«Моделирование упражнений для начинающих обучение игре на фортепиано» Учебно-методическое пособие «Ансамблевое музицирование» (Художественное направление)


ГБОУ Гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга
им. П.И.Федулова
«Моделирование упражнений для начинающих обучение игре на фортепиано»
Учебно-методическое пособие
«Ансамблевое музицирование»
(Художественное направление)
Педагог дополнительного образования: Колк Ольга Николаевна
Санкт-Петербург
2015
Моделирование упражнений для начинающих обучение игре на фортепиано
Образовательная программа: «Ансамблевое музицирование» (художественное направление), фортепиано
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Тема занятия: «Моделирование упражнений для начинающих обучение игре на фортепиано»
Вид занятия: занятие – игра
Цель занятия: организация игрового аппарата. Развитие навыка чтения с листа.
Задачи:
Обучающие:
Найти новые подходы к организации игрового аппарата, используя традиционные в фортепианной педагогической практике методы.
Моделирование упражнений: ритмическое, ладовое, штриховое, графическое, жанровое.
Формировать пластичность игрового аппарата и навык исполнения упражнений в различных вариантах.
Развивающие:
Создать условия для готовности к обучению. Сформировать в учащемся позицию активного и полноправного субъекта процесса обучения.
Способствовать развитию творческого начала. Творческие задания.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к занятиям, умение работать в паре (педагог, одноклассник).
Технологическая карта занятия
Учебно – методическое обеспечение Прогнозируемый результат образовательной деятельности Форма обучения Методы обучения Деятельность
педагога Деятельность учащегося Этапы занятия Ми
нуты
Фортепиано, нотная библиотека, словарь музыкальных терминов, словарь эстетических эмоций,
рабочая тетрадь, доска, фломастеры Активная позиция ученика на всех этапах занятия
Интерес к продолжению работы над заданиями творческого характера
Закрепление навыка чтения с листа
Занятие - игра Беседа
Показ
Объяснение
Совместная работа
Творческие задания
Закрепление
Обобщение
Поощрение
Объясняет
Опрашивает
Играет
Предлагает
Поощряет
Показывает
Советуется
Обсуждает
Поправляет
Хвалит
Слушает
Отвечает на вопросы
Работает на доске
Играет
Повторяет
Говорит о трудностях
Играет по памяти
Подбирает по слуху
Выбирает, придумывает и играет
Делится впечатлениями
Читает ноты
Работает над исполнением
Делится впечатлениями
Организационный
Актуализация умений и навыков
Варианты от простых заданий к более сложнымИсполнение и его анализ
Подбор мелодии
Пауза
Моделирование упражнений
Подбор репертуара кпройденным упражнениям
Чтение нот
Исполнение пьес
Анализ исполнения
Рефлексия
Подведение итогов
1
2
5
3
5
2
7
3
5
3
3
4
2
Упражнения:
Эхо в горах
Шаги в пещере
Воробей
Шелковая лента
«Прогулка» по черным клавишам
«У кота» (песня, марш, танец)
Работа второго пальца в различных вариантах
Подкладывание первого пальца
Комплекс упражнений для 2, 3, 4 пальцев
Мажорная гамма в две руки, штрихами легато и стаккато («до» мажор)
Литература:
1.Гофман И. «Ответы на вопросы о фортепианной игре», Москва1981.
2.Цыпин Г.М.«Исполнитель и техника»; Москва «Academia» 1999.
3. «Методические рекомендации по методикам моделирования», СПб ГПУ им. А. И. Герцена- 1999год.
Музыкальный материал:
1.Геталова О. «В музыку с радостью». СПб «Композитор», 2009
2. Королькова И. «Нотная азбука для самых маленьких». Москва «Феникс», 2010
3.Калинина Г.Ф. Рабочая тетрадь «Сольфеджио» 1 год