Рабочая программа элективного курса Речевой этикет для 5 класса


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
Рабочая программа
основного общего образования
по элективному курсу «Речевой этикет»
для 5 класса
(ФГОС ООО)
Составлена
учителем русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 10
Трифановой Людмилой Владимировной

Тюмень 2015
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Речевой этикет» для 5 класса ориентирована на следующие документы: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897); авторскую примерную программу С. И. Львовой «Речевой этикет. Факультативный (элективный) курс для 7-8 классов». (Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 80 с.)
Курс адресован учащимся 5 класса МАОУ СОШ №10 г. Тюмени, ориентирован на удовлетворение познавательных интересов пятиклассников, дальнейшее совершенствование их коммуникативной компетентности и опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены в процессе изучения базового курса русского языка, но никак не является повторением пройденного. Стратегическая цель курса — научить школьников эффективному речевому поведению.
Сроки реализации программы 2015-2016 годы.
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека, его интеллекта.  Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.  Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.
Сочетание курса по русскому языку и элективного курса по выбору «Речевой этикет» даёт возможность максимально успешно сформировать функционально-грамотную личность. Реализация программы данного курса поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации и невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений, развить потребность в речевом самосовершенствовании. Кроме того, элективный курс «Речевой этикет» имеет исключительно важное воспитательное значение. Он направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека.
Цель курса состоит в том, чтобы обучить школьников правилам эффективного речевого поведения, устойчивым формулам вежливого общения с учетом конкретной речевой ситуации.
Программа элективного курса предусматривает расширение культурологической, эстетической компетенции учащихся, повышение интереса к изучению языковедческих дисциплин.
Задачи курса:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- учить грамотной, убедительной и выразительной речи;
- формулировать свои мысли, идеи, вопросы; связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности;
- воспитывать вежливого и тактичного собеседника, владеющего хорошими манерами.
Особенности организации учебного процесса.
Данная программа курса «Речевой этикет» для учащихся 5 классов МАОУ СОШ№10 обеспечивает единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
За основу взята авторская примерная программа С.И.Львовой. Выбор этой программы мотивирован тем, что она
- соответствует ФГОС основного среднего общего образования по русскому языку для общеобразовательной школы;
- способствует удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника;
- соответствует социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности,
- может быть адаптирована возрасту пятиклассников.
Занятия спланированы с учетом знаний, умений и навыков, которые сформированы у школьников в процессе приобретения жизненного опыта. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительной формы используется самостоятельная работа учащихся.
Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и другие.
Программа элективного курса по русскому языку в 5 классе, построенная с учётом интереса обучающихся на основе занимательности, развития активности и самостоятельности, укрепления связи обучения с жизнью, направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система упражнений нацелена на развитие основных видов речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать).
. Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, также обусловлены его практической направленностью. На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
Теоретическая часть направлена на расширенное изучение раздела русского языка «Речевой этикет». Знакомит с тем, что такое этикет, какое содержание несут этикетные знаки, как связаны с этикетом правила приличия, что такое вежливость как способ применения этикета. Здесь преимущественно на материале русского языка выделяются разнообразные этикетные средства, описываются особенности их использования, в отдельных случаях показывается и их история.
Практическая часть (выполнение различных упражнений, позволяющих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание основ речевого этикета, приобрести устойчивые навыки).
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Элективный курс не дублирует базовый курс. Он готовит учащихся к успешному обучению в профильной школе.

Виды и формы контроля достижения планируемых результатов.
Формы текущего контроля
Курс имеет ярко выраженную практическую направленность. Поэтому особое значение приобретают именно практические формы работы: презентация, ситуация, речевые упражнения, собеседование, оформление рисунков, плакатов, делова игра. В связи с этим большое значение придается созданию на уроке обстановки диалогового общения, и ее основой становится художественный текст, реальная ситуация из повседневной жизни ребенка или ситуация, участником которой он может стать. Школьники предлагают различные варианты ее разрешения, становясь при этом активными участниками творческого поиска, в результате чего знание не получается ими извне, а вырабатывается в процессе коллективного взаимодействия.
Формы итогового контроля
Завершением изучения элективного курса является урок-конференция, на котором пятиклассники защищают свои творческие работы.
Результатом изучения курса «Речевой этикет» является умение вести себя по правилам этикета в ситуациях делового общения.
Новизна и актуальность рабочей программы.
Актуальность элективного курса «Речевой этикет» определяется тем, что он характеризует как повседневную языковую практику, так и языковую норму. Элементы речевого этикета усваиваются настолько глубоко, что они воспринимаются «наивным» языковым сознанием как часть повседневного, естественного и закономерного поведения людей. Незнание же требований речевого этикета и, как следствие, их невыполнение (например, обращение к взрослому незнакомому человеку на Ты) воспринимается как желание оскорбить или как невоспитанность.
Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, необходимо широко распространять научные знания, культивировать лучшие национальные традиции и формы доброжелательного обхождения в современном обществе. Поэтому элективный курс для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенности его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
2. Общая характеристика предмета
Развитие культуры речевого поведения, овладение нормами национального речевого этикета — одно из важнейших требований государственного образовательного стандарта по русскому языку. Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации и невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений, развить потребность в речевом самосовершенствовании.
Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определённую коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия и др. Ученики также знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития и становления.
Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галантность, обходительность, почтительность, приветливость и др. Именно поэтому данный курс имеет исключительно важное воспитательное значение. Он направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека.
3. Описание места элективного курса в базисном учебном плане.
В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть). В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся
5 классов предложен курс по выбору «Речевой этикет».
Программный материал составлен и адаптирован с учетом индивидуального подхода в обучении в соответствии с требованиями Устава школы. По учебному плану МАОУ СОШ№10 на 2015-2016 учебный год
на изучение данного элективного курса отводится 17 часов.
4. Описание ценностных ориентиров в содержании учебного курса.
В процессе изучения курса «Речевой этикет» у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная речь- это показатель культуры человека. На занятиях элективного курса учащиеся получают представление о правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, способного соблюдать этические нормы общения.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
В результате изучения элективного курса «Речевой этикет» будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностными результатами пятиклассников, формируемыми при изучении данного курса, являются:
1. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Метапредметными результатами изучения курса «Речевой этикет» являются:
Владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
- совершенствовать и редактировать собственные тексты;
2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, обсуждениях актуальных тем;
4. Овладение национально- культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами изучения курса являются:
Овладение основными нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
6. Основное содержание курса
Тематика занятий
I.Роль речевого этикета в общении (1ч.)
Т е м а 1. Что такое этикет? Из истории русского этикета (1 ч).
Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
Общая характеристика норм речевого этикета, которые:
1) предписывают употребление этикетных знаков;
2) запрещают употребление определённых слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях.
Происхождение моральных норм, принципов, законов, роль морали в обществе и в жизни человека. Различные конкретно-исторические системы моральных ценностей и их связь с общечеловеческими ценностями.
Связь различий в правилах этикета с культурными традициями, нравами, обычаями, уходящими в далекое прошлое народов.
II. Основные формулы речевого этикета (12 ч.)
Т е м а 2. Использование этикетных формул в различных речевых ситуациях (1 ч).
Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в ходе речевого общения.
Основные виды речевых ситуаций, в которых используются устойчивые формулы речевого этикета: обращение, приветствие, прощание, просьба, пожелание, утешение, сочувствие и соболезнование, одобрение или неодобрение, приглашение, поздравление, согласие или отказ, благодарность, извинение и др. Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях.
Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, прощай и т. д.).
Т е м а 3. Этикет речи. Этикетные знаки (1 ч).
Вербальные и невербальные средства общения. Роль невербальных средств (мимики, жестов, телодвижений) в общении; их этикетная функция.
Невербальное общение в процессе ведения деловых бесед и переговоров. Значение различных видов рукопожатий. Расположение собеседников и партнеров за столами различных типов. Использование невербальных средств для повышения делового статуса. Распознание внутреннего состояния собеседников и партнеров по их жестам и позам. Тактика сигналов глазами. Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи. Межнациональные различия невербального общения
Т е м а 4. Приветствие. Прощание. (1 ч).
Роль приветствия в начальной ситуации общения. Основные единицы выражения приветствия в русском языке. Их этимология, стилистическая характеристика. Роль жеста при приветствии.  Приветствие у разных народов как отражение национально специфических особенностей жизни, быта.
Прощание как финальная реплика ситуации общения. Основные речевые единицы выражения прощания. Их соотносительность и антонимичность формулам выражения приветствия. Невербальные знаки прощания. Национально специфические особенности речевой ситуации прощания.
Т е м а 5. Вежливое обращение. Речевые дистанции и табу. (1 ч).
Речевая ситуация обращения и её разновидности (обращение к знакомому / незнакомому человеку в официальной / неофициальной обстановке и т. п.). Из истории правил этикетного обращения в России. Устаревшие этикетные формулы (Ваше Превосходительство, господин поручик, Ваше Сиятельство, сударь и т. д.). Использование в разных речевых ситуациях обращения по имени, фамилии и отчеству. Из истории русских имён, отчеств и фамилий. Варианты личного имени; употребление их в официальной и разговорной речи, в разных ситуациях общения. Правильное произношение русских отчеств. Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи.
Т е м а 6. Комплименты. Культура критики в речевом общении. (1 ч).
Виды комплимента (комплименты человеческим достоинствам, качествам, характеру, внешнему виду собеседника и др.)
Т е м а 7. Знакомство. (1 ч).
Ситуация знакомства. Национально-культурная специфика речевой ситуации знакомства. Единицы речевого этикета, устанавливающие возможность дальнейшего общения. Их выбор в зависимости от ситуации, социальных ролей говорящих. Знакомство без посредника. Знакомство через посредника. Мимика и жест, сопровождающие вербальные реплики в данной речевой ситуации.
Т е м а 8. Поздравление, пожелание. Благодарность (1 ч).
Речевые действия, благоприятные для адресата. Ситуация поздравления, пожелания. Речевые формулы поздравления и пожелания. Эмоционально-экспрессивное, стилистически повышенное, официально-деловое поздравление. Ответ на поздравление, пожелание. Поздравительная открытка. Особенности ее оформления у разных народов.
Речевые действия, благоприятные для адресата. Основные речевые единицы выражения благодарности. Эмоционально-экспрессивные, стилистически повышенные и официальные формы выражения благодарности. Ответ на благодарность
Т е м а 9. Просьба. (1 ч).
Речевая ситуация выражения просьбы. Грамматические способы выражения просьбы: глагол в форме повелительного наклонения (принеси, принесите), глагол в форме будущего времени, употребленный в вопросительном предложении (Не принесешь ли ты? Может быть, вы принесёте?), глагол в форме сослагательного наклонения (Принёс бы ты! Принесла бы ты!), глагол в форме инфинитива (Прошу вас принести) и др. Использование разнообразных этикетных формул в ситуации выражения просьбы. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе (К сожалению, не смогу. Я бы с радостью сделал, но... Извините, но... Боюсь, что не... и т. п.).
Т е м а 10. Отказ. Извинение. (1 ч).
Ситуация отказа. Речевое оформление отказа. Извинение как словесное искупление вины, проступка. Способы извинения в русском речевом этикете. Национально-культурные особенности извинения. Ответ на извинение.
Т е м а 11. Дискуссионное общение. (1 ч).
Ситуация спора. Конструктивный спор. Представление собственной позиции в ситуации спора (тезис, аргументация). Выражение согласия или несогласия с мнением собеседника.
Т е м а 12. Общение по телефону (1 ч).
Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного: лаконичность, логичность, информативность, отсутствие повторов и длиннот, дружелюбный тон, чёткое произношение слов, особенно фамилий и чисел; средний темп речи и нейтральная громкость голоса.
Т е м а 13. Речевой этикет молодежи. Нарушение правил речевого этикета (1 ч).
Речевой этикет современной молодежи. Молодежный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему.
Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.
III. Роль речевого этикета в письменном общении (1 ч.)
Т е м а 14. Письменное общение (1 ч).
Особенности письменного общения. Роль речевого этикета в письменном общении.
Зачины и концовки писем. Обращения к адресату. Письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).
Из истории эпистолярного жанра в России.
IV. Этикетная роль мимики, жестов и телодвижений в устном общении (1 ч.)
Т е м а 15. Этикетная роль мимики, жестов, позы, телодвижений (1 ч).
Наиболее типичные жесты, принятые русским речевым этикетом; их значение и сфера употребления. Мимика, поза человека как дополнительный источник информации о собеседнике в процессе общения.
V. Интонация и культура речевого общения (1 ч.)
Т е м а 16. Интонация.. Тема и пустые разговоры. (1 ч).
Звуковая окраска. Тон речи.
Интонация и правила речевого этикета.
Виды тем. Неинформативная беседа.
Т е м а 17. Итоговое занятие. (1 ч).
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Дата план Дата факт№ Тема занятия
Содержание Виды и формы учебной деятельности
1 Что такое этикет?
Из истории русского этикета Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
Общая характеристика норм речевого этикета, которые:
1) предписывают употребление этикетных знаков;
2) запрещают употребление определённых слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях.
Происхождение моральных норм, принципов, законов, роль морали в обществе и в жизни человека. Различные конкретно-исторические системы мораль-ных ценностей и их связь с общечеловеческими ценностями.
Связь различий в правилах этикета с культурными традициями, нравами, обычаями, уходящими в далекое прошлое народов. Обсуждение различных точек зрения определения термина этикет, их анализ и выдвижение собственного определения.
Составление «вредных» и правильных советов. Индивидуальные задания, наблюдение над знакомыми людьми, героями кинофильмов.
2 Использование этикетных формул в различных речевых ситуациях Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в ходе речевого общения.
Основные виды речевых ситуаций, в которых используются устойчивые формулы речевого этикета: обращение, приветствие, прощание, просьба, пожелание, утешение, сочувствие и соболезнование, одобрение или неодобрение, приглашение, поздравление, согласие или отказ, благодарность, извинение и др. Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях.
Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, прощай и т. д.). Составление диалога.
Составление словаря устойчивых формул речевого этикета.
Работа в группах.
Ролевая игра.
Анкетирование, интервьюирование учащихся школы.
"Семь бед - один ответ" (игра-конкурс).
3 Этикет речи. Этикетные знаки. Вербальные и невербальные средства общения. Роль невербальных средств (мимики, жестов, телодвижений) в общении; их этикетная функция.
Невербальное общение в процессе ведения деловых бесед и переговоров. Значение различных видов рукопожатий. Расположение собеседников и партнеров за столами различных типов. Использование невербальных средств для повышения делового статуса. Распознание внутреннего состояния собеседников и партнеров по их жестам и позам. Тактика сигналов глазами. Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи. Межнациональные различия невербального общения Лекция. Решение ситуативных задач. Демонстрация слайдов.
4 Приветствие. Прощание.
Роль приветствия в начальной ситуации общения. Основные единицы выражения приветствия в русском языке. Их этимология, стилистическая  характеристика. Роль жеста при приветствии.  Приветствие у разных народов как отражение национально специфических особенностей жизни, быта.
Прощание как финальная реплика ситуации общения. Основные речевые единицы выражения прощания. Их соотносительность и антонимичность формулам выражения приветствия. Невербальные знаки прощания. Национально специфические особенности речевой ситуации прощания. Лекция. Решение ситуативных задач.
Ролевая игра
5 Вежливое обращение. Речевые дистанции и табу.
Речевая ситуация обращения и её разновидности (обращение к знакомому / незнакомому человеку в официальной / неофициальной обстановке и т. п.). Из истории правил этикетного обращения в России. Устаревшие этикетные формулы (Ваше Превосходительство, господин поручик, Ваше Сиятельство, сударь и т. д.). Использование в разных речевых ситуациях обращения по имени, фамилии и отчеству. Из истории русских имён, отчеств и фамилий. Варианты личного имени; употребление их в официальной и разговорной речи, в разных ситуациях общения. Правильное произношение русских отчеств. Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи. Соотношение двух понятий – этика и вежливость.
Лекция. Решение ситуативных задач.
Поиск примеров в художественных произведениях (цитаты)
6 Комплименты. Культура критики в речевом общении.
Виды комплимента (комплименты человеческим достоинствам, качествам, характеру, внешнему виду собеседника и др.) Лекция. Решение ситуативных задач. Выслушивание докладов.
7 Знакомство.
Ситуация знакомства. Национально-культурная специфика речевой ситуации знакомства. Единицы речевого этикета, устанавливающие возможность дальнейшего общения. Их выбор в зависимости от ситуации, социальных ролей говорящих. Знакомство без посредника. Знакомство через посредника. Мимика и жест, сопровождающие вербальные реплики в данной речевой ситуации Лекция. Решение ситуативных задач.
Ролевая игра
8 Поздравление, пожелание. Благодарность Речевые действия, благоприятные для адресата. Ситуация поздравления, по-желания. Речевые формулы поздравления и пожелания. Эмоционально-экспрессивное, стилистически повышенное, официально-деловое поздрав-ление. Ответ на поздравление, пожелание. Поздравительная открытка. Особенности ее оформления у разных народов.
Речевые действия, благоприятные для адресата. Основные речевые единицы выражения благодарности. Эмоционально-экспрессивные, стилистически повышенные и официальные формы выражения благодарности. Ответ на благодарность Лекция. Решение ситуативных задач. Презентация.
Поздравления разных людей.
9 Просьба. Речевая ситуация выражения просьбы. Грамматические способы выражения просьбы: глагол в форме повелительного наклонения (принеси, принесите), глагол в форме будущего времени, употребленный в вопросительном предложении (Не принесешь ли ты? Может быть, вы принесёте?), глагол в форме сослагательного наклонения (Принёс бы ты! Принесла бы ты!), глагол в форме инфинитива (Прошу вас принести) и др. Использование разнообразных этикетных формул в ситуации выражения просьбы. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе (К сожалению, не смогу. Я бы с радостью сделал, но... Извините, но... Боюсь, что не... и т. п.). Выявление понятия определения – просьба.
Решение ситуативных задач..10 Отказ. Извинение Ситуация отказа. Речевое оформление отказа. Извинение как словесное искупление вины, проступка. Способы извинения в русском речевом этикете. Национально-культурные особенности извинения. Ответ на извинение. Лекция. Решение ситуативных задач.
Ролевая игра.
11 Дискуссионное общение.
Ситуация спора. Конструктивный спор. Представление собственной позиции в ситуации спора (тезис, аргументация). Выражение согласия или несогласия с мнением собеседника. Участие в дискуссии.
12 Общение по телефону Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного: лаконичность, логичность, информативность, отсутствие повторов и длиннот, дружелюбный тон, чёткое произношение слов, особенно фамилий и чисел; средний темп речи и нейтральная громкость голоса. Составление диалогов, возможных при общении по телефону.
Индивидуальные задания, наблюдение над знакомыми людьми,
13 Речевой этикет молодежи. Нарушение правил речевого этикета Речевой этикет современной молодежи. Молодежный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему.
Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета. Устранение речевых ошибок в письменном высказывании.
Игра “Музей вредных привычек”.
14 Письменное общение Особенности письменного общения. Роль речевого этикета в письменном общении.
Зачины и концовки писем. Обращения к адресату. Письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).
Из истории эпистолярного жанра в России. Составление писем, SMS-сообщений, электронных писем.
Практическое упражнение "Ежели вы вежливы".
15 Этикетная роль мимики, жестов, позы, телодвижений Наиболее типичные жесты, принятые русским речевым этикетом; их значение и сфера употребления. Мимика, поза человека как дополнительный источник информации о собеседнике в процессе общения. Тренинг "Умеем ли мы общаться".
16 Интонация. Тема и пустые разговоры. Звуковая окраска. Тон речи.
Интонация и правила речевого этикета.
Виды тем. Неинформативная беседа Лекция. Решение ситуативных задач.
17 Итоговое занятие
Ораторский турнир.
8. Учебно--тематический план
№ п/п Разделы, темы Рабочая программа 5 класс
I. Роль речевого этикета в общении (1 час) 1 Что такое этикет? Из истории русского этикета 1 час
II. Основные формулы речевого этикета (12 часов) 2 Использование этикетных формул в различных речевых ситуациях 1 час
3 Этикет речи. Этикетные знаки 1 час
4 Приветствие. Прощание. 1 час
5 Вежливое обращение. Речевые дистанции и табу. 1 час
6 Комплименты. Культура критики в речевом общении. 1 час
7 Знакомство. 1 час
8 Поздравление, пожелание. Благодарность. 1 час
9 Просьба. 1 час
10 Отказ. Извинение. 1 час
11 Дискуссионное общение. 1 час
12 Общение по телефону. 1 час
13 Речевой этикет молодежи. Нарушение правил речевого этикета. 1 час
III. Роль речевого этикета в письменном общении (1 ч.) 14 Письменное общение. 1 час
IV. Этикетная роль мимики, жестов и телодвижений в устном общении (1 ч.) 15 Этикетная роль мимики, жестов, позы, телодвижений. 1 час
V. Интонация и культура речевого общения (1 ч.) 16 Интонация. Тема и пустые разговоры. 1 час
17 Итоговое занятие 1 час
9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература
Для учащихся
Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.
Горелов И., Еталычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.
Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. - М., Дрофа, 2010
Львова С.И. Речевой этикет. — М., 1995.
Матвеев ВМ.,Панов АЛ. В мире вежливости. — М., 1976.
Мирзояп А. Мир этикета. Энциклопедия. — Челябинск, 2000.
Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). — М., 1982.
Акишина А.А., Кано X., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. — М., 1991.
Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.
Дмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.
Для учителя
Акишина А.А. Речевой этикет русского телефонного разговора. - М., 2000.
Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. — М., 1978.
Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. - М., 1981.
Введенская Л.А. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.
Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов — путь к успеху. — СПб., 1999.
Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.
Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. — М., 1991.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
10. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к уровню подготовки
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в  познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные:  
· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.