих.;
Формулировать микровыводы и выводы;
Записывать основные тезисы по материалам урока;
Самостоятельно готовить материал и и писать сочинение-рассуждение « «Что есть красота?»
49 Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта Биографические сведения, тематика лирики. Словарная работа: звукопись, аллитерация, ассонанс, юмор, метонимия, снобизм. Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений.
50 Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта
Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению) Основная мысль стихотворения, мастерство поэта в создании образа. Разное понимание красоты: внешнее и внутреннее. Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений. Уметь выражать свое мнение по поводу прочитанного, рассуждать на заданную тему, используя аргументы из читательского или жизненного опыта.
М.В.Исаковский
Планируемые результаты. Ученик научится:
Устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи при работе с текстами Исаковского;
Выявлять темы и мотивы лирики поэта;
Определять художественную идею произведений;
Выявлять фольклорные традиции в лирике при исследовательской работе с текстом.
51 Поэзия М.В.Исаковского. Биографические сведения. Связь лирики поэта с УНТ, основные черты поэзии Исаковского. Выразительное чтение стихотворений.
52
53 р/к
В.А. Каверин «Два капитана Твардовский А.Т.
Планируемые результаты. Ученик научится:
Определять жанр поэмы «За далью- даль»;
Выявлять темы и мотив в сюжете поэмы»;
Самостоятельно анализировать одну из глав;
Комментировать иллюстрации к поэме;
Выразительно читать фрагмент поэмы;
Характеризовать образ автора-рассказчика.
54 Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль». Продолжить знакомство с биографией Твардовского. Автобиографичность произведения.
История создания поэмы «За далью-даль» Знать основные направления творчества поэта, уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения.
55 Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов поэмы. Особенность поэтического языка поэмы, роль лирических отступлений. Понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы. Уметь анализировать главы поэмы по плану.
Астафьев В.П.
Планируемые результаты. Ученик научится:
Соотносить жизнь страны и судьбу членов семьи;
Выразительно читать фрагмент рассказа;
Производить исследовательскую работу с текстом;
Определять значение названия рассказа в его образно-художественной системе;
Формулировать художественную идею рассказа.
56 Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя. Краткие биографические сведения о писателе, обзор основных произведений. Уметь объяснять своеобразие произведений Астафьева о детях и детстве в сравнении с произведениями других писателей на эту тему.
57
58 Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти. Художественный пересказ рассказа, чтение ключевых эпизодов, разговор о деревенской жизни 30-х годов 20 века, о человеческих характерах и отношениях между людьми. Образ бабушки и учителя. Уметь пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа. Уметь находить художественные детали при описании образов бабушки и учителя.
Распутин В.Г.
Планируемые результаты. Ученик научится:
Характеризовать сюжет рассказа;
Характеризовать образы главных героев, второстепенных;
Сопоставлять образы рассказа с иллюстрациями;
Составлять цитатный план;
Определять фабулу рассказа;
Формулировать художественную идею рассказа;
Готовить устное сочинение «Уроки на всю жизнь»
59 Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина Биографические сведения. Основные мотивы творчества. Знать творческую историю рассказа.
60 Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах рассказа. Автобиографичность рассказа. Уметь находить в тексте произведения детали, подтверждающие автобиографичность рассказа
61 Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости. Образ учительницы. Характер главного героя, условия его формирования. Уметь описывать литературного героя.
62 Р/к
Ф.А. Абрамов «Жила-была семужка»
Познакомить учащихся с литературным творчеством писателей конца 20 века. Основные темы творчества. Уметь анализировать литературную ситуацию конца 20 века.
Из зарубежной литературы
Шекспир У.
Планируемые результаты. Ученик научится:
Составлять тезисы;
записывать выводы;
выступать с сообщением;
формулировать художественную идею трагедии;
устанавливать связи между литературным источником и произведениями других видов исскуства.
63 Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.
Биографические сведения.
Искусство и литература эпохи Возрождения.
Словарная работа: сонет, трагедия,
фабула. Знать жанры драматургии.
64 Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта».
Основной конфликт пьесы. Основной конфликт пьесы, ключевые эпизоды, характеристика действующих лиц трагедии. Уметь находить в тексте пьесы художественные средства выразительности.
Сервантес М.
Планируемые результаты. Ученик научится:
участвовать в беседе и дискуссии о соотношении мечты и действительности;
устанавливать связи между литературным героями его отражением в разных видах искусства;
сопоставлять героев-антогонистов;
раскрывать понятие «вечный образ».
65 Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. Биографические сведения о писателе.
Образ Дон Кихота. Черты рыцарского романа. Какие сюжеты в «Дон Кихоте» напоминают черты рыцарского романа.
66 Сервантес М. Роман « Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. Донкихотство. Понимать термин «донкихотство».
Есть ли оно в нашей жизни и нужно ли оно человечеству? При рассуждении уметь приводить примеры из жизни.
67 Р/К
О.А. Фокина «Родник», «Северная Двина», «Речка Сотонга» и др. 68 Что читать летом