Программа изостудии Радуга для учащихся 3-4 классов


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СПО МСТ
109125, г. Москва, 1-й Саратовский проезд, д. 5, тел. (499) 177-74-11/01

Программа изостудии «Радуга»
для детей 8-11 лет
Срок реализации: 2014-2015 учебный год
Составила: учитель изобразительного искусства Мосягина М.П.

г. Москва
2014-2015 год
Пояснительная записка.
Познание окружающего мира, формирование своих эстетических потребностей, развитие художественных способностей – один из элементов единой системы воспитания, обучения и развития учащихся.
.
Цель работы изостудии «Радуга»:
Улучшения уровня эстетического воспитания учащихся, развитие интереса к изобразительному искусству, развитие навыков сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения.
Активизация творческих способностей, формирование художественно – эстетических потребностей, независимо от того, кем станут дети в дальнейшем, является неотъемлемой частью кружка «Юный художник».
Задачи:
а)образовательные:
- знакомство детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- овладение учащимися элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества,
б) развивающие:
- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимания прекрасного,
в) воспитательные:
- воспитание эстетической культуры,
- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения,
- обучение ребёнка творческому подходу к любой работе.

Программа базируется на следующих
концептуальных принципах:
1) единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства,
2) нравственно-духовное развитие и потребность в самовыражении личности;
3) свобода и выбор деятельности;
4) психологическая помощь в адаптации ребёнка в коллективе;
5) взаимопонимание между педагогом и детьми;
6) формирование контроля и оценки собственной деятельности;
7) уважение к правам ребёнка.
Основные направления деятельности:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст обучающихся от 8-11 лет.
Реализация программы основана на развитии детского творчества.
В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная форма работы.
Данная программа опирается на личность ребёнка в соответствии с условиями жизни, индивидуальными склонностями и задатками.
Индивидуальный подход в общении с детьми, создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, склонностей и психолого-физических особенностей обучения каждого ребёнка.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
При построении занятий используется метод коллективного творчества, во время занятий дети общаются между собой, предлагают идеи, которые позже и реализуются.
Форма проведения занятий разнообразны: беседы, практические работы, выставки, творческие работы, презентации, экскурсии.
Во время работы проводятся оздоровительные минутки: упражнения для глаз, для осанки, упражнения для кисти рук, цвето терапия.
В течение года дети осваивают разные техники рисования, в том числе нетрадиционные, которые увлекают детей, развивается познавательный интерес.
Программа актуальна тем, что соответствует требованиям ФГОС и содержит инновационные методики и технологии.
Прогнозируемые результаты:
Закончив обучение в изостудии «Радуга» учащиеся
должны знать:
1) разные приёмы рисования;
2) Хохломскую, Городецкую и Полхов – майдановскую роспись;
3) понятие «стилизация»;
4) нетрадиционные техники рисования;
5) воздушную и линейную перспективу.
УМЕТЬ:
1) работать в различной технике рисования;
2) пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;
3) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;
4) творчески подходить к выполнению работы.
По окончании обучения, учащиеся оформляют большую выставку. Распространёнными формами подведения итогов реализации программы является выставка работ учащихся.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Количество часов
1. Вводное занятие «Как стать художником? 1
2 Рисуем осень под музыку 1
3 Приём рисования по сырому, или равномерно окрашенному «Осенний букет» 1
4 «Монотипия пейзажная» – нетрадиционная техника рисования 1
5 Рисование по сырому. Пейзаж 1
6 Художественный приём «заливка». Рисование неба. 1
7 Рисование облаков, птиц. 1
8
Художественный приём «заливка». Рисование воды 1
9 Рисование деревьев способом «мазок с тенью» 1
10 Художественный приём «заливка». «Подводное царство» 1
11 рисование рыбок 1
12 Рисование корабликов, берегов, солнца 1
13 Рисунок на мраморной бумаге 1
14 Рисование пейзажа на мятой бумаге 1
15 работа в технике граттаж1
16-17 Многослойная живопись. Натюрморт 2
18 Рисунок в технике нитко графия 19 Рисунок в технике акватипия 1
20 Рисунок в технике диатипия21 Зимний пейзаж в технике набрызг1
22 Морозные узоры 1
23 Многослойная живопись.
Зимний пейзаж. 1
24
Рисуем круглые картины тондо1
25
Рисуем Деда Мороза 1
26 Аппликация -ёлка
1
27 Объёмная аппликация «Карнавал» 1
28-29 Коллективная композиция «Зимушка –зима» 2
30 Техника рисования «Свеча + акварель». 1
31 Рисование пальчиками (творческая работа).
1
32 Кляксография трубочкой. Рисование животных. 1
33 Кляксография обычная. Рисование природы34 Рисование ватными палочками животных 2
35 Рисование пастелью животных 36 Рисование пастелью пейзажа
2
37 Рисование пастелью портрета мамы 38 Рисуем вербу 2
39 Рисуем мимозу 2
40 Использование карандашей и восковых мелков в рисовании цветов. 2
41 «Цветочная сказка» рисуем цветы акварелью 2
42-43 Линейная и воздушная перспектива. Рисование весенней улицы. 2
44-45 Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов. 2
46 Узор и орнамент. 1
47 Роспись посуды хохломской росписью. 1
48 «Чудо –матрёшки» - роспись матрёшки Полхов – майданской росписью 1
49 Искусство Гжели. Роспись тарелки. 1
50 Городецкая роспись. Роспись тарелочки, 1
51 Роспись разделочной доски. 2
52
53 Изготовление штампов.
Создание с их помощью декоративной открытки. 1
1
54 Учимся рисовать домашних животных 1
55 Учимся рисовать диких животных 1
56 . Учимся рисовать экзотических животных 1
57 Учимся рисовать человека 1
58 Рисование восковыми мелками сказочных героев 1
59 Сказочная азбука. Рисование шрифта фломастерами. 1
60 «В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки цветными мелками 1
61 Составление коллективного панно техникой «рваная бумага». «Сказочная страна» 1
62 Рисуем под музыку звуки природы 1
63 Композиция на тему «Моя семья» 1
64 Композиция на тему «Лесная школа» 1
65 Композиция на тему «Мама, папа, я- здоровая семья» 1
66-67 Композиция на тему «Страна Безопасности» 2
68-69 Композиция на тему «Моя Москва» 2
70-71 «Я – юный художник» - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка на тему по выбору 2
72
Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке. 1
Всего: 72 часа

Методическое обеспечение программы.
№ Форма занятия. Приёмы и методы организации. Методический и дидактичес-кий материал. Форма подведения итогов.
1. Беседа Иллюстрированный рассказ, анализ. Таблица по технике безо-пасности, до-полнительная литература. Анкетирование, составление тематического плана.
2. Практическое занятие. Объяснение, демон-страция наглядного материала. Книги, нагляд-ные пособия. Анализ выпол-нения работы.
3. Практическое занятие. Объяснение, самос-тоятельная работа. Этапы выполне-ние работы. Самооценка.
4. Практическое занятие. Объяснение и рас-сказ, индивиду-
альная помощь. Этапы выполне-
ния работы, ил-
люстрации. Коррекция по возможности. Оценка работ педагогом и детьми.
5. Беседа,практи-
ческая работа. Рассказ, объяснение
и коллективная са-
мостоятельная работа. Иллюстрации, образцы изделий. Анализ выполнения работы.
6. Практическое занятие. Объяснение, демон-
страция, работа с учителем. Этапы выпол-нения работы, образцы изде-лий. Оценка резуль-
татов работы.
7. Практическое занятие. Рассказ, объяснение
демонстрация, ра-
бота с учителем. Иллюстрации, образцы изделий Самооценка.
8. Беседа,практи-
ческая работа. Рассказ, объяснение
демонстрация, ра-
бота с учителем. Этапы выпол-нения работы, образцы изде-лий. Коррекция по возможности. Оценка работ педагогом и детьми.
9. Практическое занятие. Демонстрация, практическая рабо-та. Образцы изделий. Анализ выполнения работы.
10. Беседа,практи-
ческая работа. Объяснение, демон-
страция, работа с учителем. Этапы выполне-
ния работы, ил-
люстрации. Самооценка, анализ качества.
11. Практическое занятие. Объяснение, самос-тоятельная работа. Книги, нагляд-ные пособия. Самооценка.
12. Практическое занятие. Объяснение, самос-тоятельная работа. Книги, нагляд-ные пособия. Самооценка.
13. Практическое занятие. Объяснение, самос-тоятельная работа. Книги, нагляд-ные пособия. Анализ выполнения работы.
14. Творческая работа. Разработка идеи, планирование, са-
мостоятельное вы-
полнение работы. Эскизы. Выставка работ.
15. Практическое занятие. Демонстрация, практическая рабо-та. Образцы изделий. Самооценка, анализ качества.
16. Беседа,практи-
ческая работа. Объяснение, самос-тоятельная работа. Образцы изделий. Выставка работ.
17. Беседа, твор-
ческая работа. Демонстрация, самостоятельное выполнение работы. Эскизы, нагляд-ные пособия. Коррекция по возможности. Оценка работ педагогом и детьми.
18. Творческая работа. Разработка идеи, планирование, са-
мостоятельное вы-
полнение работы. Эскизы. Выставка работ.
19. Беседа, твор-
ческая работа. Объяснение и рас-сказ, индивиду-
альная помощь. Этапы выпол-нения работы, образцы изде-лий. Выставка работ.
20. Коллективная работа. Разработка идеи, планирование, са-
мостоятельное вы-
полнение работы. Эскизы. Оценка резуль-
татов работы.
21. Самостоятель-
ная работа. Разработка идеи, планирование,
самостоятельное
выполнение работы. Изделия разных техник рисова-
ния. Выставка работ.
22. Творческий отчёт. Организация выставки. Лучшие работы по итогам работы кружка. Выставка работ.


Оборудование, материалы и инструменты, необходимые для изостудии:
1) мольберты,
2) стулья,
3) шкаф,
4) доска,
5) стенды,
6) уголок техники безопасности,
7) альбом,
8) краски,
9) акварельные карандаши, пастель
10) трубочки,
11) непроливайка,
12) свечи,
13) ватман, цветная и тонированная бумага
14) простой карандаш,
15) ластик.


Список литературы:
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. - 208с.
2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.: ил.
3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.:
Просвещение, 1989. -188с.: ил.
4. Виноградова Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе / Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. - 144с.: ил.
5. Волков И.П. Художественная студия в школе: Из опыта работы / Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 127с.: ил.
6. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 272с.: ил.
7. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961.
8. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М., 1994.
9. М. Михейшина «Уроки рисования для младших школьников», 2005г
10.Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
.
11. А.П.Фомичёва «Методика обучения рисования в школе»,2007г.
12. О.Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г.