Программа внеурочной деятельности изостудии «Волшебный мир цвета и света»

Номинация: Программа работы педагога


Автор: Байлова Инна Владимировна


Название: Программа внеурочной деятельности изостудии «Волшебный мир цвета и света»












Пояснительная записка
Актуальность и коррекционно-педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в общекультурном направлении «Волшебный мир цвета и света» обусловлена сенсорным, психическим, эмоциональным, интеллектуальным недоразвитием детей с ЗПР.
Цвет по своему воздействию на всё живое и организм человека имеет колоссальное значение. Используя его свойства в сочетании с музыкой определённой направленности можно добиться потрясающих результатов даже в очень тяжёлых случаях. Цвет, безусловно, необходим для живого организма.
Одним из первых ощущений человека после рождения является цветовосприятие. Первый цвет, который мы начинаем воспринимать - красный. В цветовой шкале он стоит вначале, и у него самое короткое из всех цветов волновое излучение.
Постепенно развиваясь, ребенок начинает воспринимать один за другим все цвета. Вместе с цветами в его жизнь входят звуки, запахи, которые являются, как мы знаем, проявлениями разного уровня вибраций.
Каждый цвет обладает определённым значением и оказывает специфическое воздействие, что может оказаться бесценным для понимания окружающего нас мира и нашего поведения. Эти качества также можно использовать для того, чтобы произвести впечатление на других. Использование цвета позволяет создать нужный образ и передать информацию более эффективно, чем это можно сделать посредством слов. 
В сочетании цвета, и светового воздействия на ребенка можно добиться более высоких результатов в коррекции и развитии детей с ЗПР.
В основу программы легли методы арт-терапии
Цель программы;
коррекция эмоционального состояния; сенсорное развитие ребенка; предоставление возможности «выхода» творческой энергии; развитие внимания, памяти, мышления,
Задачи;
обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, обучение социально приемлемым, допустимым формам поведения.
формировать процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей; способствовать преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит
создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции, создать предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
существенно повысить личностную ценность, содействовать формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе .
Предполагаемые результаты:
Первый уровень – приобретение воспитанниками социальных знаний (об общественных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; умения выражать эмоции через цвет и форму; развитие координации движений, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления; раскрытие творческих способностей, резервных возможностей организма;
Второй уровень – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, мир, природа, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. понимания социальной реальности и повседневной жизни; умения выражать эмоции через цвет и форму; развитие координации движений, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления; раскрытие творческих способностей, резервных возможностей организма;
Третий уровень – формирование собственного социального действия посредством саморегуляции, развитие коммуникативной стороны речи, умения выражать эмоции через цвет и форму; развитие координации движений, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления; раскрытие творческих способностей, резервных возможностей организма;
Формы организации деятельности:
групповая, подгрупповая, индивидуальная
Формы занятий: тренинги, проекты, тематические занятия
Оборудование: занятия проводятся на светодиодном стеклографе (12 режимов цвета) с использованием плакатной гуаши, маркеров
Тематическое планирование

Тема занятия
Кол-во ч.
Дата

1
Знакомство со светодиодным стеклографом
1
03.09

2
Цвета и оттенки и свет
1
10.09

3
Цвет и эмоции
1
17.09

4
Исследование цветов спектра, получение новых оттенков
1
24.09

5
Рисуем пальчиками, ладошками «Море в штиль, легкий шторм, сильный шторм» Смена эмоций
1
01.10

6
Рисуем правой и левой рукой «Солнце, трава, цветы». Эмоции радости и удивления
1
08.10

7
Рисуем по подложке «Осень в природе». Эмоции восторга и уныния
1
15.10

8
Рисуем звездное небо. Эмоции спокойствия и умиротворения
1
22.10

9
Рисуем ладошками и кистью Проект «Космические просторы».
1
12.11

10-11
Рисуем по подложке. «Животные зоопарка»
2
19.11-26.11

12-13
Рисуем ладошками и пальчиками «Здравствуй, матушка-зима»
2
03.12-10.12

14-15
Рисуем кистями разных размеров правой и левой рукой «На что похож сугроб». Эмоции удивления и радости
2
17.12-24.12

16-18
Рисуем кистью «Сказочные животные»
3
14.01, 21.01, 28.01

19-20
Рисуем маркером по подложке «Освобождение Азова».Эмоции страха, ликования
2
04.02-11.02

21-22
Рисуем красками по подложке «Богатыри русские в старину и сейчас»
2
18.02-25.02

23-24
Рисуем красками правой и левой рукой «Весна пришла». Эмоции радости
2
04.03-11.03

25
Рисуем маркерами. Экспериментируем с удовольствием.
1
18.03

26-28
Мини-проект «Символ моей семьи»
3
01.04, 08.04, 15.04

29
Экспериментируем с удовольствием. «Нарисуй свои эмоции»
1
22.04

30-33
Экспериментируем с удовольствием. «Вырази эмоции через образ растения» Эмоции страха, гнева, радости, сопереживания
3
29.04,06.05, 13.05

34-35
Экспериментируем с удовольствием. «Вырази эмоции через образ растения» Эмоции восторга, обиды, грусти, удивления
2
20.05-27.05



13PAGE 15


13PAGE 14515