Статья по камерному ансамблю Ансамблевое музицирование


Ансамблевое музицирование Ансамблевое музицирование представляет собой одну из мощных и содержательных ветвей в иерархии мирового классического искусства. Основная специфика этого вида исполнительства - музыкальное произведение озвучивается в совместном творчестве нескольких участников и основывается на умении соизмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, соизмерять со стилем и приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом.[ Музыкальный энциклопедический словарь, 207 с.]  Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства – одного из главных элементов музыки. «Чувство ровности движения приобретается всякой совместной игрой» - писал Н.А. Римский-Корсаков
И в этом случае необходимо отметить особую роль жанра камерного ансамбля. Исполнительская практика камерного ансамбля имеет богатую историю и отличается высокой интенсивностью. В XX веке камерный ансамбль становится ведущей сферой творчества композиторов и исполнителей. Камерный инструментальный ансамбль не только обладает богатыми выразительными возможностями, но и создает условия для развития профессиональной культуры музыканта-исполнителя любой специальности. 
Сегодня повсеместно проводятся многообразные концерты, конкурсы, фестивали камерной музыки, часто специально представленные каким – либо определенным ансамблевым жанром (фортепианный дуэт, струнный квартет и пр.); функционируют творческие организации, объединяющие музыкантов – композиторов и исполнителей, специализирующихся в камерно – инструментальных жанрах; проблемы камерной музыки и камерного ансамбля освещаются на научных конференциях и симпозиумах.
Несмотря на широкое распространение и художественную весомость, камерный ансамбль в настоящее время представляет собой одну из наименее изученных областей музыкального искусства. Отсутствие целостной концепции камерного ансамбля, существование определяющих ее методологических принципов и соответствующего терминологического аппарата существенно тормозят научное развитие данной проблематики. [И. Польская, Автореферат Камерный ансамбль: теоретико – культорологические аспекты]. Поэтому актуальность данной темы связана с необходимостью научного исследования целостного феномена камерного ансамбля в комплексе; рассмотрения таких вопросов, как специфика ансамблевого мышления и эмоционального состояния, определения роли коммуникативности и психологической атмосферы в ансамбле, изучение различных методов преподавания в классе камерного ансамбля.Понимание необходимости применения комплексного подхода обеспечит качественное ансамблевое музицирование. В этой связи возникает необходимость дальнейшего исследования темы формирования совершенствованной методики преподавания камерного ансамбля, которую необходимо проделать преподавателям музыки и прежде всего преподавателям камерной музыки.