План урока самопознания на тему В ладу с самим собой (10 класс)


План урока самопознания
Школа: КСШ №3»
Тема: В ладу с самим собой
Ценность: внутренний покой
Качества___ уверенность в себе; самообладание; уважение к себе; скромность; внутренняя гармония; совесть
Педагог Кудашева Т.В.
Класс 10 Кол-во уч-ся 9
Цель: раскрыть важность ценности внутреннего мира, веры в себя и умение управлять своими чувствами.
Задачи:
- углубление представлений учащихся о совести через чувства и поступки людей
-развитие потребности в обретении внутренней гармонии.
-воспитание уважительного отношения к себе и окружающим.
Ресурсы: лирическая музыка,
слайды, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры.
текст в учебнике на с. 32-34
Ход урока
Орг. момент. Позитивный настрой.
Ребята, сегодня на уроке мы постараемся заглянуть в себя, послушать свое сердце.
Концентрация на дыхании.
Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.
Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза…, спинки прямо…, руки можно положить на колени…
Вдо-о-ох…, вы-ы-ыдох… (9-10 раз, медленно)
музыка
Проверка домашнего задания
Ребята, дома, вы должны были прочитать текст « Сказка о волшебнике». Ответьте на вопросы:
О каком человеке говорится в сказке?
Что он умел делать?
Какой совет дает Волшебник всем людям?
Как вы думаете, вы умеете слушать и чувствовать ритм природы, себя, свое сердце?
Как можно назвать по-другому таких людей как этот Волшебник?
Правильно, волшебника можно назвать – Творцом. Каждый из нас может стать творцом, если будет жить в ладу с самим собой и с людьми, слушать биение своего сердца, ритм дыхания. Стр.29 учебника
Позитивное высказывание ( цитата)
Наше душевное спокойствие и радость бытия зависят не от того, где мы находимся, что мы имеем или какое положение в обществе занимаем, а исключительно от нашего умонастроения. Дейл Карнеги
Никто не может побеспокоить другого – только мы сами лишаем себя спокойствия. Ирвин Ялом.
Тот, кто владеет собой, владеет миром. Галифакс Джордж СэвилСлайд
Рассказывание истории ( беседа)
Притча о внутреннем покое.
Устав от шумного и беспокойного города, где всё отвлекало от медитации и самосозерцания, человек решил найти тихое спокойное место. Он пришёл в лес, где не было ни единого человека, но не смог сосредоточиться, потому что ему мешало стрекотание кузнечиков. Он углубился дальше в лес, но там очень громко пели птицы, отвлекая его от контакта с внутренним «я». В поисках тишины, человек залез в пещеру, там было очень тихо, но звуки капающей воды его раздражали.
 Тогда он построил себе маленький коттедж со звукоизоляцией, запер все окна и двери, но в полной тишине всё громче и громче слышалось «тик-так, тик-так…». Тогда он сорвал часы с руки и разбил их о стену. Сел, успокоился, глубоко вздохнул, довольный, что вот сейчас-то, наконец, будет тихо, но… «Тук-тук, тук-тук…», — стучало его сердце в груди всё громче и громче…Вопросы:
Что искал человек в этой жизни?
Почему человеку все время что-то мешало и раздражало?
Что он услышал в конце рассказа?
Скажите. с вами происходила подобная история?
Какой выход вы для себя находили?
Вывод: Все проблемы, как и их решения, находятся не где-то снаружи, а внутри нас самих. Нет смысла искать хорошее там, где нас нет, есть смысл учиться находить хорошее там, где мы есть… Слайд
Творческая деятельность, групповая работа
( на задание дается 15 мин.)
1.Чтение текста «Цветы души»
2. Нарисуйте на белых листах чувства-цветы, которые есть у вас в душе и подарите эти цветы своим близким и родным. Это могут быть разные цветы: у одних роскошная роза, у других – изысканные гиацинты, у третьих – нежные незабудки или артистичная сирень. ( заранее раздаются белые листы в форме сердца. ) В конце задания выставляются все работы на доске. 6. Групповое пение
Проснись и Пой
Этот закон давно известенНе интересен мир без песен.Но если даже дождь идет с утра,Надо, чтоб люди точно зналиНет оснований для печалиЗавтра все будет лучше, чем вчера.Проснись и пой, проснись и пойПопробуй в жизни хоть разНе выпускать улыбку из открытых глаз.Пускай капризен успех,Он выбирает из тех,Кто может первый посмеяться над собой.Пой, засыпая,Пой во сне,Проснись и пой!Все позабыть, что миновало,Все, что упало, то пропалоВсе, что ушлоОбратно не вернешьТолько туда, и нет - обратноТо что сейчас невероятноЗавтра наверняка произойдетПроснись и пой, проснись и пойПопробуй в жизни хоть разНе выпускать улыбку из открытых глаз.Пускай капризен успех,Он выбирает из тех,Кто может первый посмеяться над собой.Пой, засыпая,Пой во сне,Проснись и пой!Часто от взрослых слышат дети,Что измельчало все на свете:Люди, дожди, и все, что ни возьмешь.Видно забыли, что вначале,Деды о том же им ворчали,А между тем, все так же мир хорош!Проснись и пой, проснись и пойПопробуй в жизни хоть разНе выпускать улыбку из открытых глаз.Пускай капризен успех,Он выбирает из тех,Кто может первый посмеяться над собой.Пой, засыпая,Пой во сне,Проснись и пой! Аудиозапись песни
7.Домашнее задание
Стр.22 тетради
Представьте, что вам нужно обьяснить наглядно, что значит быть в ладу с самим собой. Разработайте рисунок. Отразите в нем взаимосвязь условий, необходимых человеку для обретения внутренней гармонии.
8. Заключительная минутка урока
Ребята! Сегодня мы провели интересный урок самопознания. Давайте зажжем свечи и несколько минут посидим в тишине. Подумаем, поразмышляем о самом важном и главном – о внутреннем мире человека. Затем понаблюдаем, как будут гореть наши свечи.
От свечи учителя дети по кругу зажигают свои свечи, поднося их друг к другу. Когда зажжется последняя свеча, учитель просит ребят посмотреть на огонек свечи и рассказать о своих впечатлениях.
– Дети, я хочу поблагодарить вас за вашу искренность. Каждый подарил мне и друг другу свои добрые мысли и чувства.
В народе бытует легенда, что огонь очищает мысли и чувства человека, принося в сердце мир, покой, добро, гармонию. Я желаю вам, мои дорогие и любимые ученики, чтобы вы в своей жизни всегда поддерживали своих близких и родных, помогали знакомым и незнакомым людям, зажигая в их сердцах искры Любви, Добра и Мира. Лирическая музыка