Конспект урока по географии 5 класс «Горные породы и минералы»


Учитель географии МАОУ «Русская гимназия» Маджева Вера Владимировна.
Конспект открытого урока в 5 классе ( ФГОС ) по теме:
«Горные породы, минералы».
Тип : урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная и в парах
Оборудование и дидактические материалы: доска, проектор, ноутбук, на партах листы «План описания горных пород», коллекция горных пород и минералов
Цель: Формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании.
Формирование УУД:
Познавательные: умение работать с текстом, ставить цели, отвечать на вопросы, использовать уже изученный материал при выполнении практической работы
Регулятивные: постановка личностных целей, технология оценивания, действия по плану, оценивание полученных результатов
Коммуникативные: выполнение практической работы
Технологическая карта урока
Этапы урока Действия учителя Действия ученика Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты
Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку Формирование ответственного отношения к учению Владение элементарными практическими умениями Владение основами самоконтроля, умение организовывать свою деятельность
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний Опрос у доски ученика (слайд №1)
Учитель:
Что такое земная кора?
Как геологи изучают внутреннее строение Земли?
Почему в недрах земли температура с глубиной возрастает?
Класс работает по карточкам Отвечает устно на вопросы.
Остальные учащиеся работают индивидуально по карточкам (приложение 1) Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию Владение географическими знаниями Владение основами самооценки, способность к самостоятельному приобретению новых знаний
Учитель формирует проблему. Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос:
- Ребята на столах у вас коллекция горных пород и минералов. Рассмотрите их.
- Как вы думаете, почему горных пород так много, одни твёрдые, другие жидкие, есть и газообразные?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Хорошо, а что такое минералы, почему их нет в названии темы?
(слайд №2)
Да, минералов в природе очень много, есть самостоятельные (кварц), другие входят в состав горных пород (гранит). (слайды №№3,4)
Записываем тему. "Горные породы и минералы" Учащиеся вместе с учителем по учебнику на стр.78-80 работают с текстом и рисунками. Рассматривают коллекции.
Предполагаемые ответы учеников:
Породы образуются в разных условиях.
За много лет они разрушаются.
Выветриваются.
Предполагаемые ответы учеников:
Горные породы.
Образование горных пород.
Что такое горные породы.
Значит горные породы состоят из минералов?
Записывают в тетради тему урока. Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию, умения работать с разными источниками географической информации Владение географическими знаниями Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, применять знания в жизни.
Актуализация знаний - Как вы думаете, ребята, почему породы названы горными?
- Где еще можно встретить горные породы?
Сколько минералов может входить в состав горных пород?
Учащиеся предлагают варианты ответов.
А вот вода– это тоже природный минерал.
Разве вода только в горах (проблема)?
- Чтобы более точно ответить на эти вопросы, знакомимся с текстом учебника на стр.77 Учащиеся читают текст учебника, предлагают ответы на заданные вопросы.
Предполагаемые ответы:
Залегают в горах.
2. И на равнинах
Формирование мотивации к обучению и познанию Формирование умения работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
Введение новых знаний
Новое понятие Учитель обращается к учащимся:
- Ребята вы рассмотрели коллекции горных пород, что вы заметили?
( слайд№5)
Рассказ учителя: " Магматические горные породы образуются при охлаждении огненной жидкой магмы. Обычно магма медленно поднимается по разломам, застывая на разной глубине. Так образуются магматические глубинные горные породы, они состоят из мелких и крупных кристаллов. Найдите их в коллекции.
Другие магматические породы изливаются на поверхность и называются излившиеся. Породы эти лёгкие и пористые. найдите их в коллекции.
Переходим к следующей группе пород осадочным. (слайд №6) Как вы думаете, почему они так называются (проблема)?
А где они оседают?
Правильно. Одни состоят из останков животных и растений. Многие из них мягкие, рыхлые, видны отпечатки ствола и листьев растений, некоторые содержат корни, их называют органическими. Найдите их в коллекции.
Под воздействием силы тяжести, потоков воды, ледников и ветра обломки горных пород переносятся на большие расстояния, сортируются, измельчаются и осаждаются на суше или на дне водоёма, их называют обломочными.
Найдите их в коллекции.
Есть минералы, которые остаются на дне водоёмов после испарения воды, их называют химические осадочные породы.
Найдите их в коллекции.
Нарисуйте в тетради схему "Осадочные горные породы", на какие группы они делятся.
Какие "круговороты" в природе вы знаете?
Обратимся к схеме в учебнике стр.80, как называется схема?
Происходит ли что-нибудь с горными породами на Земле за миллионы лет (проблема)?
Приглашает учеников по очереди к доске, правильно расставить процессы круговорота горных пород (заранее процессы распечатаны)
В результате круговорота веществ в природе породы изменяются. Эта группа горных пород называется метаморфические "превращенные", т.е.видоизменённыё.
Учитель предлагает учащимся найти в тексте учебника на стр.79, в результате чего происходит превращение.
Найдите самые твёрдые породы в вашей коллекции.
(слайд №8) Учащиеся ещё раз рассматривают коллекцию горных пород и минералов, знакомятся со слайдом "Магматические породы"
Заполняют схему в тетради (слайд №5).
Предполагаемые ответы учеников:
Зти породы где-то "оседают".
"накапливаются"
на поверхности Земли
на дне водоёмов
Ученики находят каменный уголь, торф и сланцы.
Ученики находят песок, гравий, гальку.
Ученики находят поваренную соль, гипс.
(слайд №5)
Круговорот воды в природе.
Круговорот веществ в природе.
Ученики изучают схему и правильно распределяют процессы.
Ученикам раздаются листы с надписями:
РАЗРУШЕНИЕ
ПЕРЕНОС
НАКОПЛЕНИЕ
УПЛОТНЕНИЕ
НАГРЕВАНИЕ
ПЛАВЛЕНИЕ
ОСТЫВАНИЕ
ЗАТВЕРДЕВАНИЕ
(слайд №7)
Ученик зачитывает текст: "Под воздействием высоких температур и давления породы изменяют свойства, становятся твёрдыми"
Ученики находят мрамор, гнейс. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной и и учебно-исследовательской деятельности. Умение работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни Умение взаимодействовать
С людьми, работать в коллективе, представлять себя, вести дискуссию.
Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности Итак , ребята, давайте послушаем отчет о разных видах горных пород. Учащиеся представляют устный отчет о том, что нового они узнали из текста учебника, делают выводы. Взаимоконтроль– учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения практической работы. Овладение географическими знаниями, умениями и навыками, применение их в различных жизненных ситуациях Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний, умение управлять своей познавательной деятельностью
Обобщение и систематизация знаний Рассмотрим результат нашего урока в схеме. ((слайд №9) «Горные породы и минералы»).
Учащиеся отвечают на вопросы, обобщая и закрепляя полученные знания по новой теме Овладение географическими знаниями, умениями и навыками, применение их в различных жизненных ситуациях Умение вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями географической среды Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок
Учитель предлагает закончить мысль:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я был удивлен…
Сегодня на уроке я открыл для себя…
Сегодня на уроке я пришел к выводу…
Сегодня на уроке я не понял…
Обсуждение и выставление оценок Учащиеся пытаются сформулировать окончания предложений и выполняют творческое задание. Затем обсуждают допущенные ошибки и свои оценки за урок Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию Владение основами географических знаний Умение оценивать свои поступки и поступки других людей
Определение и разъяснение домашнего задания Учитель комментирует Д.З.:
§ 14. Ответить на вопросы 1-6 на стр. 81. Знать значение ключевых слов и выражений. Учащиеся записывают Д.З. Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию Умение работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знания в повседневной жизни Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

Приложение №1