Конспект урока Окружащий мир на тему Горные породы и минералы. Происхождение полезных ископаемых и их свойства. (4 класс)


Конспект урока в 4 «В» классе по окружающему миру
по теме «Горные породы и минералы.
Происхождение полезных ископаемых и их свойства»
подготовила:
учитель начальных классов
МАОУ Гимназия № 3 г. Балашиха
Игнатова Анастасия Александровна
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 «В»
Тема: Горные породы и минералы. Происхождение полезных ископаемых и их свойства.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: исследовать, как горные породы отличаются по свойствам, составу, происхождению и способу их использования.
Задачи:
Расширить представления учащихся об использовании полезных ископаемых, сформировать представление о горных породах и полезных ископаемых, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам; исследовать свойства, состав и происхождение горных пород.
развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; слушать и понимать речь других; работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
3.Воспитать интерес к познанию окружающего мира и к бережному отношению к природе, к полезным ископаемым.
Формирование УУД на уроке окружающего мира:
- умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;
- умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
Планируемые результаты:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека;
- оценивать ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;
- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов);
- учиться планировать практическую деятельность на занятии;
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты),
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;
-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Развивать творческие способности при работе;
Коммуникативные УУД
-Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
-Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Оборудование:
коллекция полезных ископаемых;
план описания полезного ископаемого – для каждой группы
Карточки с оболочками: атмосфера, литосфера, гидросфера.
Конверты на пары с карточками (Гранит, песок, глина, стекло, кирпич, цемент)Карточки со свойствами горных пород.
иллюстрации: гранит, поваренная соль.
стакан с водой;
кроссворд для каждого учащегося.
Учебник «Окружающий мир 4 класс» Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
Этапы Содержание Примечание
1.Организационный момент (психологический настрой на урок). 1мин. Здравствуйте, ребята! Очень много лет тому назад один античный мудрец сказал: “Не для школы, а для жизни мы учимся”. А для чего вы учитесь? Для чего вы изучаете окружающий мир? Очень ли важен урок окружающего мира?
Я желаю вам удачи! В добрый путь за знаниями! 2. Целеполагание и мотивация.
Постановка проблемы и актуализация знаний.
4 мин.
-Ребята, сегодня, прежде чем начать изучение новой темы, нам с вами надо вспомнить некоторые знания по окружающему миру, полученные во 2 и 3 классе.
Назовите оболочки Земли: (атмосфера, гидросфера, литосфера)
Что такое атмосфера? (атмосфера, это воздушное пространство вокруг Земли)
Из чего она состоит?( Атмосфера состоит из азота, кислорода, водяных паров и незначительного количества других газов.)
В чем необходимость этой оболочки для растений и животных? (Благодаря атмосфере на нашей планете возникла жизнь. Растениям, животным и человеку для дыхания необходим кислород, который они получают из атмосферы)Что такое гидросфера? Что в нее входит? (Моря, океаны, реки, озера, водохранилища, ледники образуют гидросферу — прерывистую водную оболочку Земли)
- Вспомните, как называется каменная оболочка Земли, что ее образует?)(Литосфера — это твердая оболочка Земли, суша и дно океанов, ее образуют горные породы, а геологи называют земной корой. )
- Скажите, что ученые называют телами? (Ученые называют предметы телами. Тела имеют форму, очертания. Тела состоят из веществ.)На партах у вас конверты.  Прочитайте, какие карточки в них находится?
(Гранит, песок, глина, стекло, кирпич, цемент)
Можно ли назвать предметы, написанные на карточках телами? (Да).Докажите свои версии.
- Разделите их на группы.
- Сколько групп получилось?
(Две. 1 - гранит, песок, глина; 2 - стекло, кирпич, цемент).
- Как можно назвать тела первой группы? (Природные).
- Как можно назвать тела второй группы? (Искусственные).
- А как ещё можно назвать тела первой группы?  (Горные породы)
- Какая же тема сегодняшнего урока? (Горные породы).
- Да, сегодня мы будем говорить о горных породах. Что мы знаем о горных породах? Знаем ли мы состав горных пород? Что мы хотим о них узнать? (Из чего они состоят и как их использует человек) Карточки с оболочками: Атмосфера, литосфера, гидросфера.
Работа в парах по карточкам. На парте у каждого конверт с карточками.
Запись темы на доске.
3. Усвоение новых знаний.
А) Открытие новых знаний.
7 мин
Б) Работа с текстом учебника.
Совместное открытие знаний.
8 мин
В) Практическая работа. Определение свойств горных пород.
5 мин. Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые? (Вещества, которые добывают из различных слоёв Земли, называют полезными ископаемыми. Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с её поверхности - это полезные ископаемые)Какие полезные ископаемые вы знаете? (ответы детей)
Природные материалы неживой природы характеризуются тремя терминами – горные породы, минералы и полезные ископаемые.
Что такое горные породы? (Горные породы – это природное соединение одного или нескольких минералов)
Как вы думаете, для чего человек добывает горные породы и минералы?
Горные породы и минералы, которые человек использует для строительства, добывает как топливо, выплавляет металл, называют полезными ископаемыми.
- Большинство горных пород – твёрдые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую и использовали древние люди.
-- В чём же разница между горными породами и минералами? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите гранит и соль. Рассмотрите внимательно эти тела, и скажите, чем они похожи, чем различаются?
Сколько составных частей в них? (гранит 3 части, соль – одна).
Верно. Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый». Какие зерна вы видите? (Черные - это слюда, белые блестящие – кварц, серые и красные – полевой шпат).
А что вы скажите о составе поваренной соли (Галит)? (однородное тело)
Так вот гранит – это горная порода, а галит – минерал. Чем они отличаются?
(Минералы однородны, а горные породы – нет. Горные породы – это сочетания минералов).Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются минералами. Некоторые горные породы состоят из одного минерала. Есть минералы, которые не образуют горных пород, а встречаются как самостоятельное вещество.
Минералы – это природные неорганические вещества. Они состоят из одинаковых молекул, связанных друг с другом. Если минерал раскрошить, растереть в порошок – измениться только размер его крупинок, но каждая маленькая крупинка все равно сохранит все свойства данного вещества.
С камнями люди столкнулись миллионы лет назад. Почему самый древний период истории человечества назвали каменным веком? (Люди изготавливали орудия труда из камня. Делали ножи, копья, стрелы, наконечники. Их использовали для охоты и обработки добычи).Какими же способами образуются горные породы? Откроем учебники на стр.101. Найдите ответ в тексте.
-Магматический (Образуются при застывании магмы, лавы: гранит, железная руда, медная руда, базальт)
-Осадочные (Образуются в результате отмирания организмов: известняк, нефть, каменный уголь)
-Метаморфические (Образуются из магматических, осадочных пород на большой глубине при большой температуре и давлении: мрамор, нефрит, яшма)
Магма – горячий минеральный расплав.
Метаморфозами называют значительные перемены облика.
Почему появился термин «метаморфические породы»? (Метаморфоза – превращение. Например, из известняка получается мрамор, который подвергся воздействию очень высоких температур.)- Как вы думаете, на какие свойства горных пород и минералов люди обратили своё внимание ещё в каменном веке?
Вот одно из них. Возьмите в руки кусок мрамора, попробуйте сжать…
- Значит, одно из главных свойств горных пород и минералов - …(твёрдость)
- А сейчас продемонстрирую ещё одно свойство горных пород. Внимательно понаблюдайте, сравните и сделайте вывод.
(Перелить воду из одного сосуда в другой, переложить гранит).
- Какое свойство увидели? Что произошло с горной породой? (постоянство формы)
- Вспомните, из какой горной породы сделано стекло? Как это стало возможным? (Благодаря свойству – плавкости.)
- Есть особая горная порода, на основе которой сделан пластилин. Что это?
- Глина, в отличие от других горных пород, обладает одним особенным свойством. Ощутите его, поработав с кусочком пластилина.
- Что же это за свойство? (пластичность) Иллюстрации на доске: Гранит, поваренная соль.
По ходу, на доске схема:
Горные породы:
-магматические;
-осадочные;
-метаморфические
( В процессе ответов на доске открываются листы с названиями свойств горных пород)
1 ученик проводит опыт
Физкультминутка «Как живёшь?»
1 мин. Как живёшь? (Вот так!)- Как идёшь?- Как бежишь?- Как от холода дрожишь?- Как берёшь?- Как даёшь?- Как летишь?- Как плывёшь?- Как ползёшь?- Как грозишь?- Как за партою сидишь? 4. Практическая работа по группам
Закрепление полученных знаний.
13 мин. - Определяют свойства горных пород и минералов.
1. сера
2. графит
3. кварц
4.боксит
5.медная руда
6.уголь
Работа в группах
Каждой группе предлагается выделить свойства одной из горных пород.
Название ______________
1.Цвет.
2. Блеск (без блеска, металлический блеск, стеклянный, жирный)
3. Прозрачность (прозрачные – пропускают свет, не прозрачные – не пропускают солнечный свет, полупрозрачные – пропускают свет при тонком срезе)
4. Твёрдость (твёрдые, рыхлые, жидкие, газообразные, слоистые, пористые, др.)
5. Особые свойства (горючесть, происхождение, др.)
6.Где добывается?
7. Условный знак/месторождение (обратись к физической карте на форзаце учебника)
8.Распространение в нашем крае.
9. Применение.
Отчёт каждой группы о свойствах горных пород.
Фиксация другими группами ответов (Занесение в табличку (+,-) все ли этапы анализа были отражены у отвечающих)
- А зачем человеку нужно изучать свойства горных пород и минералов? (чтобы применять их для своих нужд).
- Как же человек использует каждое из свойств? (заслушиваются ответы)
- Как человек должен относиться к добыче горных пород? Почему?
Практическая работа по группам
Учащимися заполняется лист с наблюдениями
Отчет каждой группы о проделанной работе.
5. Закрепление ранее изученного4 мин. На ваших партах лист с кроссвордом. Если верно ответите на вопросы, то отгадаете ключевое слово.
1. Горные породы, образующиеся при застывании магмы, лавы.(магматические)
2. Горная порода, используемая для облицовки зданий.(гранит)
3. Горная порода, из которой делают мел.(известняк)
4. Сырьё для получения стекла.(песок)
5. Этими породами образована земная кора.(горными)
6. Процесс перехода твёрдого тела в текучее состояние. (плавка)
7. Горная порода, обладающая пластичностью.(глина)
8.Характерное свойство для гранита и мрамора. (твердый)
(МИНЕРАЛЫ)
3 8   2       5  1     6       4     7                                                                   Какое слово у нас получилось? (Минералы)
Как это слово было связано с темой урока? (Из минералов состоят горные породы) У каждого ученика лист с кроссвордом.
6. Подведение итогов
2 мин.
- Что нового узнали на уроке?
- Чем отличаются горные породы от минералов?
 - Какие свойства горных пород использует человек?
-С какими горными породами и минералами познакомились на уроке?
-Какую цель ставили перед собой в начале урока?
-Достигли ли мы этой цели?
7. Домашнее задание
2 мин. Тетрадь №38. Вырастите кристаллы соли, опишите процесс в рабочей тетради. В свой словарик внесите понятия: минералы, горные породы, запишите свои открытия, что вы узнали о значении этих слов. .