Урок литературы в 8 классе Знакомство с комедией Н. В. Гоголя Ревизор.


Конспект урока по литературе в классе на тему
«Знакомство с комедией Н. В. Гоголя «Ревизор».
Цель урока: Познакомить ребят с историей создания комедии «Ревизор» и её местом в жизни и творчестве Н. В. Гоголя.
Задачи:
- Научить ориентироваться в отдельных этапах творческого жизненного и творческого пути писателя, работать с текстом комедии.
- Развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ, развивать умение самостоятельно подбирать и анализировать материал.
- Воспитание любви к творчеству Н. В. Гоголя, культуре русского народа, содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, приобщение к искусству, театру.
Планируемые результаты:
предметные УУД: организовать работу по восприятию комедии и первичному осмыслению философских и эстетических проблем произведения, создать условия для развития читательского интереса обучающихся, уяснения общности гуманистических тенденций в жизни и литературе;
личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к родной культуре; использование для решения познавательных задач различных источников информации;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оформление, оборудование
- Театральные маски, парики, подсвечник, афишы, иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя.
- Компьютер, диски для прослушивания авторского исполнения явления из «Ревизора» и для музыкальной паузы (релаксации).
Тип урока вводный (урок-фантазия)
Вид урока смешанный.
Технология ИКТ
Методы информационные, частично-поисковые, иллюстративно-объяснительные, исследовательский (анализ, сравнение), наглядные методы обучения.
 
Предварительное домашнее задание содержание комедии, индивидуальные сообщения.
Ход урока.
Вступительное слово учителя
На прошлом уроке мы закончили изучать произведение М. Ю. Лермонтова «Мцыри». А сегодня мы будем знакомиться с творчеством другого писателя. И вы сами попробуете определить тему нашего урока. В помощь предлагаю рассмотреть иллюстрации к известных вам произведениям.
Беседа по вопросам
Задание: как называется произведение?
- «Ночь перед Рождеством»,
- «Тарас Бульба»
Предлагаю вашему вниманию одну афишу. Спектаклю по какому произведению она соответствует?
- Комедия Гоголя «Ревизор»
Попробуйте сами определить
- тему урока (запись даты и темы в тетрадь);
- цель урока.
2. Слово учителя о жизни и творчестве писателя.
Н.В.Гоголь – одна из значимых фигур в литературе первой половины 19 века. Гоголь – одинокая звезда в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя что-то новое и осознать, что творчество великого писателя – живое явление современности.
Прежде, чем приступить к изучению материала по теме урока, составим в тетради таблицу «Знаю, узнал (-а), хочу узнать». Давайте заполним первый столбик этой таблицы. Несколько учащихся читают его содержимое.
 
3. История создания. Индивидуальные сообщения учащихся.
- Комедия «Ревизор» - это пьеса, предназначенная для постановки на сцене. Н.В.Гоголь всегда интересовался театром. И очень высоко ценил этот вид искусства.
Он не закончил комедию «Владимир 3-ей степени» из-за того, что его «перо так и толкается об такие места, которые цензура ни за что на пропустит». Но Николай Васильевич не отказался писать для сцены, решив обойти бдительность цензоров. Он писал: «Мне ничего не остается, как выдумать сюжет самый невинный, которым даже квартальный не мог бы обидеться...» - и, обращаясь в октябре 1835 года к Александру Сергеевичу Пушкину, просил: «Сделайте же милость, дайте какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот... Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта!»
 Ученики садятся за стол с театральными реквизитами. Учащимся на местах даётся задание начать заполнение второго столбца таблицы.
Ведущий:
В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия. На основе этой истории Гоголь, написал свою комедию “Ревизор”. История была типичной для своего времени. Известно, что в Бессарабии приняли за ревизора издателя журнала “Отечественные записки” Свиньина. В городе Устюжна, на другом конце России, некий господин, выдав себя за ревизора, обобрал весь город. Были и другие подобные истории, о которых рассказывают современники Гоголя. То, что пушкинский анекдот оказался столь характерным для русской жизни, делало его особенно привлекательным для Гоголя.
 
Сюжет, который Пушкин предложил Гоголю, и лег в основу «Ревизора».
Первая постановка пьесы была 19 апреля 1836 года в Петербургском Александрийском театре, а 25 мая - в Московском Малом театре. Обе постановки вызвали резкие разногласия у публики и недовольство автора.
Тем не менее, комедия «Ревизор» стала бессмертным произведением, которое и сегодня идет на подмостках театров.
Первый ученик:
«Вечером 19 апреля 1836 года необычайное оживление царило на площади у Александрийского театра в Петербурге. Подъезжали экипажи, хлопали дверцы карет. Ложи и кресла заполняла высшая петербургская знать.
В этот вечер театр впервые давал комедию Гоголя «Ревизор».
Второй ученик:
Автор был в театре. Задумчиво глядя поверх мундиров и орденов, он припоминал переводные пьесы - безделушки с выдуманными характерами и страстями, которые так нравились публике.
Третий ученик:
В одной из статей Гоголь писал: «Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам!»
Гоголь мечтал об искусстве, которое волнует, исторгает слезы, клеймит публично «прячущийся порок».
Первый ученик:
Гоголь писал: «В «Ревизоре» я стремился собрать в одну кучу все дурное в России и одним разом посмеяться над всем».
Второй ученик:
Сюжет комедии и фигурку-статуэтку подарил Гоголю Пушкин. Распространенный анекдот о мнимом ревизоре позволил автору пьесы раскрыть нравы чиновников николаевского времени: казнокрадство, взяточничество, невежество и произвол.
Третий ученик:
Чиновничество становилось силой. По всей стране равнодушно и мертво скрипели перья, протирались мундиры, пухли годы бумаг.
А за всем этим жила, страдала, пела и плакала Русь.
Несколько учеников читают, что они записали во второй столбец таблицы.
Музыкальная пауза (релаксация).
Учитель. XIX век не зря называют «Золотым» веком русской культуры. Он славен именами не только писателей, но и композиторов. Это Михаил Иванович Глинка, Александр Порфирьевич Бородин, Модест Петрович Мусоргский, Николай Александрович Римский-Корсаков, Пётр Ильич Чайковский и другие. Предлагаю вам прослушать отрывок из «Вальса» П. Чайковского (балет «Спящая красавица).
4. Парад героев комедии.
Пришло время познакомиться с действующими лицами комедии.
Инсценировка учащимися отрывка из явления VIII второго действия «Ревизора» - Хлестаков и Городничий.
Вы, конечно, узнали действующих лиц этой сцены. Кто они?
Начнём «парад» героев комедии!
Учащимся предлагается фиксировать в столбик слова, незнакомые по значению.
Выступления учащихся сопровождаются иллюстрациями из книги Н. В. Гоголя «Ревизор» («Детская литература», 1970) героев произведения.
Ученик:
«Городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухоновский. Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко ни тихо, ни много ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью».
Резонер – человек, дающий моральные оценки
Петлица – знаки различия воинского звания на военной форме
Ученица:
«Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы». Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего).
Тщеславие – потребность в подтверждении своего превосходства
Ученик:
«Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Одет по моде».
Канцелярия – орган суда, в котором работают секретари и делопроизводители
Ученик:
«Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молчит плут. Костюм его - серый или синий поношенный сюртук».
Сюртук – длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный
 
Ученик:
«Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского».
Развязнее – слишком непринуждённо (нахально).
 
Ученик:
«Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. На лице всегда значительная мина. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом - как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».
Вольнодумен – проникнутый вольнодумством (критическое отношение к господствующим взглядам)
Мина – выражение лица
Сап – сопение (свистящие звуки при тяжёлом дыхании)
Ученик:
«Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив».
Попечитель – лицо, заботящееся об интересах других людей или организации
Богоугодные заведения – боготворительные заведения
Проныра – разг. всюду успевающий, проникающий человек
Какие слова вам показались незнакомыми по значению? Совместно с учащимися определяется значение этих слов.
 
Учитель:
Вот таковы наши основные действующие лица комедии «Ревизор».
Чтобы представление о комедии было более полным, прослушайте сцену из «Ревизора» в актёрском исполнении народных артистов Алины Покровской, Сергея Сазонтьева, Михаила Лебедева и др. – явление VI действие 3.
Продолжаем заполнять второй столбец.
Задание:
- Перелистайте пьесу «Ревизор», определите сколько действий (актов) в ней и из скольких явлений состоит каждый акт? (5 действий). Каждое из них состоит из от 6 до 16 явлений).- Сколько действующих лиц? (25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения, множество гостей, купцов).
После постановки “Ревизора” на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание. В этих обстоятельствах ему трудно писать, трудно жить. Он решает уехать за границу, в Италию. Сообщая об этом Погодину. Он пишет с болью: “ Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен подальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне”. Но едва только он покидает пределы родины, мысль о ней, великая любовь к ней с новой силой и остротой возникает в нем: “Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь”.
Постановка проблемного вопроса.
- Вопрос как вы думаете, почему Гоголь был полон мрачных мыслей?
Для поиска ответа на него предлагаю вашему вниманию два высказывания – пророка Иеремии и самого автора комедии.
Горьким словом моим посмеются.
                                                                           Пророк Иеремия.
Только смехом поражается здесь порок.
Гоголь
В статье “Петербургская сцена в 1835-36году” гениальный сатирик говорил, что при создании своей комедии он ставил перед собой цель “заметить” общие элементы нашего общества, движущий его пружины. Изобразить на сцене “плевела”, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон”.
Эпиграф: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива” характеризует жанр комедии – социально – политическая комедия.
“Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через благородное лицо, а через действие поступки, диалоги их самих. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя”.
Но… герои Н. В. Гоголя разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния. “Только смехом поражается здесь порок” (Гоголь).
Автор поражает моральных уродов беспощадным, карающим смехом, который он считал “единственным честным, благородным лицом своей комедии”.
Автор избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех, потому что был глубоко убежден, что “смеха боится даже тот, кто ничего не боится”.
4. «Ревизор» в театре.
«Ревизор» - величайшее произведение Гоголя, обличающее пороки, нравы того времени (казнокрадство, взяточничество и т.д.) Комедия и при жизни Гоголя была популярна, и сейчас мы с удовольствие читаем её и смотрим спектакль по этому произведению.
5. Подведение итогов урока. Чтение содержания второго столбца таблицы.
6. Объявление домашнего задания.
Для того чтобы понять произведение «Ревизор», на следующем занятии мы с вами поговорим о том, каковы особенности литературного произведения, предназначенного для постановки на сцене.
Перед вами вопросы викторины. Ответьте на них устно. Запишите термины вместе с приведёнными определениями в рабочую тетрадь. Выучите их.
Заполните третий столбик таблицы.
7. Выставление и комментирование оценок.