Внеклассное чтение. Знакомство с комедией М. А. Булгакова по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» в четырёх актах


План урока по теме: "Внеклассное чтение. Знакомство с комедией М. А. Булгакова по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» в четырёх актах".^ Цель урока: углубить представления учеников о сатире; показать актуальность комедии Булгакова, связь эпох в литературе; развивать навыки анализа текста.Ход урока^ I. Развитие понятия о сатире. II. Сообщение о драматургии М. А. Булгакова. (Сообщение делает учитель или заранее подготовленный ученик.)Булгаков свободно владел и прозой, и драматургией. Его перу принадлежит много оригинальных пьес. Но так как его собственные пьесы были запрещены к постановке, в тридцатые годы он стал сочинять инсценировки по произведениям, которые он считал созвучными своей душе.Булгаков обладал чутким пониманием законов сцены. Он чувствовал за актера, как прозвучит реплика, угадывал ее возможный эффект. В одном из писем он упоминал: «По сути дела, я — актер, а не писатель». Он, конечно же, был прежде всего писателем, обладавшим и актерским даром. В самом деле, он играл на сцене Художественного театра, исполнял роль Судьи в спектакле «Пиквикский клуб». Это было в 1934 г.В этом же театре в 1930—1932 гг. шла его инсценировка «Мертвых душ». Поэма Гоголя, как и все его творчество, была близка Булгакову. По «Мертвым душам» и «Ревизору» Булгаков написал еще и киносценарии.В пьесе «Мольер» («Кабала святош») по своей книге «Жизнь господина де Мольера» Булгаков выразил опыт собственной писательской судьбы на примере великого французского драматурга. Основные темы пьесы: искусство и власть, свобода художника и его борьба с временщиками, трусами, ханжами, лицемерами. Главный герой пьесы восклицает «Ненавижу королевскую тиранию!» В годы сталинского режима эта фраза звучала по-особому: речь шла и о тирании советской, о «кабале святош» — идеологических чиновников, травивших Булгакова, запрещавших его произведения. Девять пьес драматурга так и не увидели сцены при его жизни, три других шли недолго.Одной из последних работ писателя для сцены была пьеса «Дон Кихот» (1938). Это, наверное, символично: превыше всего Булгаков, как и герой Сервантеса, дорожил честью, он тоже погиб, сражаясь за справедливость.^ III. Реализация домашнего заданияОбсуждение вопросов и заданий по учебнику. Дополнительные вопросы и комментарии:— Если вы прочитали пьесу полностью, то, возможно, заметили, что после списка действующих лиц стоит ремарка: «Действие происходит в тридцатых годах прошлого века». Как вы думаете, зачем это указание, если и так известно, когда происходило действие «Мертвых душ» Гоголя?— Всего в пьесе 12 картин последняя происходит в «арестном помещении» Чичикову удается откупиться — дать очередную крупную взятку полицмейстеру, который радостным шепотом говорит: «Тут уж всем вместе — и нашим, и полковнику, и генерал губернаторским». Как вы считаете, согласуется ли такая развязка с произведением Гоголя?— Последние слова в пьесе принадлежат «Первому»: «Определен твой путь, поэт! Тебя назовут и низким, и ничтожным, и не будет к тебе участия современников. От тебя отнимут душу и сердце. Все качества твоих героев придадут тебе, и самый смех твой обрушится на тебя же... Быть может, потомки произнесут примирение моей тени». В этой реплике слышится боль самого Булгакова. Он пишет не только о Гоголе и не только о себе — о судьбе писателя вообще. В связи с таким финалом прокомментируйте соответствие пьесы жанру комедии.— Насколько актуальной вам кажется постановка пьесы Булгакова в наше время?^ IV. Выразительное чтение фрагмента комедии (по ролям)Домашнее задание: читать повесть Н.В. Гоголя "Шинель".