Конспет урока .А. Грин Победитель


ТВОЙ ВЫБОР
Урок литературы
Тема А.Грин «Победитель»
Цели:
общие - инициировать обсуждение одного из несиловых видов соперничества, актуального для современного школьника, - творческого соперничества; подвести школьников к осмыслению значения понятий "победитель" и "побежденный"; рассмотреть некоторые модели поведения человека в ситуации выбора; рассмотреть, под воздействием каких нравственных качеств человек делает свой выбор.
частные - развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность школьников, умение оценивать художественное произведение и предвидеть возможный финал рассказа, основываясь на логике развития сюжета и особенностях характера главного героя; умение выделять наиболее важные смысловые части произведения и понимать авторский замысел.
Оборудование
Мультимедиапроектор, презентация к уроку.

Эпиграф

Высокие души, по природной гордости и силе,
глубже всех чувствуют твои угрызения, Совесть!
Страх, словно бич, повелевает низкой чернью.
Ты же – истязатель смелого!
С. Вальтер Скотт

Учащимся была дана распечатка текста рассказа А.Грина «Победитель» без его окончания. Ученики должны были додумать конец рассказа сами. Смысл подобного задания в том, чтобы не только активизировать мыслительную деятельность, но и продемонстрировать собственную позицию (нравственную, гражданскую).
Заранее распечатаны вопросы к уроку:
1.Прочитать рассказ, суметь коротко передать его содержание.
2.Кто такой Геннисон? Как называлась статуя, которую он представлял на конкурс? Что
его беспокоило и почему?
3.Что означают слова жены Геннисона Джен: «Ох. я боюсь всего потрясающего. Не
сердись. Я только хочу сказать, что когда ты приносишь потрясающие новости, у нас
на другой день не бывает денег»?
4.Почему Геннисон должен был увидеть творение Ледана? Что гнало его в Школу
Живописи и Ваяния? Почему у Ледана не было шансов победить?
5.Как вы понимаете словосочетание «темница надежд»? Соедините эти два слова.
Если бы у вас было право выбора цвета, то каким бы цветом вы окрасили надежду?
Какие ещё смысловые нагрузки несёт существительное «темница»?
6.Сравните восприятие двух скульптур глазами Геннисона. Чем может быть объяснено
именно такое восприятие скульптур?
7.Что увидел Нурс?
8.Как дальше на ваш взгляд поступит Геннисон?
Ответьте на этот вопрос письменно в тетради
9.Что означают слова эпиграфа?



Ход урока

1.Орг. момент
2.Слово учителя
Хочется завести с вами разговор о проблеме, которая ежедневно сопровождает нас в жизни, потому что слишком часто мы попадаем в ситуацию, когда нужно решать: что предпочесть, как поступить? Трудность выбора, ответственность за принятое решение – это одна из « вечных тем» литературы и тема нашего сегодняшнего урока.
Слайд 1
Основу мира, в представлении А. Грина, составляет борьба противоположных сил: созидания и разрушения, красоты и безобразия. И для писателя очень важно, что всегда находятся люди, способные противостоять "темноте", - этим, с его точки зрения, прекрасна жизнь, в этом - надежда на лучшее будущее.
Слайд 2
Сегодня нам предстоит выяснить, какой выбор сделал герой рассказа А.Грина «Победитель».
_________________________________________________________________________
3. Интервью.
Заранее я предложила вам взять интервью у взрослых . Ответы получились следующие:
Слайд 3
- Приходилось ли вам в жизни стоять перед выбором? Как часто? Трудно ли это?
- Были ли у вас особые ситуации, когда от принятого вами решения зависела чья-то
жизнь или, по крайней мере, очень многое? Что вы чувствовали в этот момент?
- Как вы думаете, в какие моменты проблема выбора возникает острее всего?

В словаре сочетаемости слов читаем следующее:
Выбирать –сравнивая что-либо, выделять, отбирать по какому-либо признаку; предпочитать кого-что-либо.
Кого и что можно выбрать: товарища, жениха, невесту, мужа, лучшее, главное, необходимое, судьбу, профессию, специальность, место, направление, путь, дорогу, средство, цель, тему

Выбрать между кем-чем: добром и злом, между чувством и долгом

Выбрать как: быстро, сразу, легко, без труда, с трудом, удачно, правильно.
____________________________________________________________________________________

4.Работаем со словарными словами
-Что обозначают слова, которые вы видите на слайде? Они не раз будут звучать в нашем
разговоре.
Скульптура
(сообщение)
Скульптор

Слайды 4,5,6,7

____________________________________________________________________________________





5.Разберёмся в прочитанном.
Слайд 8
Вопрос-ответ
-Город, в котором происходят события? (Лисс)
-Сумма, обещанная победителю конкурса. (3000 тыс. фунтов)
-Председатель конкурсной комиссии. (Стерс)
-Главный портал здания решено украсить(бронзовой статуей)
-Студия, отведённая делам конкурса находилась в здании (Школы Живописи и Ваяния)
-Имя сторожа (Нурс)
-Сколько моделей было доставлено накануне конкурса? (14)
-Модель Ледана Геннисон узнал по (чудесной лёгкости и простоте линий)
-Имя скульптора, представившего Юнону со щитом и гербом города(Пройс)
-У кого было больше рисунка, чем анатомии? (Гизер)
-Сколько месяцев Геннисон работал над своей скульптурой? ( 6 месяцев)
-Когда ты приносишь «потрясающие» новости(у нас на другой день, обыкновенно, не бывает денег)
-Чтобы войти в северную угловую (Геннисон отдал последнюю золотую монету)
____________________________________________________________________________________
6.Я предлагаю открыть рассказ и приступить к работе над 1 главой
1)Чтение по ролям.
Первая глава – это диалог. Вспомним , о чём говорят Геннисон и Джен?
____________________________________________________________________________________
2) Ответы на вопросы:
Когда вы читали эти страницы , сопереживали герою. Поговорим о нём.
-Кто такой Геннисон? (Это талантливый скульптор, самоуверенный. Семья небогата.
Зная о том, что талантлив, на победу в конкурсе возлагает большие надежды. 3000
франков – это спасение)
Найдите в тексте детали, которые помогают нам увидеть главного героя, понять его характер, представить, как жилось ему и его жене, какие надежды он связывал с победой в конкурсе?
-Какую статую он представил на конкурс? («Женщина, ведущая младенца к горной
Вершине Знания»)
-Если Геннисон талантлив, самоуверен, то что его тогда беспокоит? (Был более
талантливый, гениальный скульптор «от бога»).
- Как его звали? (Ледан). Поговорим о нём. (выборочная работа с текстом)
Ученики вычитывают из текста фразу, из которой ясно, что победа Геннисона
предопределена.
-Если победа Геннисона предопределена, то что его гонит в школу Ваяния и Живописи?
Зависть к сопернику? Страх поражения? Неуверенность в победе, а может быть, и что-то иное? Прокомментируйте слова жены Геннисона «Ох, я боюсь» Что это значит? (не везёт)
-Какой эпизод доказывает непреодолимое желание Геннисона увидеть работу Ледана?
Зачем ему это? (Ледан – гениальный скульптор, Геннисон это понимал. Любят его или
нет, он всё равно гениален. Но он обречён, у него нет шансов победить.
Значит, Геннисона мучило беспокойство другого рода - беспокойство художника, которого волнует не столько решение "положительных людей", входящих в состав жюри и определяющих победителя, сколько беспристрастный суд совести.
-Почему у Ледана нет шансов победить? (Он не в фаворе – слово объясняем -. «Его
манера не в фаворе у людей положительных». Всё! Правда страшно? Страшно, когда
судьба гения зависит от чьего-то благосклонного кивка? Он даже не подозревает, что его
поражение уже кем-то запланировано).

Итак, Геннисон отправляется в Школу Ваяния и Живописи. СОВЕСТЬ – высшее мерило нравственности человека – гонят его туда.

Слайд


7.Работа над 2 главой

-Что происходит далее? (Геннисон появляется в здании Школы Ваяния и Живописи. Там
его встретил Нурс – сторож, который получил распоряжение никого не пропускать.)
-Что делает Геннисон, чтобы проникнуть в Школу? (отдаёт последнюю золотую монету –
таково было непреодолимое желание увидеть работу Ледана)
-Автор пишет, что Нурс привёл его к «темнице надежд» (потрясающая лексика!)
-Надежда Ваши ассоциации? (что-то светлое) А темница? (загадочное, таинственное).

И вот эта темница открылась
Два человека смотрели на это помещение
Один – глазами обывателя
Другой – глазами талантливого скульптора
(Выборочное чтение)
Слайд
Работа в тетради
-Сравните восприятие двух скульптур глазами Геннисона.
(Скульптура Ледана живёт, дышит, размышляет: «Это всё равно, что поймать луч». У
своей скульптуры Геннисон обнаружил натянутость позы, наивные недочёты, плохо скрытые старания).
-Чем может быть объяснено именно такое восприятие скульптур? (трезвой оценкой)
____________________________________________________________________________
Давайте поставим здесь многоточие, ибо у этого рассказа есть продолжение
Как поступит Геннисон?
Ваши версии?
(Зачитываются письменные домашние ответы)
Слайд
________________________________________________________________________
-А теперь давайте сравним вашу версию с финалом рассказа, написанным самим автором.


8.Работа над финалом рассказа

- Вы ожидали такого финала?
-Почему Геннисон разрушил свою работу?
-Трудно ли было ему принять такое решение?
-Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ.(С мучением и тоскойЗа несколько минут Геннисон прожил вторую жизнь..)
-И всё-таки решение было принято! Во имя чего?
(Во имя высшей справедливости, во имя искусства, «истина дороже».
-А ещё? (Дело в том, что, в отличие от Ледана, Геннисон знал о том, что Ледану не победить, что он обречён, хотя его работа лучшая).
-Опишите душевное состояние Геннисона после того, как он уничтожил свою работу.
(Без слёз, без дикого смеха, без истерики ,-так толково и просто ,как уничтожают неудавшееся письмо.)
--Какая из скульптур понравилась сторожу Нурсу?
--Почему его мнение приведено в рассказе?
--Почему Ледан не является действующим персонажем?
--С кем борется Геннисон?
-Давайте предположим на минутку, что бы произошло, если бы Геннисон не разрушил свою работу? (Торжество несправедливости)
___________________________________________________________________________________
Как вы понимаете смысл слова победить?

Слайд
Какие словосочетания можно составить с этим словом?
____________________________________________________________________________________
Так кто же победитель?
Если Геннисон (Это победа над самим собой)
Каким человеком надо быть, чтобы принести себя , своё творчество в жертву во имя высшей справедливости?
Слайд

(Надо быть очень гордым человеком. чтобы своими руками разрушить результаты своего труда.
Надо быть очень честным человеком, чтобы признать превосходство соперника в такой ситуации. )

Бедствующий скульптор уничтожает свою работу, чтобы не помешать другому, более талантливому скульптору выиграть конкурс.

Проследите по тексту, каким было эмоциональное состояние героя с самого начала и до принятия решения. (в сердце моём хорошая погода, потрясающие новости, рассеянно взглядывая, шёл домой в полусознательном состоянии, три тысячи среди небывалого радужного пейзажа, против воли Геннисона беспокоила мысль, у меня душа не на месте, боль и душевное смятение вновь ожили в Геннисоне, отступил с чувством падения и восторга, мужество стать только художником, медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, с мучением и тоской, в свете высшей справедливости, которой не изменял никогда, за несколько минут Геннисон прожил вторую жизнь, без слёз, без истерики, без щипцов на это надежда была плоха.)
Слайд

____________________________________________________________________________________

Под воздействием каких качеств человек делает свой выбор?
Слайд
(ненависть, злоба, доброта, зависть, совесть, чувство справедливости, мужество, восторг, объективность,уважение к гениальности, бесспорное право более талантливого скульптора делать из мрамора )

А наш герой? Что же в конечном итоге повлияло на выбор, сделанный Геннисоном? Запишите в тетради.
_______________________________________________________________________________
9. На какие смысловые части можно разделить рассказ? Озаглавьте их.
Слайд
Слайд
1. Потрясающие новости. 2. Рано нам говорить о торжестве. 3. Информация о конкурсе. 4. Мечты Геннисона и Джен. 5. Решение посмотреть модель Ледана. 6. Разговор Геннисона и Нурса в "темнице надежд". 7. Чувство падения и восторга. 8. Уничтожение статуи.
________________________________________________________________________
Сделаем выводы
Слайд
Каким вам кажется характер финаласветлым или мрачным?
Итак, это не борьба двух соперников за премию, а борьба художника с самим собой, с желанием победить соперника во что бы то ни стало, борьба с общественным мнением - мнением "положительных людей", с которым так приятно и радостно было бы согласиться, если прикрыть глаза и заглушить голос совести. И в этой, самой мучительной и трудной, борьбе Геннисон оказывается бесспорным победителем, что подчеркивается названием произведения.
Главный герой "с мучением и тоской" смог победить в себе желание любыми средствами выбиться из нищеты, потому что всегда подчинялся "высшей справедливости, которой не изменял никогда..." Именно это наполнило его душу мужеством в решительный момент и желанием работать лучше, а вместо зависти к сопернику он испытал восторг и "признал бесспорное право" Ледана. В этом финале - оптимизм и залог будущего успеха скульптора.
___________________________________________________________________________________


Домашнее задание
Опишите эпизод, когда вам или другому человеку приходилось делать трудный выбор.
Иллюстрации
15