Конспект урока по природоведению Горные породы и минералы (5 класс)


Конспект урока по теме: «Горные породы и минералы»
Цели урока:
Образовательная:
формирование у учащихся знаний о каменной оболочке
земли – литосфере и представлений о минералах и горных породах;
формирование умений по внешним признакам определять и различать горные породы и минералы, описывать их свойства, происхождение, классифицировать их;
Развивающая:
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков работы с наглядными пособиями, текстом и рисунками учебника, биологическими объектами, таблицами;
анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, обосновывать и делать выводы об особенности строения и происхождения горных пород и минералов, слагающих земную кору;
развитие умений и навыков выступать на публике, поддерживать диалог, внимательно слушать товарища, взаимоконтроля и самоконтроля.
Воспитательная:
повышение активности и любознательности в разных областях знаний;
формирование бережного отношения к окружающей природе.
Задачи урока: 1. Сформировать знания о горных породах и
минералах.
2. Разъяснить учащимся условия образования
магматических, осадочных и метаморфических
горных пород.
3. Научить определять виды горных пород.
4. Разъяснить учащимся, чем отличается горная
порода от минерала.
Оборудование: Наглядное пособие на доске плакат «Внутреннее строение Земли», флэш-карта (презентация), мультимедийный проектор, компьютер, таблицы, маршрутные карты, карточки с тестами.
1. Коллекция с образцами горных пород (с названиями и без названий):
- магматические - гранит
- базальт
- осадочные - песчаники
(песок, глина, галька)
- известняки (мел)
- торф - гипс
- каменный уголь
- метаморфические - мрамор
- кварцит

2. Коллекция минералов: (полевой шпат, кварц, слюда), каменная соль, горный хрусталь, гранат, изумруд, сапфир. Форма организационной деятельности учащихся:
индивидуальная и групповая.
Ценностный компонент урока: показать многообразие минералов и горных пород, их многостороннюю ценность для человека; раскрыть значимость горных пород и минералов в жизни человека и необходимость их рационального использования. Присутствие игрового момента на уроке, более целесообразно отражается на запоминании нового материала.
Развитие познавательного интереса к будущим учебным предметам естественнонаучного цикла (химии, географии, физике).
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: урок - игра «Покорение вершины знаний» .Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с каменной оболочкой земли и совершим экспедицию по маршруту «Покорение вершины знаний». Это урок-игра. Поход в горы. Что такое камни? Из чего они состоят? (из горных пород и минералов).
Тема урока: Горные породы и минералы.
Цели и задачи урока: Изучить горные породы и минералы, слагающие земную кору. У некоторых пород и минералов определить происхождение и применение.

Урок проводится в форме экспедиции «Покорение вершины знаний», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов – альпинистов, покоряющих вершину знаний. По ходу следования маршрута мы будем останавливаться на стоянках. Там происходит проверка оборудования, передышка перед дальнейшим поднятием, подготовка к спуску.
2. Актуализация знаний. Проверка снаряжения: «Что возьмем с собой в дорогу?»
На каждом столе находятся маршрутные карты. В маршрутные карты впишите свою фамилию и имя, теперь это ваша индивидуальная карта.
Вы работаете в альпинистской связке – группе из двух человек (сосед по парте), как в горах не подводите друг друга. 1этап «Проверка снаряжения».
Проверим знание основных терминов и понятий темы «Внутреннее строение Земли».
В маршрутную карту вы впишите свой вариант ответа на 3 вопроса теста.
(За каждый правильный ответ начисляется 10 баллов). Вы занесли в маршрутную карту свои ответы.
Тест «Внутреннее строение Земли»
1 вариант
1. Литосфера - это:
а). Каменная оболочка Земли.
б). Водная оболочка Земли.
в). Оболочка Земли, населённая живыми организмами.
2. Ядро состоит из:
а). Железа с примесью кремния.
б). Гранита и базальта.
в). Песка и глины.
11576053295653. Какая внутренняя оболочка Земли зашифрована в этом ребусе:
-6540522860,
Тест «Внутреннее строение Земли»
2 вариант:

1 .Земля состоит из:
а). Ядра и земной коры.
б). Мантии и земной коры.
в). Ядра, мантии и земной коры.
2. Ядро делится на внешнее и внутреннее. Какое строение имеет внешнее ядро: а) Твёрдое б). Газообразное в). Жидкое
15487652362203. Какая внутренняя оболочка Земли зашифрована в этом ребусе:
?
Взаимопроверка. Передайте их на проверку тому, кто рядом с вами, в одной связке. Проверяем вашу работу и оцениваем – вписываем баллы за этап. «Проверка снаряжения»: в 1 варианте : 1 – а, 2 - а; 3 -ядро;
во 2 варианте: 1– в, 2 - в; 3 – мантия.
3. Изучение нового материала.
Земная кора состоит из разнообразных горных пород, которые отличаются своими физическими свойствами, химическим составом и происхождением. Горные породы состоят из более мелких частиц, природных агрегатов – минералов.
Давайте запишем определение горной породы и минерала в схему-таблицу у вас на партах.
Горная порода – это сложное природное тело, состоящее из нескольких минералов. Минерал – это тело природы, которое, образует горные породы.
Итак, первая высота и первая стоянка «Геологическая». Где мы с вами познакомимся с происхождением горных пород и запишем это в схему.
Пустые бланки-схемы вы тоже найдёте на ваших столах, вам нужно только внимательно поработать, ответить на вопросы и вписать происхождение горных пород и их примеры в пустые клеточки. За правильный ответ впишите себе 10 баллов в маршрутную карту.
Стоянка «Геологическая»
. «Вначале возникли породы из магмы,
Они первородные самые как бы,
Тяжёлый гранит в глубине остывал
Базальт на поверхности лавою стал.
Породы весьма симпатичные,
Увесистые магматические».
Работа с текстом учебника: Задание: Прочитайте раздел «Магматические горные породы» с. 101 (первый абзац) пар. 24 учебника и ответьте на вопросы, которые помогут заполнить схему
Заполняем схему: дети отвечают на вопросы учителя. За каждый правильный ответ они вписывают себе 10 баллов в маршрутную карту.
1. Как произошли магматические горные породы? Образовались из застывшей магмы.
2. Какие виды магматических горных пород вы теперь знаете? Глубинные и поверхностные.
3. Приведите примеры глубинных горных пород? Гранит.
4. Приведите примеры излившихся горных пород? Базальт.
Но прочность – не вечность,
И вот что случается.
Породы выветриванием разрушаются,
Дробятся на глыбы, обломки, пески,
Уносятся водами быстрой реки,
Река их по руслу таскает,
Обкатывает, отличает.
А в толще морской или в тёмном болоте,
Вы массу останков животных найдёте,
А также растений отмерших остатки,
Они образуют породы - осадки.
Работа с текстом учебника: Задание: Прочитайте раздел «Осадочные горные породы» с. 101 (второй абзац) пар. 24 учебника и ответьте на вопросы, которые помогут заполнить схему.
Осадочные породы бывают неорганического (обломочного и химического) и органического происхождения. Под действием тепла и холода, влаги, ветра, бактерий горные породы постоянно разрушаются, распадаются на обломки. Текучие воды, ледники, ветер сносят обломочный материал в моря, озера, на более низкие участки суши. Самое большое количество осадочного материала оседает в морях и океанах. Сначала он представляет собой полужидкую массу, которая затем уплотняется под давлением новых слоев и, в конце концов, превращается в твердую осадочную породу: песок — в песчаник, глина — в глинистый сланец.
Песок, галька, глина — горные породы обломочного происхождения.
Осадочные породы химического происхождения получаются в результате выпадения из водных растворов разнообразных веществ. Типичной осадочной породой химического происхождения является каменная соль, гипс. Осадочные породы органического происхождения образуются в результате накопления органических остатков после отмирания животных и растительных организмов. Органическое происхождение имеет, например, мел, которым мы пишем на доске, — он состоит в основном из панцирей мельчайших одноклеточных водорослей и микроскопических раковин. Многие известняки, торф и каменный уголь тоже органического происхождения.
Продолжение заполнения схемы:
1. Как произошли осадочные горные породы? Образовались при разрушении других горных пород и накопления остатков организмов.
2. Какие виды осадочных горных пород вы теперь знаете? Неорганические и органические породы.
3. Какие неорганические горные породы вы знаете? Обломочные, химические.
3. Приведите примеры обломочных горных пород? Глина, песок, галька.
4. Приведите примеры химических горных пород? Каменная соль и гипс.
5. Приведите примеры органических горных пород? Каменный уголь, торф, известняк, мел. Но вот, под давлением магма опять
Стремится земную кору разорвать,
И в месте такого вторжения,
Наметятся вдруг превращения:
Сыпучий песок превратиться в кварцит,
Был мел, очень мягкий, вдруг мрамор лежит,
Такие породы, весьма специфические,
Зовутся геологами, метаморфическими.
Работа с текстом учебника: дети читают, анализируют текст, отвечают на вопросы.
Задание: Прочитайте раздел пар. 24 учебника с. 102 (первый абзац) и ответьте на вопросы, которые помогут заполнить схему. За правильный ответ впишите себе 10 баллов в маршрутную карту. Отвечаем на вопросы.
Заполняем схему: 1. Как произошли метаморфические горные породы? Под давлением и температурой другие породы меняют свои свойства.
2. Приведите примеры метаморфических горных пород? Мрамор, кварцит.
Заполнение таблицы мы закончили.
Схема-таблица «Происхождение горных пород»
Приз-
накНазвание горной породы
магматические осадочные метаморфические
Как образо-валась горная порода Из застывшей
магмы При разрушении более древних горн. пород и накоплении остатков организмов Под давлением и температурой породы меняют свои свойства
Виды Глубинные Поверх-ностные(излив-шиеся)Неоргани-
ческиеОрга-ничес-кие ---------------------
Обло-
моч-
ныеХими-ческиеПриме-рыГранит Базальт Песок
Глина
Галька Гипс
Камен-ная соль Торф
Уголь
ИзвестнякМел Мрамор
Кварцит

Теперь подсчитайте количество баллов, набранные на стоянке «Геологическая» и запишите их в общую графу маршрутной карты.
Взятие второй высоты. Следующая стоянка «Исследовательская».
Стоянка «Исследовательская»
Все окружающие нас горные породы, слагающие земную кору, состоят из отдельных минералов. У каждого из них - свои особенности, свое имя, свой химический состав и облик. Минерал в горной породе, как отдельный человек в толпе, у него свое имя, характер, одежда. Известно более 3000 минералов.
Минералы по химическому составу условно можно разделить на «простые» и «сложные». Простые минералы состоят из одного химического элемента (алмаз, кварц – порода кварцит, кальцит – порода известняк). Сложные минералы из нескольких (гранит – кварц (полупрозрачные зёрна), полевой шпат (розовый или серый), слюда (блестящие пластинки)).
Дети рассматривают гранит и его минералы (кварц, полевой шпат, слюду).
4. Выполнение лабораторной работы:
«Определение происхождения горных пород по внешнему виду и описание их свойств»
Ход работы:
По внешнему виду образца горной породы можно определить, каково её происхождение. Возьмите один образец породы не подписанный, под номером и определите, к какой группе горных пород он относится.
Но помните, что:
1. Образец глянцевитый или пористый, с небольшими отверстиями – это магматическая (вулканическая) порода.
2. Образец состоит из песка, мелких камешков, окаменелостей – это осадочная порода.
3. Образец состоит из прочных, ровных пластин или очагов минералов – это метаморфическая порода.
Запись воспроизведена на слайде презентации.
Учащиеся рассматривают породу и определяют её происхождение.
Если вы определили, какая это порода, результат запишите в таблицу у вас на столах. Проверяем вашу работу и оцениваем – вписываем баллы за этап. Если вы определили правильно происхождение породы, запишите себе 20 баллов в маршрутную карту.
Запись воспроизведена на слайде презентации. Ребята сверяются со своими схемами.
Проверяем результаты наблюдений:
Образец №1 (мрамор) – метаморфическая порода
Образец №2 (гранит) – магматическая порода
Образец №3 (кварцит) – метаморфическая порода
Образец №4 (известняк) – осадочная порода
Образец №5 (гипс) – осадочная порода
Образец №6 (мрамор) – метаморфическая порода
Образец №7 (мел) – осадочная порода
Образец №8 (гипс) – осадочная порода
Образец №9 (гранит) – магматическая порода
Образец №10 (торф) – осадочная порода
Образец № 11 (торф) – осадочная порода
Образец № 12 (уголь) – осадочная порода
Образец №13 (гипс) – осадочная порода
Образец № 14 (уголь) – осадочная порода
Образец № 15 (мрамор) – метаморфическая порода
Комментарии учителя.
Для определения цвета геологи используют белую фарфоровую пластинку и проводят по ней породой, смотрят какого цвета остался след.
Для определения твёрдости пользуются простым приёмом – твёрдость определяется по его сопротивлению царапанью. Если на породе остается след от ногтя или стекла — минерал мягкий; след от медной монеты — очень мягкий. Твердые минералы можно процарапать лезвием ножа из стали, а очень твердые — только напильником (32-42 с.).
На презентации показывается шкала твёрдости минералов Мооса.
5. Здоровьесберегающая технология. Физкультминутка. Дети выполняют физические упражнения. Презентация на время прекращается.
А сейчас Привал: Давайте немножко отдохнём от подъёма на вершину знаний и прогуляемся по горному лесу.
Мы по лесу погуляем
И немного отдохнем.
Встанем, глубоко вдохнем.
Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Руки вверх, хлопок над головой,
Руки вниз, хлопок другой.
Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём,
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два позади уже вода.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали.
И закончилась игра,
За работу нам пора.
Следующая стоянка «Загадочная». На этой стоянке мы познакомимся с некоторыми минералами. Услышим интересные сообщения о драгоценных камнях.
6. Комментарии учителя.
Стоянка «Загадочная»
Минералы образуются как в глубинах Земли, так и на её поверхности. Как можно объяснить появление кристаллов? Составляющие их атомы или более сложные соединения можно представить в виде элементов пазла. Каждый кусочек соединяется с соседним, в результате начинает расти целая картина. Так и кристаллы, ну а их форма зависит от того, из каких элементов они сложены (1, 3 с.).
Большая часть минералов находится в земной коре в твёрдом состоянии. Но есть и жидкие минералы (ртуть, нефть и др.) и газообразные (горючие газы, сероводород). Многие горные породы применяются как строительные материалы - это гранит, мрамор, известняк, глина и песок. Некоторые из минералов нашли широкое применение в народном хозяйстве – это полезные ископаемые (уголь, железо, нефть, газ). С метаморфическими породами связаны драгоценные камни (сапфир, рубин, изумруд). Из таких минералов изготавливают драгоценности, предметы интерьера, посуду и многое другое.
Драгоценные камни - это аристократы мира минералов. Они прекрасны, редки, дороги, уникальные экземпляры стоят целые состояния. Наши предки верили, что самоцветы оказывают влияние на судьбу своих владельцев: кого-то исцеляют, даруют удачу, любовь, мудрость, а кому-то несут несчастья и даже смерть. Легенды о камнях существуют практически у всех народов мира.
Хотя сами камни холодны и бесстрастны, вокруг них порой разгорались нешуточные страсти. Самые знаменитые драгоценности мира имеют собственные имена и увлекательную, даже мистическую историю.
Послушаем небольшие сообщения о некоторых минералах и драгоценных камнях. Ученики, у которых нет сообщений, внимательно слушают, т.к. нужно будет ответить на один вопрос об этих драгоценных камнях. И записать себе 10 баллов за правильный ответ.
Учащиеся сообщают интересные факты о минералах и драгоценных камнях. На экран презентации выводятся слайды с информацией о минералах. Можете записать по 10 баллов в свои маршрутные карты.
1. Рассказ об алмазе
2. о гранате
3. о рубине.
4. об изумруде
5. о сапфире.
Вопросы:
1. Где в России добывают алмазы?
2. Символом чего в Древней Руси считался алмаз?
3. Какой самый твёрдый минерал?
4. На какой восточный фрукт похожи камешки граната?
5. Где добывали гранаты?
6. Как в Древней Руси называли рубин?
7. В какой короне русских царей много рубинов?
8. Какое ощущение вызывает зелёный цвет изумруда?
9. Почему сапфир любят поэты?
Многие русские классики “воспевали” самоцветы (Хозяйка Медной горы, Малахитовая шкатулка (Бажов). Фильм.
Нельзя не упомянуть об экологической роли использования людьми полезных ископаемых.
Почти все горные породы являются минеральными богатствами. Наша страна богата полезными ископаемыми. Но добывая их, человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. То есть нужно засыпать шахты, превращать карьеры в цветущие сады или пруды. Иначе природа начинает “мстить” человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения и т. п. Они как бы напоминают, что человек тоже является частью природы, а не ее хозяином.
Утечка нефти (жидкого минерала), образует тонкую плёночку на поверхности водоема, что приводит к гибели птицы. Так как птицы, питающиеся планктонными животными садясь на воду, попадают в пленку из нефти, и их перья сразу намокают и птицы тонут.
7. Закрепление знаний: Спуск с вершины горы знаний.
Итак, чтобы вернуться домой мы должны ответить на вопросы, ответы на которые мы находили на стоянках и разгадать кроссворд по теме «Горные породы и минералы».
По выделенным фрагментам в кроссворде мы узнаем науку, которая занимается изучением минералов. Кроссворд выводится на экран презентации. Постепенно проявляются вопросы, на которые ученики дают ответы. За правильный ответ ставиться 10 баллов в маршрутную карту.
а л м а з м и н е ра л
г ра н и т пе с о к
и з у м ру д м ра м о рм е л т о рф м а г м а г и пс и з в е с т н я к 1. Редкий минерал? (Туп конец, востёр резец).
2.Это частица горной породы…..
3.Порода из горного царства, из шпата, слюды и кварца.
4.Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
он и на стройке и на пляже, и в стекле расплавлен даже.
5.Найдём в нём много по приметам цветных камней,
не только руд. Рубин сияет красным цветом, зелёным цветом ……
6.Красив, наряден, бел наряд ему строитель очень рад.
Дома, ступени, постаменты красивы, станут и заметны.
7. Белый камешек растаял, на доске следы оставил.
8.Росли на болоте растения, стали топливом и удобрением.
9. Расплавленная каменная масса, возникающая из вулкана при его
извержении.
10. В огне я воду испаряю, в воде я камнем застываю.
Врачу и скульптору я друг.
11.Покрывают им дороги, улицы в селении,
а ещё он есть в цементе, сам он – удобрение (белый).
А слышали ли вы о так называемых “Камнях месяца рождения”?
У каждого человека есть свой камень, приносящий ему счастье. Например, у человека, родившегося в декабре - бирюза. Если вы знаете свой камень, назовите. А кто не знает, мы определим их камни по числу и месяцу рождения.
Январь - гранат Июль - рубин
Февраль - аметист Август - хризолит
Март - аквамарин Сентябрь - сапфир
Апрель - алмаз Октябрь – опал
Май - изумруд Ноябрь - топаз
Июнь – жемчуг Декабрь - бирюза
8. Итоги урока.
Сегодня на уроке вы вспомнили из курса природоведения о горных породах — граните, известняке, мраморе; узнали, чем отличаются они друг от друга, как произошли; что минералы бывают твердые, мягкие, жидкие; о значении минералов и горных пород; познакомились с минералами, которые слагают горные породы гранит и песок. Таблички, с которыми вы работали, вклейте в тетрадь.
Выставление оценок.
Оценка “5” (покорение вершины знаний) .....от 120 баллов и выше.
Оценка ”4” .........от 81 до 119 баллов
Оценка “3” ........…. от 51 до 79 баллов
Оценка “2” ................50 баллов и меньше
9. Рефлексия. Оцените своё настроение, ощущения сегодня на уроке.
1. Меня удивили ответы ребят.
2. Я не хотел учиться.
3. Я узнал новые факты о горных породах и минералах.
4. Мне было скучно.
5. Мне понравилось учиться с помощью презентации и компьютера.
6. Горные породы и минералы очень важная и интересная тема.
7. Свой вариант ответа.
10. Домашнее задание.
Творческое задание на дом:
Вы дома можете произвести опыт по выращиванию кристаллов из простого минерала - поваренной соли. Используя посуду приготовьте 250—300 мл насыщенного при нагревании 50°С раствора соли. Если раствор содержит видимые примеси, профильтруйте его в широкогорлый сосуд (в качестве фильтра можно использовать марлю или бинт). Возьмите тонкую капроновую нить и привяжите к середине палочки. Палочку положите на отверстие сосуда, а свободный конец нити опустите в раствор почти до дна сосуда. Через 2—3 дня осмотрите нить и снимите с нее все кристаллики, кроме одного — самого крупного и правильной формы.
Раствор вновь нагрейте до растворения всех выпавших кристаллов (если необходимо, добавьте к раствору новую порцию соли) и повторно погрузите в него нить с кристаллом. Операцию повторяют до получения крупных кристаллов. Выращенные кристаллы лучше хранить в прозрачных закрытых сосудах. Результаты наблюдений сфотографировать.
Вы сегодня хорошо работали, много узнали. Молодцы. А урок мне хочется закончить стихами о минеральных богатствах нашей страны.
Рассказ закончен о породах
Что толща земная хранит
Здесь камень бесценный с Урала
Зеленый густой малахит.
Надежно богатства сокрыты
Алмазы, топаз и гранит,
С красною медью – хромиты,
Железо, мрамор, родонит.
Найдем в ней много по приметам
Цветных камней и редких руд
Рубин сияет красным цветом
Зеленым цветом – изумруд.
Темны кристаллики граната,
Лучисты грани хрусталя
И знаменита и богата
Моя родная сторона.
Сообщения ребят о минералах.
АЛМАЗ - САМЫЙ ПРОЧНЫЙ.
Алмазы — это самые твердые в мире драгоценные камни. Алмазом, а точнее ограненным бриллиантом, можно резать стекло. Много алмазов на территории Южной Африки, а у нас в стране их добывают в Якутии.
Не менее интересную историю имеет всемирно известный алмаз «Орлов». Алмаз был обнаружен в Индии в начале 17 века. Он весил около 300 карат и принадлежал Надир-шаху. Затем попал в Амстердам и был куплен за 400 тысяч рублей графом Григорием Орловым и подарен императрице Екатерине II. Теперь он украшает хранящийся в Алмазном фонде России Императорский скипетр. Бриллианты традиционно украшают короны многих монархов мира. Одной из самых великолепных корон Европы считается корона русской императрицы Екатерины II. В древности алмаз считали символом чистоты, и невинности. Он также символизировал совершенство, непобедимость, силу и власть. Верили, что алмаз делает своего владельца непобедимым в бою. Не случайно Наполеон постоянно держал при себе крупный алмаз. Впрочем, от поражения в войне 1812 года императора он не спас.
Гранат бывает зелёным.
Рассказывая о гранате, мы вспоминаем темно-красные кристаллы, похожие на зёрна плода «финикийского яблока» - граната. Их использовали а старину как деньги на весах (граны). Говорили, что это капли крови одного из богов, что они упали с Марса, но они как и многие другие минералы родились в Земле.
Красный цвет – любви и страсти, именно поэтому они подходят девушкам и незамужним женщинам.
Гранаты бывают прозрачными (лейкогранаты), чёрными (меланиты), зелёными (уваровиты), которые добывали на Урале (уральские изумруды). Этот камень очень любила Екатерина 11.
Изумруд приятен для глаз.
Изумруд «чистой воды» ценился больше, чем алмазы. Они дают ощущение покоя. Добывают их в Колумбии, на Урале, Египте, Бразилии и др. странах. Их очень любила Клеопатра, и царь Нерон в Риме. Люди верят, что они приносят удачу людям, родившимся под знаком Рыб и Рака, и лечат глазные болезни, если через них смотреть на свет.
Рубин – царь самоцветов.
Рубин (древние названия "яхонт" и "карбункул") - прозрачная, окрашенная в кроваво-красный цвет разновидность тугоплавкого минерала корунда. Среди минералов рубин занимает второе место после алмаза по твердости.
Крупные рубины встречаются в природе реже алмазов. В Британском музее в Лондоне хранится самый крупный кристалл рубина массой 82 г, найденный в Бирме. Он минерал – Львов. Добывают в Африке, Тайланде, Индии, Пакистане. Рубины украшают «Шапку Мономаха» в которой венчались на царство все русские цари. Маги считают рубин сгустком крови дракона, который даёт неограниченную власть. Это был камень Ивана Грозного.
Сапфир для кольца Соломона.
Название этого камня происходит от греческого "сапфейрос" - синий ил и голубой ценный камень, «любимый Сатурном». Встречаются камни зелёного, жёлтые, фиолетовые, даже розовые сапфиры. Очень ценятся у ювелиров, Добывают в Австралии и Индии. Этот камень очень любили поэты, много посвящено стихов и поэм ему. В Древнем Египте его носили в кольцах только верховные жрецы. Им выкладывали образцы икон, небесного свода, считался камнем космоса, Юпитера. Русский богослов Флоренский говорил о том, что в сапфире можно увидеть символ души устремляющийся в вечность.
Тест «Внутреннее строение Земли»

1 вариант
1. Литосфера - это:
а). Каменная оболочка Земли.
б). Водная оболочка Земли.
в). Оболочка Земли, населённая живыми организмами.
2. Ядро состоит из:
а). Железа с примесью кремния.
б). Гранита и базальта.
в). Песка и глины.
3. Какая внутренняя оболочка Земли зашифрована в этом ребусе:
125539522860-8001022860,

__________________________________________________________________
Тест «Внутреннее строение Земли»

2 вариант:

1 .Земля состоит из:
а). Ядра и земной коры.
б). Мантии и земной коры.
в). Ядра, мантии и земной коры.
2. Ядро делится на внешнее и внутреннее. Какое строение имеет внешнее ядро:
а) Твёрдое б). Газообразное в). Жидкое
-3810bottom3. Какая внутренняя оболочка Земли зашифрована в этом ребусе:
?
Схема-таблица «Происхождение горных пород»
Горная порода -_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Минерал -____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приз-
накНазвание горной породы
магматические осадочные метаморфические
Как образо-валась горная порода Виды ---------------------
Приме-рыМаршрутная карта
Фамилия имя
Этап Баллы
I. Проверка снаряжения:
Тест: вопрос 1 2 3
(max 30 баллов) ответ … … … II. Восхождение. Взятие 1 высоты стоянка «Геологическая»:
(за 1 правильный ответ 10 баллов).
II. Восхождение. Взятие 2 высоты стоянка «Исследовательская»:
(за правильно отгаданную породу 20 баллов)
III. Привал: Физкультминутка. -------------
IV. Взятие 3 высоты. Стоянка «Загадочная»:
V. Спуск :
Общий результат
Оценка
Кроссворд о минералах.
1. Редкий минерал? (Туп конец, востёр резец).
2.Это частица горной породы…..
3.Порода из горного царства, из шпата, слюды и кварца.
4.Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
он и на стройке и на пляже, и в стекле расплавлен даже.
5.Найдём в нём много по приметам цветных камней,
не только руд. Рубин сияет красным цветом, зелёным цветом ……
6.Красив, наряден, бел наряд ему строитель очень рад.
Дома, ступени, постаменты красивы, станут и заметны.
7. Белый камешек растаял, на доске следы оставил.
8.Росли на болоте растения, стали топливом и удобрением.
9. Расплавленная каменная масса, возникающая из вулкана при его
извержении.
10. В огне я воду испаряю, в воде я камнем застываю.
Врачу и скульптору я друг.
11.Покрывают им дороги, улицы в селении,
а ещё он есть в цементе, сам он – удобрение (белый).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Газопроводская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока на
муниципальный конкурс
«Педагог года – 2015»
Тема: Горные породы и минералы»
35496510858500
Учитель: Ротина Анна
Александровна
п. Газопроводск 2014 г.