УРОК САМОПОЗНАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССОВ В ЛАДУ С САМИМ СОБОЙ


План урока самопознания
Средняя школа № 8
г. СтепногорскУчитель самопознания: Канаева Е.В.
Категория: 2
Дата: 2.10.2015
Класс: 10 – «А»
урок № 5
Количество учащихся: 13
Тема: «В ладу с самим собой»
Ценность: «ИСТИНА»
Качества: Поиск истины в самом себе, самоанализ, единство мысли, слова и дела, искренность, скромность, вера в себя, ответственность.
Цель Расширить и углубить представления учащихся о понятиях «совесть», «интуиция»,
Мотивировать на их формирование и развитие
Задачи
Содействовать поиску гармонии в отношениях с самим собой и окружающими, значимости процесса самопознания, формированию навыков самоанализа и объективности, умению отстаивать собственную точку зрения, как в индивидуальном, так и совместном поиске решений, ориентируясь, на личный опыт и мнение, а также, опыт и мнения одноклассников
Минута тишины И по традиции, мы с вами начинаем наш урок с минутки тишины…
«СВЕТ»
Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо.
Руки и ноги не скрещивайте.
Для удобства, их можно положить на колени или на стол перед собой.
Расслабьтесь. Закройте пожалуйста глаза.Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в самую середину груди, где находится бутон цветка. Под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный, свежий, чистый цветок, омывая собой каждую мысль, рождающуюся в вашей голове, каждое ваше чувство, рождающееся в вашем сердце, каждую вашу эмоцию, каждое ваше желание.
Представьте, что свет начинает все больше распространяться по вашему телу, становясь все ярче и ярче.
Ваши руки наполняются светом, совершая лишь добрые, лишь хорошие действия, помогая всем и во всем.
Свет постепенно опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и ведут вас к совершению лишь добрых, благородных дел.
Свет поднимается к вашему рту, языку, ушам.
Ваши речи, становятся правдивы и благозвучны, а уши слышат лишь хорошие благостные слова и прекрасные звуки.
Постепенно свет достигает глаз, от чего глаза смотрят лишь на хорошее и видят во всем только хорошее. Вся голова наполнена светом, и в голове только добрые, только хорошие, только светлые мысли.
Свет становиться ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты.
Пусть свет наполнит их сердца, распространяясь повсюду.
Посылайте свет во все уголки вселенной.
Мысленно скажите: «Я в Свете.. Свет внутри меня.. Я есть свет».
Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…
Теперь поместите Свет снова в ваше сердце.
Вся Вселенная, наполненная Светом добра, мира и гармонии находится в вашем сердце.
Сохраните ее в себе.
Медленно открываем глаза.
Спасибо.
Обсуждение:
- Поделитесь своими чувствами…
- Что произошло с вашим внутренним состоянием?
- Как оно изменилось?
- Чем данное упражнение была вам полезно?
Орг. Момент. Ход урока:
Здравствуйте ребята. Рада вас приветствовать на очередном уроке самопознания.
Тема нашего сегодняшнего урока «В ладу с самим собой».
Перед вами, уже известные вам общечеловеческие ценности, через которые мы раскрываем ту или иную тему наших с вами уроков.
Этих ценностей - пять…
Перечислите пожалуйста их…
В раскрытии нашей сегодняшней темы, нам с вами поможет ценность – «Истина», в основе которой лежит самоанализ, поиск истины в самом себе, а также другие необходимые, каждому из нас качества.
И главный вопрос, с которого, пожалуй, мне бы хотелось начать нашу работу – следующий:
- Как вы понимаете саму фразу «В ладу с собой»?
- Что дает человеку тот самый «Лад с самим собой»?

Сегодня объектами наших размышлений станут такие понятия, как:
СОВЕСТЬ, ИНТУИЦИЯ.
- Почему, именно но о них сегодня пойдет речь?
- Почему, на ваш взгляд, понятия «совесть» и «интуиция», объединены в единую тему?
Проверка домашнего задания Каждый из вас, безусловно, имеет первичные представления об этих феноменах, прежде всего, основанных на личном опыте.
Но тем не менее…
Мы знаем, что знаний никогда не бывает много, они не бывают лишними, бесполезными.
На дом, вам было дано задание, более подробно раскрыть значение понятий «СОВЕСТЬ» и «ИНТУИЦИЯ»
Итак, давайте посмотрим, что же интересного вы нашли о них…?
Начнем с совести…
- С чем обычно сравнивают совесть?
Советы совести, зачастую, бывают выше наших желаний, однако именно сама жизнь подтверждает их правоту и значимость…
- К чему приводит нежелание прислушиваться к «нашему второму – Я»? (рассуждение…)
Продолжите мысль:
«Если человек живет в ладу со своей совестью, то…»
- Дайте своими словами определение понятию «совесть»? (своими словами…)
- Каким образом вы чувствуете совесть в себе?
- Почему совесть играет определяющую роль в достижении человеком гармоний с самим собой?
Обобщение и выводы:
ИНТУИЦИЯ -
- Что вам известно об этом понятии?
- Раскройте его суть…
Люди, обладающие интуитивным чутьем, всегда были и будут, во все времена.
- Что отличает человека с развитой интуицией?
- Какие преимущества она дает человеку?
- Давайте подумаем, чем может быть полезна интуиция в человеческих отношениях?
- Почему считается, что интуиция вещь капризная? …
- Что происходит с ней, если она чувствует, что ей уделяют не достаточно внимания? (рассуждения…)
- А всегда ли верно интуитивное чутье? (приведите примеры из жизни………)
- Доверяете ли вы интуиции?
- Случались ли в вашей жизни ситуации, когда ваше интуитивное чутье, вас не подводило?
- На сколько они часты?
- Как это вас характеризует?
Обобщение и вывод:
Человек, развивший в себе интуитивное чутье, никогда не откажется от такой удивительной способности…
Он привыкает к ней и постепенно начинает доверять…
И чем чаще человек полагается на свою интуицию, тем больше начинает осознавать ее великую силу.
Анализ цитат Сегодня у нас с вами два эпиграфа.
«Думать необходимо так, будто всякий может видеть то, что делается в твоей душе..» Люций Сенека (римский философ)
Анализ:
- К чему призывает автор данного афоризма? (комментарии…)
Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеями.  
Иммануил Кант
- Как вы понимаете ее суть? (комментарии…)
Обобщение и выводы:
Рассказывание истории (беседа) ПРЕДИСЛОВИЕ:Наши уроки – это уроки добра, уроки жизни, уроки мудрости…
И сейчас, наступает, самый, пожалуй, философский этап нашего урока…
знакомство с притчей.
Мы с вами знаем, что притча – это маленький кусочек мудрости, в котором заложен огромный философский смысл…
Наша задача, слушая притчу, попытаться найти в ней всю, имеющуюся в ней мудрость.
Притча «САМАЯ МЯГКАЯ ПОДУШКА»
Чем меньше времени оставалось до ночи, тем чаще вздыхал богач и тем тоскливее становился его взгляд…
Вот уже третий год жадного богача мучила бессонница.
Врачи прописывали ему таблетки, массаж, теплые солевые ванны.Всё было бесполезно.
Богач сменил множество диванов, кроватей, но ничего ему не помогало.Старый слуга, видя мучения хозяина, сказал однажды:– Я знаю что делать! Вам надо вам найти такого человека, у которого хороший сон и купить у него подушку, на которой он спит. Может тогда и к вам сон вернется.– Так сделай это для меня…
- Иди и найди мне такую подушку, – обрадовался богач.
Но задача оказалась далеко не проста…
Как выяснилось, все знакомые и друзья богача, также, как и он сам, имели проблемы со сном.
Но слуга вдруг вспомнил, что в его родной деревне люди всегда спали крепко и сладко, и он незамедлительно направился туда.
Приехал он в деревню в воскресный день, рано утром.
Идет по улице и слышит, как из старого покосившегося дома доносится громкий размеренный храп.
Долго барабанил он в дверь.
Наконец на крыльцо вылез заспанный мужичонка…– Что ж ты, бессовестный, в воскресный день поспать человеку не даёшь?
– А ты бессонницей не страдаешь? – спросил слуга.– Не говори глупостей…– рассердился мужик.
- Иди лучше своей дорогой!– Мил человек, продай мне свою подушку.
Я дорого заплачу тебе за нее. Может, она моему хозяину поможет уснуть, а то он совсем от бессонницы измучился, – попросил слуга.На что тот лишь усмехнулся….
Учащиеся домысливают окончание притчи…
- Предположите, каким мог бы быть ответ бедняка слуге богача?
Окончание притчи:
– Да у меня, то и подушки-то нет. Я и без нее крепко сплю.
Но слышал, что САМАЯ МЯГКАЯ ПОДУШКА – ЭТО ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ.
Пусть твой хозяин ее испробует.
Анализ:
- В чем заключается основной смысл притчи?
- Проведите параллель с реальной жизнью.
- Можно ли утверждать, что эта притча актуальна и сегодня?
- Придумайте свое философское название этой притче…
Обсуждение: (поделитесь своими мыслями…)
ИНТУИЦИЯ Обобщение и выводы:

Творческая деятельностьНу, а сейчас, мы с вами поработаем творчески…
И сегодня, впрочем, как и всегда, для вас я приготовила интересное задание…
Упражнение «Собери пословицу» (работа в тройках)
Установка к работе:
Необходимо собрать пословицы по смысловому их содержанию, выбрать для себя пару, наиболее понравившихся пословиц и объяснить их смысл…
Совесть без зубов, можно писать повесть
Душа христианская совести не замена
Добрая совесть — есть и совесть.
Злая совесть стоит палача
Волосом сед, глаз божий
Стыд под каблук дырявое решето
Соблазн велик — да совесть-то цыганская.
Перинка а загрызет.
Есть слезы — а свою погубит
Богатый совести не купит а совести нет.
Про его совесть да совести нет.
Платье черненько и совесть молчит.
И в семьдесят лет да совесть беленька.
У него совесть совесть под подушку
Самопроверка и анализ:
Совесть без зубов, а загрызет.
Добрая совесть — глаз божий.
Душа христианская, да совесть цыганская.
Перинка совести не замена.
Злая совесть стоит палача.
Волосом сед, а совести нет.
Соблазн велик — и совесть молчит.
Рожа крива, да совесть пряма
Есть слезы — есть и совесть.
Про его совесть можно писать повесть.
И в семьдесят лет, да совести нет.
Богатый совести не купит, а свою погубит
Платье черненько, да совесть беленька.
Стыд под каблук, а совесть под подушку
У него совесть — дырявое решето.
Обобщение и выводы:
Групповое пение Ну, что ж...
Наступает, пожалуй, самый позитивный момент нашего урока…
Я предлагаю нам с вами спеть, уже полюбившуюся нами всеми песню.
- Напомните пожалуйста ее название?
МИР, КОТОРЫЙ НУЖЕН МНЕ!
I куплет:Я рисую на окне мир почти такой как нашЯ рисую на окне акварелью и гуашьКраски яркие возьму и закрашу серый цветНарисую ту страну где для слез причины нетГде улыбки каждый день где почти всегда веснаГде у всех, у всех людей очень добрые глазаКто-то ищет целый век где же счастье вот оноЗдравствуй добрый человек посмотри в моё окноПрипев:Ты посмотри на моём окнеЯ рисую этот мирГде не зла, не горя нетТы посмотри будет этот мирГде добро всегда царитМир который нужен мнеII куплет:Я рисую новый мир пусть моя не сохнет кистьЯ рисую новый мир, эй, прохожий обернисьЕсли что-то ты хотел в этой жизни изменитьНарисуй в своем окне мир каким он должен быть.И я верю что когда каждый кисть свою возьметС наших окон доброта в настоящий мир войдетИ наступит долгий век без обид и слёз в глазахГде ты добрый человек,
это все в твоих рукахПрипев (тот же)III куплет:Краски яркие возьмуи закрашу серый цветНарисую ту странуГде для слез причины нетПрипев (тот же 2 раза)
Обсуждение:
- Что вы чувствуете?
- Как изменилось ваше настроение?
- Какое отношение эта песня имеет к теме нашего сегодняшнего урока?
Обобщение и выводы
Домашнее задание Ну, что ж ребята…
Кто как не мы сами, лучше всего знаем собственные возможности.
Убедиться в том, обладаете ли вы интуицией, доверяете ли вы ей, и каков в вас ее уровень, поможет предложенный вам тест, на вопросы которого вы ответите дома, самостоятельно.
А результаты этого теста, равно как и ваши личные впечатления о нем, мы с вами обсудим на следующем уроке.
Тест: «ИНТУИЦИЯ»
1. Любимый человек перенёс встречу с вами, а его оправдания кажутся обманом.
Как вы это почувствуете?
А Ложь выдают жесты, частая жестикуляция, касания рукой носа, рта и т. п2
Б Чувствую сердцем 3
В Речь сбивчива и запутана 1
2. Случалось ли вам за несколько секунд понять, что телефон вот-вот зазвонит, или заранее знать, кто вам звонит, ещё не взяв телефон в руки?
А Почти всегда знаю, кто мне звонит, даже не посмотрев на телефон 3
Б Нет, я никогда не угадываю звонившего 1
В Иногда я могу предчувствовать, что телефон зазвонит, но знать заранее — кто, я не могу 2

3. Бывало ли так, что вы, не отдавая себе в этом отчёта, продолжали фразу за другого человека?
А Да, мне всегда удаётся предугадать то, что хочет сказать оппонент 3
Б Иногда я правильно угадываю конец предложения 2
В Нет, я не перебиваю говорящего, пока он не закончит свою мысль 1
4. Вы ходили на свидание. Подруга(друг) просит описать человека с кем вы встречались. Как вы это сделаете?

А Расскажу, что он говорил, делал, ничего не придумывая 2
Б Опишу его внешность: цвет глаз и волос, рост 1
В Я, прежде всего, расскажу, каким мне показался его характер, ориентируясь на свои чувства 3
5. Вас попросили объяснить какое-то незнакомое понятие. Как вы это сделаете?
А Не стану объяснять, просто покажу в словаре 1
Б Объясню всё подробно, как я это понимаю 2
В Буду задавать наводящие вопросы так, чтобы человек сам догадался о значении слова 3
6. Представьте, что вы попали в новый коллектив.
Как определите, кто в этом коллективе неформальный лидер?
А Лидер будет сидеть на самом удобном месте 3
Б Обычно лидера все слушают и не перебивают 2
В Лидер всегда ведёт себя раскованно 1
7. Часто ли вы пугаетесь, когда кто-то неожиданно подходит к вам со спины?
А Да, меня легко напугать подобным образом 1
Б Часто я спиной ощущаю, что кто-то вошёл, и сразу оборачиваюсь 3
В Бывает, но редко. Если я увлечена, то не замечу вошедшего 2
8. Бывает ли в вашей жизни так, что все близкие советуют вам поступить одним образом, а вы делаете по-своему и оказываетесь правы?
А Да, я всегда принимаю решения, основываясь на своих чувствах 3
Б Я прислушаюсь к совету близких 2
В Однажды, приняв такое решение, я серьёзно ошиблась, и теперь стараюсь слушать советы 1
9. В комнате вы «потеряли» ключи. Как быстро вы их найдёте?
А Быстро, иногда в неожиданных местах 3
Б Нет, я никогда не теряю нужных вещей, потому что всегда могу сказать, где они 1
В Ищу долго, даже если лежат на видном месте 2
10. Чутко ли вы спите?
А Я очень чутко сплю и могу проснуться от любого шороха 2
Б Вообще я крепко сплю, но иногда просыпаюсь даже из-за слабого звука 3
В У меня очень крепкий сон, поэтому меня трудно разбудить 1
Результаты теста:
от 21 до 30 баллов
Следует учитывать, что интуиция — ваше подсознание, которое улавливает многие вещи раньше разума. Вы обладаете хорошей интуицией и обычно не анализируете ситуацию, а просто «знаете», как нужно поступить, и это существенная поддержка для вас в жизни.
Однако только на интуицию полагаться нельзя, она может ошибаться: вы почувствовали одно, но вдруг резко изменилась ситуация, а ваша интуиция за ней не успела, и вы совершили ошибку.
Поэтому полезно составлять длительные планы, периодически задавать подсознанию волнующие вопросы, записывать, что к чему в итоге привело. И вы увидите, насколько точны ваши ощущения.
от 11 до 20 баллов Вы человек, обладающий хорошими интуитивными способностями, но при этом в них не верите, поскольку любую ситуацию пытаетесь осмыслить с позиции логики и холодных фактов.
И даже если интуиция будет просто «вопить» в уши, что вы делаете ошибку, вы постараетесь её не услышать. Например, поверите, что любимый вам изменил, даже если сердце будет говорить иное.
Чтобы ваша интуиция проявилась в полной мере, нужно абстрагироваться от потока мыслей, отсечь логику, сконцентрировавшись только на внутренних ощущениях. Интуитивные ответы можно получить, не задавая вопросы, а утверждая что-либо.
есть вместо вопроса: «Делать ли мне это?» лучше произнести утверждение: «Мне нужно сделать это».
Любое утверждение, не соответствующее истинному интуитивному знанию, будет давать яркое ощущение внутреннего сопротивления и негатива, что, соответственно, сразу укажет на его ложность.
до 10 баллов Ваша интуиция пока по каким-то причинам «спит». В сложной ситуации вы вынуждены опираться на факты или мнение окружающих, что повышает риск ошибок. Однако вы можете получать интуитивные ответы из внешней среды. Для этого нужно задать вопрос и «отпустить» его — ответ придёт сам собой, и вы непременно его узнаете, к примеру позвонит друг с необходимой информацией, попадётся статья из журнала — знаки самые разнообразные. Но параллельно вам надо пытаться развивать интуицию, учиться настраиваться на саму(мого) себя. Чем внимательнее вы будете относиться к собственным ощущениям, тем быстрее наступит такое состояние, при котором задавать вопросы уже не потребуется — ответы будут приходить сами.
Заключительный этап урока Подходит к концу наш сегодняшний урок, по изучению темы «В ладу с самим собой»

- Через призму какой духовно-нравственной ценности, мы с вами раскрывали его?
- Какие качества мы с вами постарались воспитать, благодаря истине?
- В чем их польза и значимость для человека?
Обобщение и выводы:
Меня искренне порадовало ваше внимание и заинтересованность в изучении данной темы.
Я благодарю всех за активность и жду вас ровно через неделю, для того, чтобы продолжить нашу работу.
СПАСИБО ЗА УРОК! (дети хором)