конспект урока по географии, 6 класс на тему Горные породы и минералы

МАОУ «Голышмановская СОШ №2»,
Учитель: Усольцева Е.В.

Урок географии 6 класс
Технология – метод проектов (учебный проект)
Раздел: Литосфера
Тема урока: Горные породы и минералы. Использование в хозяйственной деятельности людей
Цели урока:
Образовательные:
Способствовать формированию у учащихся представлений об отличительных свойствах минералов и горных пород;
Способствовать формированию у учащихся умения различать по внешним признакам осадочные и магматические породы;
Привести примеры использования горных пород и минералов человеком;
Способствовать формированию умения составлять описание по образцу.
Развивающие:
продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником;
стимулировать любознательность.
Воспитательные:
способствовать формированию бережного отношения к природе;
развивать умение работать в группе.
Знания, умения, навыки:
Учащиеся должны знать виды горных пород по происхождению.
Уметь самостоятельно составлять описание образцов горных пород.
Тип урока: изучение нового материла
Оборудование:
Т.П. Герасимова Начальный курс географии 6 класс;
Экран, демонстрационное устройство, компьютер;
Набор раздаточных образцов минералов и горных пород;
Образцы для определения твердости минерала по шкале Мооса;
Памятка для выполнения практической работы (руководство начинающего геолога)
цветные карандаши (на столах учащихся)
1/2 листа ватмана

Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.)
II. Изучение нового материала
Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя,
И миллионы лет природа
Лепила самое себя
С. Щипачев
Учитель: В природе известны несколько тысяч видов минералов и горных пород. Минералы имеют однородный состав. Горные породы более сложны по строению. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми видами горных пород и минералов, рассмотрим их свойства. А также приведем примеры хозяйственного использования горных пород человеком.
К нам на урок обратился за помощью Фома Отгадкин. Ему Захар Загадкин прислал телеграмму, а прочитать ее Фома не может. Помогите ему пожалуйста.
Какие горные породы названы в телеграмме?
Учащиеся отвечают.
Учитель: Сегодня мы побываем с вами в царстве камня. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Они рождаются, живут и умирают, как живые существа. Вода в море и нарядные снежинки – тоже минералы, хотя трудно в это поверить. Восхитительные по форме, красоте и прочности кристаллы вызывали у первобытного человека массу вопросов: откуда появились камни? куда они исчезают? почему у них разные свойства?
Работа с текстом учебника. Прочитайте п.1 §17. На какие группы делят все горные породы по происхождению? Что такое минералы и горные породы?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, одновременно на экране демонстрируется правильный ответ. Записывают в тетради определения: горные породы и минералы.
Горные породы – природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов.
Минерал – природное тело, однородное по своему химическому составу и физическим свойствам.
Учитель: А какими же свойствами обладают горные породы?
Учащиеся называют что это цвет, блеск, прозрачность, твердость.
Учитель: Прочитайте в «Памятке юного геолога» об основных свойствах горных пород и минералов. Учитель дает пояснения по определению твердости горных пород. Знакомит учащихся со шкалой Мооса.
Практическое задание:
Учитель показывает образец гранита. У ребят на партах также находятся образцы гранита. Учитель предлагает всем вместе рассмотреть данный образец и описать его свойства. Результаты описания учащиеся записывают в таблице № 1.



Таблица
Свойства горных пород
Название
Цвет
Структура
Твердость
Вес
Происхождение

Гранит
Розовый (серый)
зернистая
твердый
тяжелый
Магматическая
















Учитель: гранит является самой распространенной глубинной магматической породой. Название породы происходит от латинского слова granum – зерно. По внешнему виду граниты очень разнообразны. Они обладают высокой прочностью и стойкостью к разрушению. Хорошо полируются.
Из каких минералов состоит гранит?
Учащиеся: отвечают, что гранит состоит из шпата, слюды, кварца.
Практическая работа: Работа по описанию горных пород проходит в группах. У учащихся на партах лежат образцы горных пород. Учащиеся совместно в группе составляют описание 2-х горных пород. Результаты записывают в таблице № 1.
После выполнения работы учащиеся зачитывают по тетради результат своей работы. Учитель делает исправления, необходимые комментарии. Одновременно с этим на экране демонстрируются слайды, на которых показано практическое использование горных пород.
Учитель: Изучая горные породы, вы увидели, что все они разные. Почему?
После заполнения и проверки таблицы № 1 учащиеся под руководством учителя делают вывод о связи свойств горных пород и их происхождения.
Эвристическое задание: «Человечек из горной породы». Представьте, что горная порода (любая из тех которую вы описали) вдруг превратилась в человечка, которого нужно нарисовать, отразив в рисунке все ощущения, полученные вами при ее изучении.
Примечание. В процессе взаимодействия с горной породой у ребят теряется противопоставленность их внутреннего мира миру природу. Появляется чувство гармонии, поэтому ученики выполняют это задание с большим удовольствием. Оно поглощает всю их личность. Именно в этих простых рисунках отображается столкновение детской фантазии с незыблемыми законами природы. Это уже не просто изображение горной породы, а воссоздание ее образа, который переносят на бумагу. Данное задание доступно не только сильным, но и слабоуспевающим ученикам.
Учитель: Как вы думаете, давно ли человек начал использовать горные породы и минералы? Вы каждый день употребляете в пищу поваренную соль. А знаете ли вы, что человеку в год необходимо употреблять 10 кг соли. Еще в древности люди говорили, что «без соли стол кривой». Поэтому Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью.
В разных странах гипс использовали по-разному. Для индейцев гипс являлся хорошим удобрением. В настоящее время гипс используют чаще всего в медицине при лечении переломов.
Практическое задание в группах: Посмотрите вокруг себя, на окружающие вас предметы. Используя данные о свойствах горных пород, которые вы описали в таблице, нарисуйте на 1/2 листе ватмана цветными карандашами примеры использования горных пород человеком (не менее 3-х примеров). Объясните, с каким свойством горной породы связана его практическая значимость для человека. (Во время выполнения творческого задания звучит музыка симфонического оркестра).
Учащиеся поработав в группах выходят к доске (по одному от каждой группы) и объясняют, что они изобразили. Обсуждение работ, дополнения, замечания.
III. Закрепление изученного материла.
Закрепление изученного материла проводится по вопросам, которые демонстрируются на экране и загадкам.
Учитель: Итак, подошло к концу наше путешествие в мир камня. Закончить урок я хочу словами А.Твардовского:
В природе шагу не ступить,
Чтоб тотчас, так ли сяк,
Ей чем-нибудь не заплатить
За этот самый шаг
Рефлексия.
Какой этап урока вам больше всего понравился? Как изменилось ваше настроение?
Учащиеся заполняют цветовой дневник настроения на ватмане (где выполняли творческое задание), по которому учитель может сделать вывод об изменении настроения шестиклассников к концу урока.


ПАМЯТКА ЮНОГО ГЕОЛОГА

Описание свойств горных пород

Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.
Структура:
зернистая (видны зерна минералов)
плотные зерна минералов не различимы
землистая (порода оставляет след на руках)
Твердость:
твердая
средней твердости
мягкая
хрупкая
Вес:
тяжелая
средней тяжести
легкая
Происхождение (см. учебник §17):
магматическая
осадочная
метаморфическая







Свойства горных пород (таблица).
Название
Цвет
Структура
Твердость
Вес
Происхождение
































Последовательность выполнения проекта
Этапы
Деятельность учащихся
Деятельность педагога

1. Постановка проблемы
Уточняют информацию. Решают загадку. Обсуждают задание.
Ставит перед учащимся проблему разнообразия на Земле горных пород и их практической значимости для человека. Мотивирует учащихся.

2. Выдвижение гипотез
Учащиеся работают в группе, выдвигают гипотезу, основанную на том, что, чтобы определить практическую значимость горных пород для человека, необходимо изучить их свойства, определить происхождение.
Помогает учащимся в выдвижении решения поставленной проблемы.

3. Планирование деятельности
Учащиеся работают с текстом учебника §17, изучают теоретический материал, делают записи в тетради.
Направляет, консультирует.

4. Сбор и структурирование информации
Выполняют практическое задание по описанию образца гранита.
Работа в группах по описанию образцов горных пород, заполнение таблицы в тетради.
Творческое задание «Человечек из горной породы»
Помогает учащимся правильно составить описание гранита.
Наблюдает, консультирует.

5. Изготовление продукта, оформление
На 1/2 листа ватмана выполняют под музыку творческое задание.
Наблюдает, консультирует.

6. Защита работы
Объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта.
Участие в коллективной оценке результата проекта.
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

7. Самооценка
Рефлексия
Задает вопросы для рефлексии.










13PAGE 15


13PAGE 14115




15