Конспект урока по окружающему миру на тему Лесные производители(3класс)

Конспект урока окружающего мира в 3 классе
ОС «Школа 2100»

Тема: Лесные производители.

Цели: познакомить с деревьями, кустарниками, травами и их особенностями, с многоэтажностью леса, уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Метапредметные:
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. 5. Ориентироваться на развороте учебника. 6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре, группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: иллюстрации деревьев, кустарников, гербарий с листьями,
интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку.


1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы и актуализация знаний.
Что такое экосистема?
(Слайд №1)
( Это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ.)
- Назовите составные части экосистемы?
(Слайд №2)
( Воздух, вода, почва, горные породы.
Производители, потребители, разрушители.)
- С какими экосистемами познакомились?
(Слайд №3)
(Озера, болота, луга.)
- Что может произойти с озером, болотом, лугом с течением времени? Почему?
( Экосистема озера сменяется экосистемой болота, а ее сменяет экосистема луга. Причина не полностью замкнутый круговорот веществ в природе.)
- Почему круговорот замкнут не полностью?
( Разрушители не справляются со своей работой.)
- Какие связи существуют между живыми организмами в природе?
(Слайд №4)
( цепи питания)
- Привести примеры цепи питания.
(Слайд№5)
( Растения--- мышь полевка---- ласка
Растения----гусеница----жужелица
Растения---бабочка --- чекан и др. )
- Какие растения растут на лугу?
- Назовите потребителей луга? Кто является луговыми «мусорщиками»?
(Слайд №6)
- Догадайтесь, о чем идет речь в этой загадке :
На горе шумит,
А под горой молчит? (о лесе)
- Конечно же, мы сегодня начнем знакомиться с экосистемой леса. И начнем с самого главного. С чего? Отгадайте.
(Слайд №7)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. ( Деревья)
Тема нашего урока : « Лесные производители» (Слайд №8)
- Учебник с. 58. Прочитать диалог наших героев в учебнике. Какой у вас возникает вопрос? (Слайд №9)
- Какую роль деревья выполняют в экосистеме? Почему же они главные? (Слайд №10)
- 2. Поиск решения проблемы.
- Давайте познакомимся с лесом. Отправимся на воображаемую экскурсию в лес.
11)
- Лес- это семья различных растений: деревья, кустарники, травы ,грибы, мох. В лесу растения растут этажами – в борьбе за свет и тепло.
Деревья составляют верхний этаж. Им достается больше тепла и света. Это значит, что они получают больше солнечной энергии.
Под деревьями растут кустарники, затем травы. Они получают меньше солнечного света. Зато деревья дают им прохладу и влажность, защищают их от ветра.
- К каким двум группам относятся деревья? (Слайд №12)
( хвойные и лиственные)
- Назовите хвойные деревья? (ель, сосна, кедр, лиственница и др.) Почему их называют хвойными? (Слайд №13)
- Рассказ детей о кедре, лиственнице.
(Слайд №14-15)
Физкультминутка.
С вами мы входим в лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрели вправо, влево.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули –
Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

- Какие лиственные деревья вы знаете? ( береза, тополь, липа, дуб, вяз, клен и др.) (Слайд №16)

- Рассказ детей о клене. (Слайд №17)
- Что нового узнали об этом дереве?
- В лиственных лесах больше пищи для насекомых, поэтому больше птиц, зверей.
- Выделите отличительный признак деревьев. Чем они отличаются от кустарников, трав.
- Вывод: Деревья – многолетние растения с крупным, твердым стеблем.
(Слайд №18)
Работа в парах
Игра «Угадай дерево». (Дети должны по коре, листьям, плодам, семенам угадать какое это дерево.)
- Под деревьями растут кустарники. Какие кустарники вы знаете?
(Слайд №19)
-Чем кустарник отличается от дерева?
( Кустарники ниже деревьев, у него не один, а несколько твердых стеблей отходят от корня.)
- Вывод: Кустарник – многолетнее растение, у которого несколько твердых стеблей ответвляется от общего корня. (Слайд №20)
Рассказ детей о бузине- картинка (Слайд №21)
- Много в лесах и травянистых растений.
( Слайд №22 )
-Какие отличительные признаки трав?
- Вывод: Травы – растения с мягкими зелеными стеблями. (Слайд №23)
( Рассказ о ландыше, копытне – показ картинок ) (Слайд №24-25)

- Давайте поближе познакомимся с деревьями.
( Рисунок с. 60.) (Слайд №26)
- Из каких частей состоит дерево? ( корень, ствол, крона с листьями )
-Работа в тетрадях с30. №4. (Слайд №27)
- Какую роль играют корни для дерева ? ( Корни не дают дереву упасть даже при сильном ветре, они глубоко проникают в почву и добывают воду и минеральные вещества.
- Ствол очень крепкий, он удерживает крону с листьями. Внутри него находятся сосуды по которым вода и мин. вещества поднимаются вверх от корней к листьям. Синими стрелками обозначена вода и минеральные вещества . Они двигаются от корней по стволу к листьям.
- Какие вещества обозначены стрелками красного цвета? ( органические вещества) Они двигаются от листьев к корням.
- В кроне дерева идет работа. Ветви подставляют листья солнцу. Листья производят органические вещества ( как называется это называется- фотосинтез) и по другим сосудам спускаются вниз к корню – красная стрелка.

- Почему же деревья – главные производители экосистемы леса? (Слайд №28)
( Деревья – многолетние растения, с большой кроной, производящие большое количество веществ.)

- Каждое растение – тело живой природы, в листьях и хвое которого на свету из неживых водных растворов образуется живое вещество. Растения – это чудо природы! Лес – это богатство, нужно беречь и охранять природу.

- Пословицы о лесе (Слайд №29)
1. Лес – это богатство и краса, береги наши леса.
2. Люби лес, люби природу, вечно будешь мил народу.
3. Враг природы тот, кто лес не бережет.
4. Срубил дерево – посади два.

Творческая работа
Работа в группах
Нарисовать знаки, которые проиллюстрируют правила поведения в природе.
(Слайд №30)
Итоги: Какие кормильцы играют важнейшую роль в экосистеме лес?
Из каких этажей состоит лес?
Почему лес называют сложной экосистемой?
Домашние задание: чтение текста с. 58-61.