Рецензия к реферату по теме «Применение комплексного подхода в камерном ансамблевом музицировании».


Рецензия на Реферат
по дисциплине «Музыкальное исполнительство и педагогика»
магистранта Новосибирской государственной консерватории имени М.И.Глинки Бекмадиевой Мадины Бекеновны «Применение комплексного подхода в камерном ансамблевом музицировании». Научный руководитель: заведующий кафедрой, доктор искусствоведения, профессор Шиндин Б.А. Работа состоит из 44 страниц в которых 2 раздела. В работе имеются ссылки на источники и имеется список использованной литературы как авторов времени Советского Союза, так и более поздние, научные работы авторов современного периода. Магистрант является преподавателем Казахского национального университета искусств г.Астана и имеет опыт работы более 5-и лет, поэтому тема выбрана в соответствии ее практической деятельностью. своей работе Мадина поднимает одну из малоизученных областей музыкального искусства, несмотря на широкое распространение и художественную весомость в мировой музыкально-исполнительской практике.
Особенно слабо освещены во всей литературе, как отмечает магистрант особенности преподавания в классе камерного ансамбля, что и явилось предметом поиска исследования.
В первой главе «Характеристика камерного ансамблевого музицирования» Бекмадиева Мадина проанализирован термин «ансамблевое музицирование», показаны классификации понятий «ансамбль», типы камерного ансамбля, исторический процесс теоретического осмысления специфики ансамблевого музицирования, начиная с 17 века до современности. Изучены материалы авторов по данной проблеме следующих авторов: Л. Раабена «Камерно-инструментальная музыка первой половины ХХ века», «Инструментальный ансамбль в русской музыке», «Советская камерно-инструментальная музыка», докторская диссетрация И.И.Польской «Камерный ансамбль: теоретико-культурологические аспекты», которая взята за основу раскрытия проблемы исследования. Использовались материалы статьи в журнале «педагогика online»«Ансамблевое музицирование как метод всестороннего развития учащихся» Трофимовой И.Б.2013г. Царегородцевой Л. М. Эволюция жанра большого камерно – инструментального ансамбля с участием фортепиано, автореферат, психологические аспекты К.В. Шадт из журнала Музыкальная культура глазами молодых ученых: 2004г. И другие.
Магистрантом составлены схемы всех существующих разновидностей ансамблевого музицирования.
Во второй главе раскрыты условия применения образовательно- комплексного подхода в ансамблевом музицировании и приведены разработки уроков.
Раскрыты понятия «комплексный подход», «комплексный подход к обучению». В работе совмещен образовательный компонент с комплексным для лучшего раскрытия специфики преподавания дисциплины «камерный ансамбль».
Хорошо раскрыта характеристика составных частей образовательно-комплексного подхода в камерном музицировании:
Применение развивающего обучения в классе камерного ансамбля;
Диалогичность как основа ансамблевого музицирования;
Использование метода «дирижерского показа»;
Создание целостного психологического климата в ансамбле.
Как показало исследование, комплексный подход – истинно научный подход познания такого многосложного феномена, каким является камерное музицирование. Он помог эффективно рассмотреть сам процесс камерного музицирования и процесс преподавания в камерном ансамбле.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается отбором методологических подходов и принципов, использованием комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования.
Реферат представляет собой хорошо структурированную научную работу. Во введении даны актуальность темы диссертации, логически выстроенные компоненты научного аппарата, сведения о теоретической и практической значимости, об апробации работы. В заключении изложены выводы и рекомендации по итогам исследуемой проблемы. Логика и внутреннее единство содержания работы свидетельствуют о целостном видении проблемы магистрантом.
Однако, наряду с отмеченными положительными сторонами в работе имеются отдельные недостатки:
- во введении перечисляет имена известных исследователей и музыкальных педагогов, не включая современных;
- в реферате имеются не значительные погрешности в плане формулировки;
-в заключении не приведено достаточное количество доводов;
В целом, исходя из оценки результатов исследования, их достоверности и обоснованности, можно сделать заключение, что работа магистранта Бекмадиевой Мадины, представляет собой завершенное исследование, соответствует требованиям Положения о резенцировании научно-исследовательских и курсовых работ обучающихся Новосибирской государственной консерватории имени И.М.Глинки от 21 декабря 2015г.
Рецензент: