Конспект урока по музыке в 5 классе П.И.Чайковский Времена года — Ноябрь.


План урока
Дата:10.11.2015 год
Класс: 5 класс
Тема урока: Творчеством П.И.Чайковского «Времена года» Ноябрь.
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством композитора П.И. Чайковского и его произведением из фортепианного цикла «Времена года»- Ноябрь. На тройке. Познакомить и разучить песню «Зимушка-зима», музыка и слова Л.Вахрушевой.
Задачи:
Образовательные:
-формировать знания о музыке с помощью изучения произведения композитора;
-научить анализировать и сравнивать музыкальные произведения.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- корригировать сознание и поведение по отношению к окружающей среде;
- создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством.
Воспитательные:
- прививать любовь к музыке, красоте родного края;
- помочь самовыражению обучающихся ограниченными возможностями здоровья через занятия музыкальной деятельностью;
- создать живой, эмоциональный, добрый настрой в классе;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Вид урока:
-комбинированный
Методы и приемы на уроке: наглядность, активный диалог с учащимися, слушание музыки, словесные, проблемно-поисковые наблюдения.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, синтезатор или фортепиано, презентация к уроку, портрет композитора П.И.Чайковского, цветные карточки, иллюстрация картины времена года «Ноябрь», «На тройке», колокольчик, напечатанные слова песни «Зимушка-зима» муз.и сл. Л.Вахрушевой.
Музыкальный материал:
Слушание и просмотр видеофрагмента: пьеса П.И.Чайковского из фортепианного цикла «Времена года» - Ноябрь. На тройке.
Физкультминутка: Электронная физкультминутка «Снеговик»
Песня:«Зимушка-зима» муз.и сл. Л.Вахрушевой.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин)
- приветствие
-психологический настрой учащихся
II. Введению в тему урока (15 мин)
- беседа: о творчестве композитора П.И.Чайковского
- слушание и просмотр видеофрагмента: пьеса П.И.Чайковского из фортепианного цикла «Времена года». Ноябрь. На тройке.
- Электронная физкультминутка «Снеговик»
III.Работа над песней(10 мин)
- показ песни «Зимушка-зима» муз.и сл. Л.Вахрушевой.
-распевание «До,ре,ми,фа,соль,ля,си,до»
- разучивание
IV.Итог урока (3 мин)-обобщение,-анализ урока,
- рефлексия,-оценивание учащихся,
- Д/з
(5 минут на самоанализ)
Конспект урока
Слайд 1
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Меня зовут Гулия Салаватовна! Я очень рада приветствовать вас на уроке музыки!
Учитель: Ребята, давайте мы с вами перед началом урока внимательно послушаем тишину (все слушают тишину). Посмотрите друг на друга, и улыбнитесь друг другу. Теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои озорные улыбки. Я вижу, что у вас сегодня хорошее настроение, тогда…начинаем наш урок.
II. Введение в тему урока.
Учитель: Ребята, посмотрите на экран, что вы, видите? Какое время года вы здесь видите?
Дети: (предполагаемы ответы детей)
Учитель: Да осень. Назовите осенние месяцы?
Слайд 1 а (сентябрь), б(октябрь), в(ноябрь)
Дети: (предполагаемы ответы детей)
Учитель: Вы ребята правильно догадались. И сегодня у нас урок посвящен одному из времен года-осени.
Слайд 2
- Как вы думаете, какой месяц вы видите на экране?
Дети: (предполагаемы ответы детей)
- А сейчас, у нас какой месяц?
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с композитором Петром Ильичом Чайковским и его творчеством из фортепианного цикла «Времена года» Ноябрь. Познакомимся с новой песней, а так же, на нашем уроке вы узнаете много интересного и полезного.
Слайд 3 Тема нашего урока называется:
Творчество Петра Ильича Чайковского. «Времена года» - Ноябрь.
Слайд 4
Рассказ о творчестве П. И. Чайковского:
Пётр Ильич Чайковский (7 мая 1840 г. - 6 ноября 1893 г.), русский композиторXIX века. Первые музыкальные впечатления унаследовал от матери. Окончил Петербургскую консерваторию с серебряной медалью.
Слайд 4
П.И.Чайковский очень любил русскую природу. Произведения П.И.Чайковского помогают нам лучше понять родную природу, увидеть прелесть в каждом времени года.
Учитель: Ребята, а сколько месяцев в году?
Дети:(предполагаемы ответы детей)
Учитель: Правильно ребята в году у нас 12 месяцев! Вот у композитора П.И. Чайковского в фортепианном цикле «Времена года» тоже 12 пьес. Каждая из них посвящена определённому месяцу и имеет своё название.
Учитель: Сейчас, садимся в роли слушателей. Мы с вами послушаем и посмотрим видеофрагмент с произведением композитора из фортепианного цикла «Времена года» Ноябрь. На тройке.
Перед вами лежат разноцветные карточки и во время просмотра и прослушивания пьесы вы должны определить характер музыки и поднять нужные цвета по характеру музыки. Если музыка прозвучит ярко или весело выбираем цвета как; желтый, красный. А если музыка прозвучит спокойно, грустно или печально, то выбираем цвета как; белый, синий.
- Так же при просмотре и прослушивание пьесы: «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» обратите внимание, на интонации на звон колокольчиков.
Слушание с видеофрагментом - П.И.Чайковский из альбома
«Времена года» - Ноябрь. На тройке.
Учитель: Молодцы! Внимательно слушали и смотрели!
Учитель: И так, какие цвета вы выбрали по характеру музыки? Почему ты выбрал такой цвет? (индивидуальный подход)
Учитель: Характер пьесы спокойный, поэтому выбирали спокойные тона, а в середине пьесы характер меняется и музыка задорная и танцевальная, поэтому выбрали яркие тона. Ребята, а сейчас цветные карточки пока уберите в сторону, чтоб они вам не мешались, в конце урока они нам еще пригодятся.
- А какие интонации вы услышали звон чего?
Дети:(предполагаемы ответы детей)
Слайд 6
Учитель: Да звучат колокольчики.
Слайд 7
Учитель: Посмотрите на экран, что вы видите?
Дети:(предполагаемы ответы детей)
Учитель: А сколько лошадей вы видите?
Дети:(предполагаемы ответы детей)
И композитор П.И. Чайковский, не зря дал второе название «На тройке». В фортепианном цикле «Времена года» оно полностью называется - «Ноябрь. На тройке».
Учитель: Тройка - так называют в России коней, в одной упряжке, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. Ребята вы видите колокольчиков? Куда они прикреплены? Давайте посчитаем сколько колокольчиков?
Дети:(предполагаемы ответы детей)
Учитель: Вот посмотрите что у меня в руках?
- Послушайте, как он звонко звучит (демонстрирование звон колокольчика).
И в характере пьесы веселый перезвон колокольчиков на время как бы заглушает грустное настроение. Ребята, давайте повторим и композитора и название фортепианного цикла композитора «Времена года» Ноябрь. На тройке.
Слайд 8
Учитель: Хотя ноябрь и считают последним осенним месяцем, у нас, в средней полосе России, это уже зима. Замерзают реки, выпадает снег и Чайковский пьесу «Ноябрь» посвятил исконно русскому сюжету – быстрой езде на тройке лошадей, радости первому снегу.
Слайд 9
- А вот художник Владимир Куликов, в своей работе изобразил тройку мчащихся коней,
Слайд 9а
а писатель Николай Некрасов описал стихами:
Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши…
Слайд 10
Физкультминутка.
Учитель: Когда выпадает первый снег, чем мы занимаемся на улице?
- Конечно, в первую очередь вы лепите снеговика.
- Сейчас мы с вами все встанем и проведем, музыкальную физкультминутку, которая называется «Снеговик».Дружно и весело и свободно выполняем под музыку все движения. И все движения повторяйте за снеговиком.
Электронная-физкультминутка «Снеговик"
Учитель: Отдохнули. Понравилась?
Дети: (предполагаемы ответы детей)
III.Работа над песней.
Слайд 11
Учитель: Сейчас я вам исполню песню, вы будете в роли слушателей. Послушайте и скажите, о чем здесь поется? И придумайте название?
(исполнение учителем песни «Зимушка-зима»)
Зимушка –зима
Музыка и слова Л.Вахрушевой
Просыпайся поскорей,
Выгляни в окошко:
Мухи белые летят
Прямо на дорожку.
Припев: Белая, белая
Стала вся земля-
Это зимушка-зима
К нам пришла
Мы тебя, зима, давно
С нетерпеньем ждали,
Санки, лыжи и коньки
Мы уже достали
Припев.
3.Просыпайся поскорей,
Выгляни в окошко:
Мухи белые летят
Прямо на дорожку.
Припев.
Учитель: Итак, о чем поется в песне? И кто, какое название придумал этой песне?
Дети:(предполагаемы ответы детей)
Учитель: Песня о зиме. Посмотрите, что здесь делают ребята?
Слайд 11а
Называется песня «Зимушка зима» музыка и слова Л.ВахрушевойУчитель: Эту песню мы с вами сегодня разучим, но перед разучиванием песни нам надо будет распеться.
- Почему надо распеваться перед пением?
- Чтобы согреть певческие связки, чтоб правильно интонировать во время пения. Все встали в роли исполнителей красиво и правильно.
Слайд 12
Распевание: Распевка-«До,ре,ми,фа,соль,ля,си,до»
Слайд 13 и Слайд 14
Работа над песней «Зимушка-зима» Музыка и слова Л.Вахрушевой
IV.Итог урока
Учитель: И так ребята, что мы сегодня на уроке нового и интересного узнали и о чем говорили?
Слайд 15
- Как зовут русского композитора?
- Как называется цикл фортепианного альбома П.И.Чайковского?
- Какую пьесу мы с вами слушали?
- С какой песней мы с вами познакомились?
Слайд 16
Рефлексия:
А теперь ребята, попробуйте продолжить эти фразы:
- Я сегодня узнал…
- Было интересно…
- Я научился…
- Было трудно…
- Мне бы хотелось…
Слайд 17
Молодцы ребята, вы так хорошо поработали сегодня на уроке, вы такие умные, веселые, так активно участвовали на уроке, мне очень понравилось с вами работать.
Д/з Выучить слова песни и нарисовать снеговика.
- Оценивание – Ребята давайте, сейчас мы вместе оценим наш сегодняшний урок. Таким образом, если вы ставите себе «5»ку –вы поднимаете красную карточку, а если «4»ку – вы поднимаете желтый цвет карточки. Если «3»ку то синий цвет. (Дети сами оценивают себя). Хорошо, молодцы! А теперь таким же образом оценивайте меня! Похлопали за нашу работу на уроке.
Учитель: Как жаль, что урок наш подошел к концу. Спасибо огромное вам милые, хорошие, добрые дети и уважаемые гости.
- Урок окончен. Всего доброго!
Слайд 17а