Обобщающий урок по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» 6 класс

Обобщающий урок по сказке-были

М.М. Пришвина
«Кладовая солнца»
6 класс


Учитель: Куликова Н.В.
МБОУ лицей№4 г.Данков

Цель урока: - осмыслить содержание произведения, углубляя
представление о его героях;
- формировать оценочное отношение
к прочитанному;
- развивать связную речь.
Оборудование урока: иллюстрации к сказке – были «Кладовая солнца», слайды.
Ход урока.
1)Сообщение темы и цели урока.
2) Краткий пересказ сказки – были «Кладовая солнца» (используется план).
План (слайд)
- Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей.
- Поход за клюквой.
- Ссора детей.
- Путь Митраши.
- Путь Насти.
- Спасение Митраши.
3) - Назовите главных героев сказки – были.
- Зачитайте описание внешности Насти.
- Расскажите, как выглядел Митраша.
? Как называется описание внешности человека?
? Можно ли по описанию внешности сказать об отношении автора к героям?
*Докажите это, используя текст сказки – были.
(Наличие слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами, используемых автором для характеристики детей, помогает понять, что он относится к героям с любовью и нежностью).
Вывод: портрет помогает увидеть внешность литературного героя, понять его переживания, особенности характера. В портрете проявляется отношение автора к своему герою.(слайд)
4) Большое место в сказке – были отводится описанию природы.
- Чтение отрывков наизусть («Ель и сосна», «Старый пень»).
Пришвин явления природы наделяет признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни героев. Злые силы природы мешают им, стараются запугать, заставить уйти из леса. «Деревья зарычали, завыли, застонали».
- ? Как называется такой приём в литературе, когда неодушевлённый предметы наделяются признаками живых существ.
Вывод : картины природы помогают раскрыть духовную красоту человека, показать взаимосвязь между человеком и природой.(слайд)

5) Пересказ и чтение понравившегося эпизода.
? Почему выбрал (а) именно этот эпизод ?
Работа с иллюстрациями к сказке – были «Кладовая солнца».
? Какими строчками из текста можно подписать иллюстрации ?
Выбрать то название, которое больше соответствует содержанию иллюстрации.

6) Викторина.(слайды)
Задание : по цитате угадать героя, какой – либо предмет, явление и так далее.
1. ? Кому принадлежат эти слова :
«Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен весь, как ладонь. Зачем тебе нужна эта стрелка ?»
- Не знавши броду , не лезьте в воду.
- Муравка, Муравка, я дам тебе хлебца.
2. ? О какой ягоде идёт речь?
«У нас одна единственная ягода, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху».
3. ? К кому из героев относятся эти слова?
«И маленький человек остановил в себе большое сердце».
4. ? Кто произносит эти слова ?
«Скажите мне, что есть правда, какая она, где живёт и как её найти.»

7) ? Как Антипыч понимал правду жизни?
? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте (Зачитайте).
Вывод : на примере взаимоотношений Антипыча и Травки Пришвин показал, что «правда жизни, её важнейший смысл заключается в единстве человека и природы, в родственном отношении человека к природе, в его мудром управлении силами природы»(слайд)

8) ? Какой смысл вкладывает Пришвин в заглавие «Кладовая солнца»
*Ответьте на вопрос строчками текста.
? Только ли Блудово болото является Кладовой солнца?
*Найдите ответ на вопрос в тетради и зачитайте его. (Пришвин доказывает в своей сказке – были, что не только Блудово болото, со всеми его запасами горючего торфа, есть Кладовая солнца, но это и вся природа с неистовыми богатствами, и человек – «мудрый хозяин» ).
Об этом говорит Пришвин в своём обращении к школьникам.
*Прочитайте эти слова.(слайд)
«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мы любим и бережём нашу Родину, научимся же беречь и родную природу».
? А что значит беречь родную природу? Что для этого нужно делать?
Вывод : беречь природу, по словам Пришвина , - это значит беречь Родину.(слайд)
9) Рефлексия.
10)Подведение итогов.


Список литературы:
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. Москва «Вако»2004г.
Т.С.Зепалова. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии. Москва «Просвещение» 1976г.


15