Исследовательская работа .Образ княгини Киевской Ольги в литературе

IX Открытая
Международная
научно-исследовательская конференция
Старшеклассников и студентов
«Образование. Наука. Профессия»















Секция Литературоведение

Образ княгини Киевской Ольги
в литературе








Автор: Фадеичева Анастасия Антоновна,
студентка I курса группы 16 ГБОУ СПО ОГТ
г. о. Отрадный Самарской области

Консультант: Иванова Джульетта Ванцетьевна,
преподаватель русского языка и литературы









Отрадный, 2014




Содержание

I.
Введение
3 - 6

II.
Характер и жизнь княгини Киевской Ольги


2.1.
Легенды о происхождении княгини Ольги
7

2.2.
Замужество
7-9

2.3.
Месть древлянам
9-10

2.4.
Принятие христианства княгиней Ольгой
10-13

2.5.
Последние годы жизни и смерть
13-14

III.
Княгиня Ольга как правительница


3.1.
Внутренняя политика
14-16

3.1.1.
Политическое значение мести древлянам
14-15

3.1.2.
Нововведения княгини Ольги во внутренней политике
15-16

3.2.
Внешняя политика
16-17

3.3.
Политический аспект принятия христианства
17-19

IV.
Образ княгини Киевской Ольги в литературе


4.1.
Роль женщины в созидании жизни
19

4.2.
Княгиня Ольга из «Повести временных лет»
19

4.3.
Образ Ольги в произведениях современной литературы
20-21

4.4.
Памятные места о святой Ольге
22

V.
Заключение
23


Список использованной литературы
24




















Введение
 «Она предрекла христианству в земле нашей,
как зарница перед солнцем, как утренняя заря
перед светом полуденным. Как луна в ночи, так
светила она между людьми неверными. Она и
по смерти молит Бога за Русь»
Преподобный Нестор Летописец.

Речь в моей работе пойдет о времени, оставившим неизгладимый след в истории государства Российского, о первой русской христианке, а после Святой Равноапостольной княгини Ольге.
За время подготовки реферата я многое узнала о личности княгини Ольги. Мой интерес к ней связан не только с ее многогранной деятельностью, но и с той ролью в истории Киевской Руси домонгольского периода. До Ольги не было на Руси именно славянской государыни. До Ольги на Руси не было правительницы – женщины. До Ольги не было на Руси принято православие именно первым лицом государства. До Ольги никто не предпринимал столько усилий по экономическому, хозяйственному, правовому обустройству государства. Именно при Ольге Русь стала единодержавным государством. Неоценима роль Ольги для российской истории в том, что она явилась началом огромного династического древа от сына Святослава до последнего монарха Николая II.
  Образ княгини Ольги несёт в себе много тайн и вызывает много споров, поэтому подобная тема исследования является весьма актуальной для нашего времени.
Хронологические рамки темы - это период правления Ольги со смерти князя Игоря в 945 году до смерти княгини в 969 году. Основные события, произошедшие в этот период, разворачивались на территории Киевской Руси, на древлянской земле и в Константинополе.
Объектом исследования являются источники и литература, освещающая жизнь и деятельность Ольги, предметом же исследования станет её образ, освещённый в источниках, и художественной литературе.
Проблема изучения жизни и деятельности княгини Ольги тесно связана с проблемой появления и распространения христианства на Руси, вокруг которой немало споров, и её влияния на данный процесс. Происхождение Ольги и сегодня вызывает споры, так как ряд исследователей выдвигают различные гипотезы, по-разному объясняя одни и те же письменные источники, поскольку непросто установить достоверность описываемых в документах и рукописях событий и исследовать деятельность княгини.

Обзор литературы и источников о жизни и деятельности Ольги важен для нас, живущих уже XXI веке, с точки зрения такой актуальной в наши дни проблеме, как женщина во главе государства, чем отличается правление женщины от правления мужчины, каково мнение исследователей и что гласит предание.
В данном реферате я собираюсь провести сравнительный анализ информации о княгине Ольге, рассмотрев позиции исследователей на тот или иной этап жизни княгини. Затем на основе полученных мною данных сделать вывод о том, какую же роль сыграла Ольга для своего народа, как её деятельность повлияла на развитие Руси и каков образ женщины-правителя, женщины-мудреца, женщины-матери.
Изученную литературу представлю следующим образом: справочный, энциклопедический материал, из которого узнала общие сведения по теме, определив сложившееся мнение о княгине Ольге: «Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона», «История СССР. С древнейших времён и до наших дней»; труды историков; исследования, посвящённые истории Руси в IX-XI вв.; научные статьи, посвящённые княгине Ольге и художественные произведения писателей. История изучения темы берёт своё начало в середине XVIII века, когда появился обобщающий труд историка, географа и государственного деятеля Василия Никитича Татищева «История Российская». Он привел тексты летописей, известных исторической науке его времени, в которых были представлены различные точки зрения, касающиеся жизни и деятельности княгини Ольги.
Данная тема была рассмотрена также выдающимся историком, литератором Николаем Михайловичем Карамзиным в «Истории Государства Российского, вышедшей в первой половине XIX века. Этот труд, пожалуй, один из самых основных для получения информации по теме, так как написан понятным языком и соответствует древнерусским летописям, по которым он писался.
Во второй половине XIX века историк Сергей Михайлович Соловьёв выпустил «Историю России с древнейших времён». В главе, посвящённой жизни и деятельности княгини Ольги, он описал основные этапы ее жизни, придерживаясь содержания «Повести временных лет» в виде последовательного повествования.
Дополнительные сведения о деятельности и жизни княгини дают труды историка Василия Осиповича Ключевского «Курс русской истории» и историка, публициста и поэта Николая Ивановича Костомарова «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей». В этих трудах есть небольшие сведения об Ольге: у В.О. Ключевского я нашла информацию о нововведениях Ольги - сборе дани на установленных погостах, Н.И. Костомаров отметил родственную связь княгини с Владимиром Святославичем, своим внуком.
В XX веке ученые продолжают заниматься исследованием проблем становления и развития русского государства, в их трудах жизнь княгини Ольги также представлена. Так многотомный труд «История СССР. С древнейших времён до наших дней» содержит информацию о деятельности княгини Ольги, но в основном уделяется внимание преданию о мести древлянам, а также представлена лишь общая картина событий.
В 1980 году выходит исследование академика Андрея Николаевича Сахарова «Дипломатия Святослава». Оно содержит описание взаимоотношений княгини Ольги и её сына Святослава, основное внимание автор уделяет их религиозным разногласиям, рассматривает особенности характера Святослава и переживания княгини за его судьбу. В этом исследовании я почерпнула для себя материал для понимания характера Ольги и роли семьи в её жизни.
В конце XX века исследования о жизни княгини Ольги публиковались в научных изданиях в виде статей.
Так в статье А. А. Александрова «Ольгинская топонимика, выбутские сопки и руссы в Псковской земле», вышедшая в 1994 году, посвящена исследованию топонимии Псковской земли и подтверждению самого факта происхождения Ольги из «града Плескова». В результате исследования он обнаружил значительное количество населённых мест, которые носят имя княгини, что является подтверждением того, что Ольга действительно происходит из псковских земель.
Также в статье А.В. Назаренко «Ещё раз о дате поездки княгини Ольги в Константинополь: источниковедческие заметки» я узнала о поездке княгини Ольги в Константинополь, а именно: цели поездки, дате этого события и его исходе. Это нашло отражение в предании, но до сих мнения ученых не однозначны, так как невозможно установить точную дату (имеющиеся письменные источники расходятся) и в зависимости от этого решить вопрос о крещении Ольги (дате и месте принятия ею христианства). Прочитала основные источники, описывающие те далекие времена, которые могли бы помочь представить ее личность, характер и даже внешность. В «Книге степенной царского родословия» есть глава, составителем которой считается митрополит Афанасий об Ольге. Есть «Житие», написанное в XVI веке Сильвестром, духовником Иоанна Грозного, есть сочинение византийского императора Константина VII Багрянородного, а также «Повесть временных лет». На их основе были созданы художественные произведения Б. Васильева «Ольга, королева руссов», Алексей Карпов «Княгиня Ольга», которые скорее выражают отношение авторов к тем событиям.
Итак, изучив материл по данной теме, я выработала для себя следующую логику работы над рефератом: нужно систематизировать весь материал, и обобщить полученные данные по времени и событиям жизни княгини Ольги, и найти их след в создании ее образа в художественной литературе. Анализ литературы показал, что эта тема изучена не полностью вследствие нехватки дополнительных источников. Однако анализ даже этого материала, по моему мнению, способствует решению поставленных задач реферата.
Целью данного исследования является определение личности, характера княгини Ольги в истории Руси X века на основе исторических источников и в соответствии с темой исследовательской работы. Для этого необходимо решить ряд задач:
- описать характер и жизнь княгини Ольги, как характеризуют ее летопись и исследователи;
- описать образ Ольги как жены, матери, христианки и правителя;
- отметить особенности художественного подхода отдельных авторов в создании образа княгини Ольги.
Для решения поставленных задач использую письменный источник - «Повесть временных лет». Это наиболее ранний вариант из дошедших древнерусских летописей начала XII века, который была составлен в Киеве монахом Нестором Киево-Печерского монастыря, причем исследователи XVIII-XIX вв. считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» - первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А.А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция «Повести временных лет» монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии.












II. Личность и жизнь княгини Киевской Ольги
2.1. Легенды о происхождении княгини Ольги
Происхождение княгини Ольги является спорным вопросом в современной исторической науке. Ряд источников, как русских, так и европейских, указывает несколько возможных мест происхождения Ольги и, следовательно, выстраиваются различные гипотезы.
В отечественной науке, ссылаясь на данные «Повести временных лет», историки утверждают, что Ольга происходит из псковских земель: «В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Н.М. Карамзин, опираясь также на эти данные, пишет, что «её привезли в Киев из Плескова или нынешнего Пскова». Этот факт находит подтверждение в находках палеографов и археологов. Учёные установили, что Ольга происходила из незнатного варяжского рода (в IX-XI вв. на территории современной Псковской области обнаружены стоянки варягов). Выводы, сделанные А.А. Александровым об ольгинской топонимике, также подтверждает происхождение Ольги из варяг. Обилие топонимов, связанных с именем княгини, позволяет судить о действительной её принадлежности к данной территории: Ольгино (Волженец), «Ольгин камень» («Ольгин след»), над которым в 1889 году была воздвигнута кирпичная часовня «Ольгин крест», Ольгинский ключ, деревня Скамья (согласно легенде, деревня названа так из-за скамьи, на которой сидела княгиня), урочище Вольгин (Ольгин) крест и многое другое. Данный вывод может быть оспорен, поскольку княгиня запросто могла происходить из болгарского рода, но само имя Ольга (Helga - «святая») скандинавского происхождения, поэтому есть смысл прислушаться к данной гипотезе.
В истории Иоакима, епископа Новгородского, говорится о том, что Ольга происходит из Изборска, рода Гостомыслова: «Егда Игорь возмужа, ожени его Олег, поят за него жену от Изборска, рода Гостомыслова ю и нарече во свое имя Ольга».
2.2. Замужество княгини Ольги Её происхождение окутано тайной, но все чаще придерживаются мнения о её славянском происхождении. Вот так описывается молодая Ольга в одной из церковных проповедей: «Будущей великой княгине поначалу дали имя Прекрасна. Она действительно поражала всех и внешней, и душевной красотой. Любя уединение среди полей и дубрав, хранила в сердце высокие и непраздные мысли. Еще не зная истинного Бога, она в силу своей чистоты и невинности тянулась к нему всем существом.
А после, когда выходила замуж за Игоря получила имя Ольги - Имя скандинавское. Ведь у варягов Рюриковичей было принято женить своих сыновей на девицах со скандинавскими именами. Также существует мнение о том, что Олег во время своего похода, остановившись на ночлег, увидел Ольгу и влюбился в неё, но по каким-то неизвестным причинам не женился на ней, а лишь дал ей своё имя. Об этом следует стихотворение:
                      Я одно лишь помню только –
                      Всё опять сбылось точь-в-точь:
                      Ты же – Ольга,
                      Ты же - Ольга,
                      Перевозчикова дочь
Я опять угрюм и грозен,
                      Старый, вещий князь Олег,
                      Я стою на перевозе,
                      Тороплюсь сыскать ночлег.
Пред моим усталым гневом
                      Сникло всё, как пред грозой.
                      И лишь голос юной девы
                      Кружит песней над водой.
Как бы кто красу не сглазил!
                      Всё в неё диво, в склад и в лад;
                      Речь ведёт с великим князем
                      Гордо, ласково, впопад.
Я в свой стольный град уеду,
                      Буду мёд и пиво пить,
                      Долго – долго ту беседу
                      Буду в памяти хранить
И всё будет, как когда-то
                      Лишь в одном я отступлю:
                      К милой Ольге шумных сватов,
                      Я, конечно, не пошлю
·



_____________

· Стихотворение Игоря Кобзева «Ольга», сборник советских стихотворений 60-70 годов.

Неясно, действительно ли Ольга стала женой князя Игоря, придя лишь из незнатного рода. Н.М. Карамзин и С.М. Соловьёв сходятся во мнении, что Олег одобрил их брак, потому что видел характер Ольги, её мудрость и ум. Н.М. Карамзин пишет, что Игорь занимался охотой в тех местах, где жила Ольга. В.Н. Татищев также указывает незнатное происхождение княгини. Традиционно князья брали в жёны женщин из знатного рода, а хитрая, мудрая Ольга как-то не вписывается в эту схему.
С.М. Соловьёв настаивает на сходстве характера Ольги и князя Олега, т.е. приравнивая княгиню с важным политическим деятелем, начавшим объединение восточнославянских земель в единое государство Киевская Русь. По характеру оба в предании показаны волевыми, мудрыми, верными себе и своему роду: «Олег и Ольга соединены в предании одним характером: оба представляются нарядниками земли, мудрыми, вещими; Игорь между ними является воином неотважным, князем недеятельным, вождём дружины корыстолюбивым». Соловьёв пишет, что до и «после крещения характер Ольги одинакий».
2.3. Месть древлянам и значение этой мести в предании
Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Однако княгиня жестоко расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:
1-я месть княгини Ольги: сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. Склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.
2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
3-я месть: княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их.
4-я месть: в 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В «Повести временных лет» летописец сделал вставку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По тексту «Повести» после неудачной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.
После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия сына Святослава, оставаясь фактическим правителем, так как её сын большую часть времени проводил в военных походах.
Этот период жизни княгини Ольги следует отнести к характеристике личности, потому что предание представляет княгиню вначале как человека, а затем как правителя. С.М. Соловьёв и Н.М. Карамзин передают содержание этой мести, основываясь на «Повести временных лет».
Предание о мести древлянам С.М. Соловьёв считает важным для историка, так как оно «отражает господствующие понятия времени, поставлявшие месть за убийство близкого человека священной обязанностью; видно, что и во время составления летописи эти понятия не потеряли силы месть за родича была подвигом по преимуществу; рассказ о таком подвиге возбуждал всеобщее живое внимание и сохранялся в памяти народной. обычай мести был сохранительным, заменявшим правосудие».
Ольга становится героем правды, образцовым гражданином. Её месть достойна - так считают историки XVIII-XIX вв. - В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв. Ольга становится примером самостоятельной, сильной женщины, сумевшей изобрести достойную месть. Обязанность мщения за родного человека была обязанностью религиозной, обязанностью благочестия.
2.4. Принятие христианства княгиней Ольгой
Он считает, что Ольга принимает христианство из побуждений души, в соответствии с чертами её характера. Между тем крещение Ольги можно рассматривать и как расчётливый политический ход. Она становится одной из немногих, кто принимает новую веру среди язычников. Этот шаг позволил впоследствии вывести Русь на новый уровень и установить дипломатические отношения с такими государствами, как Византия, Болгария, являвшимися в то время православными.
Именно это поступок выделяет княгиню Ольгу как уникальную личность в истории. Мстительность, мудрость, хозяйственность, ловкость, верность - вот достоинства, которые отмечены в русской летописной традиции и которые она сохранила на протяжении всего правления.
«Повесть временных лет» указывает дату крещения Ольги - 955 год, во время поездки в Царьград (Константинополь). Поездка имела, несомненно, дипломатические цели, и княгиня, вновь проявив свою хитрость, обводит царя Византии вокруг пальца. По летописи Константин хотел, чтобы она стала его женой, но Ольга просит его стать ее крестным, что делает невозможным женитьбу на ней. «Перехитрила ты меня, Ольга», - говорил Константин. «И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил её, назвав своею дочерью». Так по летописи стала Ольга христианкой, и окрестили её Еленой.
Историки обратили внимание на два эпизода в летописи: место и дату крещения и побуждения княгини к принятию новой веры. О поездке княгини Ольги в Константинополь до сих пор не смолкают споры. Так А.В. Назаренко в своей статье назвал возможные даты этого события. Он не оспаривает общепризнанную дату - 955 год, но анализируя данные о присутствовавших на этом приёме персон, в частности детей Романа II, сына императора Константина, по преданию окрестившего Ольгу, приходит к выводу, что поездка могла состояться и двумя годами позднее, а именно осенью 957 года.
С.М. Соловьёв тоже вносит поправку на дату, говоря о крещении княгини: «В 955 году, по счету летописца, вернее в 957, отправилась Ольга в Константинополь и крестилась там при императорах Константине Багрянородном и Романе и патриархе Полиевкте».
Н.М. Карамзин пишет, что в 955 году «Ольга захотела быть христианкою и сама отправилась в столицу Империи и веры греческой... Там патриарх был её наставником и крестителем, а Константин Багрянородный - восприемником от купели. Император сам описал для нас все любопытные обстоятельства ее представления. Когда Ольга прибыла во дворец, за нею шли особы княжеские, многие знатные госпожи, послы российские и купцы, обыкновенно жившие в Царьграде. после чего император на свободе беседовал с нею в тех комнатах, где жила царица. В сей первый день, 9 сентября, был великолепный обед в огромной так называемой храмине Юстиниановой, где императрица сидела на троне и где княгиня российская в знак почтения к супруге великого царя стояла до самого того времени, когда ей указали место за одним столом с придворными госпожами».
Рассматривая эпизод приёма Ольги в Византии, замечаешь, что предание подчёркивает важность этого события, особое положение княгини среди греческой знати и уважение её как полноправного правителя. Летопись восхваляет Ольгу, как возвышал её и император Константин при описании приёма княгини в Царьграде.
Место крещения также точно не указано, то ли Константинополь, то ли Киев, в котором к середине X в. уже был христианский храм. Историка С.М. Соловьёва эта проблема похоже волновала.. Он пишет, что над христианами насмехались на Руси, но преследований по религиозным мотивам не было. Княгиня Ольга могла спокойно креститься и в Киеве, и в Царьграде, но утаить это от людей она не смогла бы, да, видимо, и не хотела.
Другим не менее важным эпизодом является то, что заставило Ольгу принять христианство. С.М. Соловьёв пишет: «О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять его именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных списках нашей летописи, ни в известиях иностранных. Очень легко могло быть, что Ольга отправилась в Царь - город язычницею, без твердого еще намерения принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой религии и возвратилась домой христианкою». Рассуждая о том, почему Ольга так легко приняла новую веру, в отличие от мужей-воинов русских, он считает, что именно её природная мудрость дала ей понять превосходство греческой веры над русской.
Окрестившись, Ольга старается обратить в христиан и свою семью, сыновей, но Святослав воспротивился желанию матери. Н.М. Карамзин пишет, что «юный, гордый князь не хотел внимать её наставлениям. Напрасно сия добродетельная мать говорила о счастии быть христианином. Святослав ответствовал ей: «Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?» Напрасно Ольга представляла ему, что его пример клонил бы весь народ к христианству. Юноша был непоколебим в своём мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал никому креститься, но изъявлял презрение к христианам и с досадою отвергал все убеждения матери, которая должна была наконец умолкнуть и поручить Богу судьбу народа российского и сына».
У историка С.М. Соловьёва есть такая мысль: «Ольга, по свидетельству летописи, часто говорила ему: «Я узнала бога и радуюсь; если и ты узнаешь его, то также станешь радоваться», Святослав не слушался и отвечал на это: «Как мне одному принять другой закон? Дружина станет над этим смеяться». Ольга возражала: «Если ты крестишься, то и все станут то же делать». не насмешек дружины боялся он, но собственный характер его противился принятию христианства. Он не послушался матери, говорит летописец, и жил по обычаю языческому (творил норовы поганские). Эта самая невозможность отвечать матери должна была раздражать Святослава, о чем свидетельствует и летопись, говоря, что он сердился на мать. Ольга даже ожидала больших опасностей со стороны язычников, что видно из ее слов патриарху: «Народ и сын мой в язычестве; дай мне бог уберечься от всякого зла!»
Летопись не опровергает это. В данных отрывках показано отношение князя Святослава к христианству и раскрывается ещё одна черта характера Ольги - материнская теплота и тревога за детей. У В.Н. Татищева появляется ещё один персонаж - Глеб, младший брат Святослава. По Иоакимовской летописи, Святослав казнит его за веру христианскую, уже после смерти княгини: «Он же настолько рассвирепел, что и единственного брата своего Глеба не пощадил, но разными муками томя убивал». Судя по всему, братья различались между собой по характеру: Глеб был смиренным, Святослав же нет. К сожалению, других сведений о самом Глебе обнаружить не удалось.
Помимо этого, В.Н. Татищев пишет, что крещение Ольги - «пятое кресчение». Это может говорить о том, что летописцы показывали важность принятия новой веры князьями ещё до принятия христианства всей Русью.
2.5. Последние годы жизни и смерть княгини Ольги. В летописи говорится, что последние годы жизни Ольга проводит в Киеве с детьми Святослава, сам же князь в Переяславце на Дунае, где поселился после завоевания обширных земель и их присоединения к русской земле. Именно это время совпадает с вторжением печенегов на Русь, и Ольга оказывается заточённой в крепости, ожидая помощи Святослава. К этому времени княгиня уже была больна, но князь, тем не менее, оставляет её одну.
Эти сведения есть также в труде С. М. Соловьёва: «по преданию, он сказал матери своей и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там средина Земли моей; туда со всех сторон свозят все доброе: от греков - золото, ткани, вина, овощи разные от чехов и венгров - серебро и коней, из Руси - меха, воск, мед и рабов». Ольга на это отвечала ему: «Ты видишь, что я уже больна, куда же это ты от меня уходишь? Когда похоронишь меня, то иди куда хочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакались по ней сын, внуки и люди все плачем великим. Ольга запретила праздновать по себе тризну, потому что при ней был священник, который и похоронил ее».
Н.М. Карамзин ничего не пишет о смерти княгини, эпизод о сражении Святослава с печенегами завершается итогами правления Ольги на Руси, а также указывается дата её смерти - 969 год.
Итак, княгиня Ольга, согласно преданию, представлена совершенно уникальным человеком, выдающейся исторической личностью. Летопись восхваляет и возвышает её деяния и приписывает ей высшие достоинства, которые ценились русским народом и христианством. Естественно, обычай мести раскрывает её как язычницу, но переход в христианство становится огромным событием для становления русского народа на истинный путь. «Предание нарекло Ольгу Хитрой, церковь - Святой, история - Мудрой», - писал Н.М. Карамзин. Роль её личности в истории неоспорима: образ княгини Ольги становится примером верности, тревоги и материнского тепла. Учёные выделяют её хозяйственность и расчётливость, что было так важно и в политической жизни.
Она была похоронена в земле по христианскому обряду. Её внук, князь Владимир Святославич Креститель, перенёс мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.
Скорее всего, в княжение Ярополка (970 - 978) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля. Официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее  до середины XIII века. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.
В 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

III. Княгиня Ольга как правительница
3.1. Внутренняя политика
3.1.1. Политические и экономические аспекты мести древлянам
В 945 г. после гибели князя Игоря от рук древлян власть по наследству переходит к сыну Святославу, но он ещё был мал, и регентшей становится Ольга, его мать.
Сначала Ольга «отомстила сама древлянам, как требовал закон». Речь идёт об обычае мести за гибель родного человека. Месть древлянам за смерть Игоря стала первым примечательным событием в период её правления. Конечно, это предание подвергалось критике и различным трактовкам, но принято считать, что это кровная месть. Хотя нельзя не предположить, что эта месть носила политический характер, т.е. древлянская земля находилась в сфере интересов Руси, и её завоевание давало возможность далее расширить свою территорию. К тому же таким образом Ольга смогла повысить свой авторитет среди киевской же знати, ведь недаром сохранилась поговорка «Волос долог, а ум короток» - отношение к управлению женщины было неоднозначным. А для того, чтобы удержать власть после смерти Игоря в своих руках, княгине пришлось прибегнуть к столь жестоким методам воздействия. Этот политический ход можно оценить весьма чётким и плодотворным, ведь после мести древлянам Ольгу можно считать уже полноправным правителем.
Разгром древлян произошёл, конечно же, и вследствие налогового спора, поэтому следующей задачей Ольги было упорядочение сбора дани и полного контроля над этим процессом.
С.М. Соловьёв раскрывает подробно то, что стало новым в правление княгини: «Ольга объехала всю землю, повсюду оставила следы своей хозяйственной распорядительности. Ольга с сыном и дружиною пошла по их земле, установляя уставы и уроки: на становища ее и ловища, т. е. на места, где она останавливалась и охотилась, указывали еще во времена летописца. Под именем устава должно разуметь всякое определение, как что-нибудь делать; под именем урока - всякую обязанность, которую должно выполнять к определенному сроку, будет ли то уплата известной суммы денег, известного количества каких-нибудь вещей или какая-нибудь работа». Все эти свидетельства отражают внутреннюю политику княгини. Пока подрастал молодой князь, Ольга провела административное деление территории, упорядочила и упростила сбор дани и организовала работу на местах. Это качество особенно отмечено летописью и историками.
Этот важный шаг стал основой для дальнейшего развития системы налогообложения в русском государстве. «Уставы» (периодичность налоговых сборов) и «уроки» (размер налоговых сборов) - это фиксированные величины. Стало быть, сбор дани впервые стал упорядоченным экономическим действием, а не хаотическим грабежом завоёванных земель, как было во время правления князя Игоря.
3.1.2. Нововведения княгини Ольги
Экономическая политика затронула не только завоёванные земли, но и земли русские. При Ольге впервые появляются погосты - центры торговли и обмена. Летопись повествует: «В год 947 отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор». В.О. Ключевский пишет, что Ольга учредила сельские судебно-административные округа и устанавливала податные оклады. После распоряжений в земле Древлянской Ольга пошла на север к Новгороду», устанавливая погосты и дани. По всей Земле везде встречаются следы ее пребывания, места, которые от нее получили свое имя, погосты, ею учрежденные...» Обычай полюдья сохранился и после, это был для князя единственный способ исполнять свои обязанности относительно народонаселения, суд и расправу; для этого князь останавливался в каком-нибудь удобном для себя месте, куда окружное народонаселение и позывалось к нему для своих надобностей.
Естественно, что для большего удобства эти места княжеской стоянки, гощения, эти погосты могли быть определены навсегда, могли быть построены небольшие дворы, где могли быть оставлены княжие приказчики (тиуны), и эти погосты могли легко получить значение небольших правительственных центров и передать свое имя округам; впоследствии здесь могли быть построены церкви, около церквей собирались торги и т. д. Хотя летописец упоминает о распоряжениях Ольги только в земле Древлянской и в отдаленных пределах Новгородской области, однако, как видно, путешествие ее с хозяйственною, распорядительною целию обнимало все тогдашние русские владения; по всей Земле оставила она следы свои, повсюду виднелись учрежденные ею погосты. Наконец, Н.М. Карамзин также хвалит хозяйственность княгини: «Она поехала в северную Россию, в область Новогородскую; учредила по Луге и Мсте государственные дани; разделила землю на погосты, или волости; сделала все нужнейшее для государственного блага по тогдашнему гражданскому состоянию России и везде оставила знаки своей попечительной мудрости». Помимо этого на каждую землю Ольга приставила тиуна - княжеского администратора, человека, призванного заботиться о процветании вверенной ему административной единицы, а также собирать дань.
Подобные новшества в русских землях дали возможность развиваться городам, соблюдение порядка сбора налогов с каждого погоста влияло на развитие хозяйство и обогащение казны. Ольга, действительно, является новатором в своём времени, делает шаг вперёд к цивилизованной жизни, какой она была в европейских государствах.
3.2. Внешняя политика
Годы правления княгини не отмечены крупными военными завоеваниями. Вначале важно было укрепить государство внутри и лишь затем начинать вести активную внешнюю политику. С.М. Соловьёв не случайно проводит аналогию между первыми годами правления Ольги и князя Олега. Помимо сходств в характере, видно, что оба они, лишь укрепив позиции великокняжеской власти, приступали к решению внешнеполитических задач. Княгиня старалась поднять престиж Руси не военными завоеваниями, а умелой мудрой дипломатией, что принесло свои плоды.
Ольга проводила курс на сближение с Византией, при этом летопись указывает и на связь княгини с католическими государствами, в частности, с германскими землями и со Священной Римской империей во главе с Оттоном I. Эти связи не нравились византийской знати, но Ольга и сама тяготела к сотрудничеству с мощной державой. Целью поездок Ольги было установление дипломатических отношений и взаимная поддержка в торговле и снабжении войск. Поездка в Константинополь стала ярчайшим примером того, насколько единение народа в духовной жизни влияет на успешное развитие экономической и политической сфер. Летопись не останавливается подробно на этом эпизоде, но сохранились записи византийского императора об этом визите, где ярко выражено отношение византийской знати к русской княгине. Это сотрудничество было выгодно обоим, и Ольге был оказан особый приём.
Особо примечательных событий во внешней политике летопись не отмечает. Пока рос сын Святослав, военных походов не совершалось. Ольга зарабатывала авторитет для Руси путём дипломатических переговоров. Поэтому поездка в Константинополь считается наиболее ярким и важным событием, по летописи во время этого визита Ольга принимает христианство. 3.3. Политический аспект принятия христианства Ольгой
Немаловажным является эпизод крещения княгини. Принятие христианства имело яркую политическую окраску - очевидно, что Ольга проводила курс на сближение с Византией. Несмотря на связи с западноевропейскими землями, княгиня и киевская знать остались на стороне Византийской империи.
Характеризуя политику Ольги до и после крещения, стоит отметить её смягчение. Новая вера делала её нрав добрее; по летописи, пропала её языческая жестокость, такая явная в предании о мести древлянам. К тому же Ольга уже была в возрасте. Н.М. Карамзин пишетт, что княгине было уже более шестидесяти лет на момент поездки в Константинополь. Так, Ольга стала первым правителем-христианкой и новая вера распространялась по русской земле.
Конечно, ориентация Святослава на языческие ценности сильно тормозили процесс христианизации Руси, но уже в правление князя Владимира Святославича вся русская земля будет обращена в христианскую веру. Это важный шаг для Руси, ведь развитие духовной жизни означало толчок к развитию хозяйства, появление авторитета среди других государств и, как следствие, бурное развитие торговых и политических связей. Отход от языческих устоев повышал уровень Руси среди западноевропейских стран. Поэтому принятие христианства Ольгой можно считать весьма важным этапом на пути принятия новой веры.
Ольга, будучи регентшей Святослава, а затем и правителем Руси в отсутствие князя, запечатлена в летописи как мудрый, хозяйственный управитель, а также справедливый и хитрый человек. Вопреки традиции передачи власти по мужской линии, княгиня становится ярким исключением в историческом процессе: успешная внутренняя политика и дипломатические переговоры с другими странами становятся по-настоящему новаторским шагом для русской земли, не ведавшей ранее дипломатических методов урегулирования отношений.
Таким образом, актуальность изучения жизни и деятельности княгини Ольги связана с тем, что образ женщины-правителя всегда выделялся в историческом процессе, часто в корне отличаясь от образа мужчины-правителя. Обращаясь к историческим источникам и научной литературе, стало возможным выяснить, как относятся к Ольге как к правителю государства летописцы и учёные-историки XVIII-XX вв.
Целью данной работы было определение роли княгини Ольги в истории Руси X в. Для этого поэтапно было рассмотрена ее жизнь и деятельность, сформировать образ княгини как правителя, что и стало предметом исследования.
На основе поставленных к работе задач и в процессе их решения я пришла к следующим выводам:
На основе поставленных к работе задач и в процессе их решения я пришла к следующим выводам:
- Ольга - пример воли, женской мудрости, хозяйственности. Недаром Ольгу называют «матерью народа русского». Она, руководствуясь не столько личными интересами, сколько интересами своего государства, поступала чётко, хитро: эпизод мести древлянам - прекрасное тому подтверждение.
- Ольга - одна из первых христиан на Руси. По летописи, она положила начало новой вере, не испугалась язычников, не приветствовавших христианство на родной земле.
- судьба княгини тесно переплетена в предании с судьбой Руси, и учёные неоднократно отмечали эту крепкую взаимосвязь в своих трудах.
- предание чтит Ольгу, возвышает образ её, ставит в один ряд с другими крупными политическими деятелями: отмеченное сходство в характере Ольги и Олега и сравнение её деятельности с деятельностью князей Олега и Игоря говорит о том, что личность Ольги столь же важна в жизни русского государства. Но её можно считать неким исключением из традиции, ведь во главе государства встала женщина, и вся деятельность княгини тесно связана с женскими качествами, что выделяет её в истории.
- политика княгини способствовала укреплению государства, единению земель, повышению авторитета княжеской власти. Именно Ольга сумела чисто дипломатическими действиями заручиться доверием и почтением как дружины, так и мирного населения.
- предание чтит Ольгу как прекрасную управительницу, сумевшую хладнокровно преодолеть произвол при сборе дани. Ольга принесла на русскую землю христианство; именно с неё начинается новая эпоха на Руси, ведь Русь получает авторитет и доверие в европейских странах. Своей дипломатией Ольга громко заявила о мощи русского государства, что обеспечило дальнейшее развитие хозяйства и торговли с Западом.
Конечно, для полного достижения цели недостаточно фактического материала: летописные тексты весьма субъективны, обращены к христианской традиции и приукрашены, а историки могли использовать лишь эти тексты, поэтому до сих пор многие этапы жизни княгини остаются спорными. Но собранный материал всё же позволяет судить о том, насколько важную роль сыграла княгиня Ольга в становлении русской государственности. Для полного изучения проблемы следует обратиться к европейским источникам, в которых прямо или косвенно указаны какие-либо сведения о жизни и деятельности княгини. Что касается исторических художественных произведений о Святой Равноапостольной княгини Ольги, то эта страница остается далеко не полной.
IV. Образ княгини Киевской Ольги в литературе
4.1. Роль женщины в созидании жизни
История донесла до нас удивительные произведения древнерусской литературы, которые воссоздают образы, значимые не только для их современников, но и для читателей наших дней. Эти образы говорят о вечном: о победе и поражении, о любви и силе духа, о женщине, ее предназначении, ее роли и проявлении в жизни.
Женщина создала домашний очаг и оставалась его хранительницей во все века и у всех народов. Женщины всегда занимались творчеством жизни, ее созиданием.
Литературные произведения Руси 11-15 веков интересны переплетением миропонимания и образов дохристианской Руси с заповедями христианскими. Это время становления Руси как государства, и потому мне стало особенно интересно, какова роль женщины перед лицом трудных испытаний. Какими представляли наши предки идеальные женские образы? Какими чертами их наделяли? Кого воспели в летописях и сказаниях, что дошли до нас сквозь века?

4.2. Княгиня Ольга из «Повести временных лет»
Княгиня Ольга из «Повести временных лет» - это самая яркая из женских образов средневековой русской литературы. В «Повести » создан образ женщины - не только целомудренной и верной жены, но и верной своему народу правительницы. Она умеет проявить и хитрость, и смекалку, если необходимо, и твердость, и терпение. Образ княгини Ольги - это образ поистине выдающейся женщины, которая, действуя по законам своего времени, проявила черты характера, значимые и актуальные для всех времен.
Решительность, смелость и мудрость русской женщины в полной мере были воплощены в сказаниях о «вещей» княгине Ольге, которая стояла у истоков русской государственности, была первым державным правителем Древней Руси.
Княгиня Ольга - мудрая правительница, просветительница земли русской. Она выполнила извечное женское предназначение - оберегать, охранять, исцелять, объединять беспредельной силой любви и самоотверженности, данной женщине для созидания жизни.


4.3. Образ Ольги в произведениях современной литературы
Образ княгини Ольги в художественной литературе я решила показать в форме небольшого обзора художественных произведений, посвящённых одной из первых русских правительниц. Какой предстает она под пером писателей и поэтов, как меняется образ княгини в художественной литературе?

1.В стихотворении «Ольга» Николай Гумилёв описывает воинственную княгиню варяжского происхождения. Его Ольга – «валькирия». Её имя гремит в битвах: «Эльга, Эльга! - звучало над полями, Где ломали друг другу крестцы. С голубыми, свирепыми глазами И жилистыми руками молодцы». Её призывают древляне, запертые в горящей бане и окровавленными ногтями, пытающиеся выцарапать выход. Герой стихотворения чувствует себя чужим в современном ему христианском мире, мечтает о воинственном прошлом, ждёт «Сумасшедших сводов Валгаллы, Славных битв и пиров».
2 . Автор повести «А зори здесь тихие» Борис Васильев посвятил несколько произведений древнерусской истории. В числе прочего им была написана дилогия о Вещем Олеге и княгине Ольге. В романе «Ольга, королева руссов» героиня предстаёт дочерью Олега, конунга руссов. Она хитра, коварна, мужественна и бесстрашна. А Игорь, несовершеннолетний сын Рюрика, при котором Олег стоит опекуном и фактическим правителем, является и главным его врагом. И основной конфликт романа – между Олегом и Игорем. Соперничество, борьба за власть. Когда Ольга достигает половозрелого возраста, её выдают за князя, но брак оказывается несчастливым: Игорь, по версии Васильева, был нетрадиционной ориентации. Ольга же с детства любила знатного юношу Свенельда, и именно от него родила сына, который первым из руссов (Васильев считает их не славянами, а скандинавами) получил славянское имя Святослав. Игорь признал сына, а вскоре был жестоко убит древлянами. И фактически, по Васильеву, Святослав стал родоначальником новой династии, хотя юридически считался Рюриковичем.
3. В произведении «Княгиня Ольга» Алексей Карпов при рассказе о жизни Ольги придерживается общепризнанной версии, стараясь опираться на проверенные источники. Рождена Ольга была неподалёку от Пскова, то ли в Изборске, то ли в селении Выбуты, в незнатной семье. Познакомились они с князем Игорем, по легенде, на княжеской охоте. Игорю нужно было попасть на противоположный берег реки Великой, а Ольга, «юная, пригожая и мужественная» правила лодку. Князь попросил перевезти его и, когда девушка выполняла его поручение, пригляделся к ней и «разгореся желанием». Но она ответила ему как умудрённая женщина, а не юная дева: «Знай же, что если не перестанешь соблазняться моей беззащитностью, то лучше для меня будет, чтобы поглотила меня глубина реки сей: да не буду тебе в соблазн и сама поругания и поношения избегну». Когда пришло время Игорю жениться, вспомнил он об этой удивительной девушке, которая стала одной из первых правительниц русского государства, одной из первых христианок и первой русской святой.
4. Автор романа «Княгиня Ольга» Александр Антонов, основываясь на исторических исследованиях Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, создает образ незаурядной женщины умной, страстной и противоречивой: сначала жестокой язычницы, затем мудрой христианки. Сам роман – смесь исторических фактов, славянской мифологии и мистики. То Ольга, что ни день поминает Перуна, желая умилостивить его, отправляется в древлянскую землю мстить убийцам мужа и преуспевает в коварстве и злодеяниях. То она становится верной ученицей священника по имени Григорий, живущего в Киеве, ведет с ним богословские беседы и едет в Константинополь, чтобы там принять крещение.

5. Сергей Алексеев. «Аз Бога ведаю». Если «Княгиня Ольга» Антонова – смесь истории и мифологии, то роман Сергея Алексеева с названием «Аз Бога ведаю» - это уже безудержная спекуляция на арийскую тему, щедро сдобренная мистикой. Княгиня Ольга просыпается в своих покоях, толкует привидевшийся сон, затем беседует с неким невидимым посланником Даждьбога, старцем, и отправляется вместе с ним за реку Ра, то есть Волгу. Сама же она считает себя внучкой Рода.

6. Михаил Казовский «Дочка императрицы». Княгиня Ольга в романе писателя-сатирика Михаила Казовского, лауреата премии журнала «Крокодил», - персонаж второго плана. Она – сварливая, нетерпимая старуха, православная фанатичка. Всюду её сопровождает отец Григорий. На пару они активно «ловят человеков», каждый разговор сводя к проповеди христианства. Своего сына Святослава Ольга не терпит, с малолетним Владимиром и его братьями отношения у княгини натянутые.

7. Симона Вилар «Светорада». Писательница Симона Вилар создала трилогию любовных приключений смоленской княжны Светорады. Она - главная соперница псковской девушки Ольги - Преславы в борьбе за благосклонность прекрасного, сильного, статного князя-воина с седой прядью – Игоря. Ольга, с одной стороны, развита, умна и мужественна. Она пытается наравне с мужчинами служить в дружине князя. С другой стороны, она буквально «сохнет» по Игорю, томится страстью, но, успокаиваемая мудрым Олегом, ждёт своего часа.
8. Повесть «Княгиня Ольга» Наталии Никитиной. В повести Наталия Никитина в яркой художественной форме воссоздала образ киевской княгини Ольги. Ее правление стало событием в истории средневековой (домонгольской) Руси: в первый и последний раз великокняжеской короной была увенчана женщина. Эта уникальная ситуация, в которой оказалась династия киевских князей, порождала массу неожиданных, нередко драматических коллизий, которые и стали предметом художественного постижения автора этой увлекательной книги. В ней ярко и вполне достоверно показан внутренний духовный мир княгини Ольги, раскрываются ее роль и значение в становлении древнерусской государственности, повествуется о трудном выборе пути дальнейшего исторического развития Руси.

4.5. Памятные места о святой Ольге
Жители называют Ольгу основательницей города Пскова. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня.
В Киеве, Пскове и в городе Коростень поставлены памятники княгине Ольге.
3 января День памяти княгини Ольги.
В честь княгини Ольги назван залив Ольги Японского моря.
В честь княгини Ольги назван посёлок городского типа Ольга Приморского края.
Ордена:
Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги  учреждён императором Николаем II в 1915.
«Орден княгини Ольги»  государственная награда Украины с 1997.
Орден святой равноапостольной княгини Ольги   награда Русской Православной Церкви.
В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня.
Со времен Ольги и до 1944 г. на реке Нарве существовал погост и деревня Ольгин Крест.
В Витебске в центре города при Свято-Духовом женском монастыре находится Свято-Ольгинская церковь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





V. Заключение
Каждая историческая эпоха рождает выдающихся деятелей своего времени, прогрессивных и реакционных. Достижения их оцениваются в соответствии с его веком и условиями, а не с позиции сегодняшнего дня. Таким образом, первые русские князья действовали во имя интересов Руси. Они боролись с кочевниками, расширяли территорию государства, захватывая и объединяя различные племена и народы. Принятие христианства укрепило власть и территориальное единство Киевской Руси, которая стала равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.         Распространению христианства мы обязаны великой женщине, которую можно и надо назвать матерью нашей государственности. Это – Святая Ольга Российская,  великая княгиня тогдашней Руси.   В данной работе была рассмотрена великая правительница, которая превратила языческую Русь в развитую христианскую страну, ничем не уступающую передовым европейским государствам того времени.  Образ княгини Ольги нашел достойное воплощение в произведениях литературы всей истории Руси, России.
































Список использованной литературы

1. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Современная версия. - М., Эксмо, 2009.
2. История СССР. С древнейших времён и до наших дней. В 12 т./Гл. ред. Б.Н. Пономарёв. - Т.1. Первобытнообщинный строй. Древнейшие государства Закавказья и Средней Азии. Древняя Русь до начала XIII века/Ред. С.А. Плетнёва и Б.А. Рыбаков. - М., Наука, 1966.
3. Карамзин Н.М. История Государства Российского от VI века до начала XIV века. М., АСТ: Астрель, 2009.
4. Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть 1. М., Мысль, 1987.
5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., Эксмо, 2009.
6. Назаренко А.В. Ещё раз о дате поездки княгини Ольги в Константинополь: источниковедческие заметки. Электронный ресурс.
7. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. Электронный ресурс.
8. Соловьёв С.М. Сочинения. М., 1959.
9. Татищев В.Н. Собрание сочинений. Т.1: История Российская. Ч.1. М., Ладомир, 1994.
10. «Повесть временных лет». (XII век) в переводе Д. С. Лихачева.
11. Александров А.А. Ольгинская топонимика, выбутские сопки и руссы в Псковской земле. Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. Электронный ресурс.
12. Сайт храма Александра Невского http://pskov.pobeda.ru/.
13. «История России в лицах V-XX вв.» М., «Русское слово», 1997
14. http://www.pravmir.ru/ Православие и мир. Подвиг святой благоверной равноапостольной княгини Ольги и историческая судьба России.
15. http://www.taday.ru/text/126273.html Святая Ольга - предвестница православия на Руси





















13PAGE 15


13PAGE 142415




Заголовок 2 Заголовок 315