Рабочая программа внеурочной деятельности Речевой этикет


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская средняя общеобразовательная школа №1
«Утверждаю»
Директор МБОУ Одинцовской СОШ № 1
_______ Романовская О.В.
Приказ № ________от«__» ____________ 2015 г. «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
_______Чеснокова И.В.
«__» ___________ 2015 г. «Рассмотрено»
На ШМО учителей иностранного языка
_________Мурашева Т.В.
Протокол № ___ от«__» ______________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
проектно-исследовательской деятельности по английскому языку
«Общаемся на английском легко и свободно»
на 2015 - 2016 учебный год
Класс 5г
Учитель Пастушенко Дарья Михайловна
Всего часов 34
Количество часов в неделю 1
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Речевой этикет» предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год, 34 учебные недели, 1 час в неделю
  Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные, обще учебные и психологические особенности младшего школьника.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Целью выступает овладение учащимися основами культуры речевого общения на изучаемом языке, что предполагает усвоение школьниками норм и правил межкультурного взаимодействия и умение учитывать их в своем речевом поведении в различных ситуациях иноязычного общения.Задачи курса предусматривают формирование у учащихся знаний о / об:
- наиболее общих особенностях речевого общения на родном и иностранном языках;
- социальных факторах использования языка (правила вежливости, нормы социального поведения, табу и др.);
- особенностях невербальных средств общения в соизучаемых языках и др.У учащихся должны быть также сформированы умения:
- строить свое речевое поведение с учетом ситуации общения и характеристик собеседника;- использовать приобретенный речевой и социокультурный опыт для компенсации пробелов в коммуникации, обусловленных дефицитом языковых средств; - осуществлять учебное сотрудничество с другими учащимися в процессе речевого взаимодействия (обменяться информацией, принять совместное решение) и др.
Программа внеурочной деятельности «Речевой этикет» предусматривает также реализацию образовательных, воспитательных и развивающих целей. Достижение образовательных целей должно способствовать обогащению индивидуальной картины мира учащихся, осознанию особенностей родной культуры, расширению филологического кругозора, развитию национального самосознания и др. Реализация воспитательных целей предполагает формирование качеств и характеристик, необходимых для успешного межкультурного взаимодействия в условиях диалога культур (уважительное отношение к представителям других культур, толерантность, тактичность и доброжелательность, социокультурная наблюдательность и др.).Достижение развивающих целей факультативных занятий должно способствовать развитию памяти, внимания, воображения, культуры мышления, а также эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности учащегося.
В связи с тем, что культура речевого общения представляет собой многоплановое и многоуровневое явление, в рамках занятий основное внимание следует уделять таким значимым ее аспектам, как стилистическая правильность (уместность) высказывания и речевой этикет. В первом случае имеется в виду соответствие используемых языковых средств определенным ситуациям общения (официальным или неофициальным), что соотносится с тремя регистрами: нейтральным, неформальным и формальным. Учитывая этап обучения, а также небольшой объем учебного времени, выделяемого на факультативные занятия, программа предусматривает работу с двумя регистрами – неформальным и формальным. Овладение особенностями формального и неформального межкультурного общения осуществляется в процессе обучения речевому этикету.
Речевой этикет – это совокупность национально-специфических норм речевого и неречевого поведения, обязательных для стандартных ситуаций общения в стране изучаемого языка. Незнание национальной специфики норм поведения, отраженных в этикете, вынуждает учащихся при встрече с носителем языка опираться на правила и предписания, присущие их родной лингвокультуре, следствием чего являются не совсем корректные речевые поступки и нарушение взаимопонимания между коммуникантами. Обучение речевому этикету в рамках факультативного курса предполагает развитие у учащихся определенных умений и навыков, к числу наиболее значимых из которых относятся:
умение правильно определять культурную коннотацию высказываний собеседника;
умение выбирать адекватную речевую формулу для выражения приветствия, благодарности, извинения, сожаления и т.п. с учетом ситуации общения (официальная/неофициальная) и особенностей собеседника (социальный статус, возраст, пол, степень знакомства и др.);умение поддерживать обратную связь в процессе общения с целью оценки его успешности/ неуспешности и, в случае необходимости, переключаться на другую стратегию поведения;
навыки владения нормами неречевого поведения (адекватное понимание национальной специфики жестов, мимики, телодвижений; правильный выбор дистанции для общения и др.).
Организация образовательного процесса
Организация занятий осуществляться с использованием таких способов и приемов обучения, как ролевая игра, моделирование ситуаций, выполнение этюдов, тестов, создание презентаций и др. Следует использовать широкий спектр средств обучения: аудио- и видеозаписи, лингвострановедческие справочники, памятки, рекомендации, а также дидактические раздаточные материалы, включающие опорные карточки, функциональные схемы, ролевые задания и т.п. В целях интенсификации самостоятельной работы учащихся важно также применять обучающие и контролирующие компьютерные программы, мультимедийные курсы и Интернет-ресурсы.Обучение культуре речевого общения, в частности, речевому этикету, целесообразно проводить с учетом трех основных этапов: ознакомление, тренировка и применение. На этапе ознакомления учащимся предъявляются аутентичные образцы речевого поведения в типичных ситуациях межкультурного общения в стране изучаемого языка, представленные с помощью печатных текстов, аудио- и видеозаписей. Они знакомятся с правилами социально приемлемого речевого и неречевого поведения на основе памяток, рекомендаций, лингвострановедческих комментариев. Этап тренировки предусматривает моделирование ситуаций этикетного общения и их проигрывание, драматизацию в условиях, приближенных к реальной коммуникации и предусматривающих осуществление речевых действий с различной функциональной направленностью и стилистической окраской. Рекомендуется также применять отдельные приемы интенсивного обучения, например, джазовые мелодии в качестве ритмической и мелодической основы для запоминания той или иной формулы речевого этикета. Учащимся предлагается, разделившись на две группы, ритмично проговорить диалогическое единство этикетного характера, а затем пропеть его на ритмичную джазовую мелодию, меняясь ролями и по возможности сопровождая речь соответствующими жестами. На данном этапе эффективно использовать обучающие тесты, содержащие не только ключи, но и краткие комментарии, поясняющие, почему тот или иной вариант ответа является ошибочным, не аутентичным. Задания в тестах могут включать: выбор правильного варианта формулы речевого этикета согласно официальной / неофициальной ситуации общения; соотнесение высказываний, принадлежащих к разным регистрам (формальному и неформальному), но реализующим одну и туже функцию; заполнение пропуска адекватной репликой и др. Важно, чтобы в тестах были предусмотрены задания для овладения навыками неречевого поведения, как на рецептивном, так и на репродуктивном уровнях.Этап применения предполагает широкое использование ролевых игр, в которых развивается умение учащихся варьировать формы своих высказываний, выбирать официальный или неофициальный стиль речи, исходя из самостоятельной ориентировки в условиях речевого общения. Большим потенциалом обладает и полилогическое общение, в ходе которого значение придается умениям слушать и слышать собеседника, вежливо прерывать его, давать эмоциональную оценку. 
Содержание обучения
Содержание обучения организуется исходя из сфер общения и их предметно-тематического содержания, определяемых государственным стандартом общего среднего образования и учебной программой по иностранным языкам для данного этапа обучения. В содержании программы факультативных занятий представлены типичные ситуации этикетного общения, основные коммуникативные задачи и речевые функции, реализуемые в ходе общения.
Ожидаемые результаты
По завершению курса занятий учащиеся должны овладеть основами использования изучаемого языка как средства межкультурного общения с учетом национально-специфических норм речевого и неречевого поведения в стандартных ситуациях общения. У школьников должен быть развит комплекс умений, позволяющих им успешно вступать в речевой контакт с носителем изучаемого языка и культуры, поддерживать и завершать общение, используя аутентичные речевые формулы соответственно официальной / неофициальной ситуации речевого взаимодействия и статусу собеседника. Предполагается также, что учащиеся научатся распознавать национальную специфику жестов, мимики, телодвижений, сопровождать свою речь паралингвистическими средствами общения. Приобретенные учащимися знания, навыки и умения будут способствовать предотвращению возникновения культурных барьеров и в целом социокультурному образованию школьников.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
3500 английских фразеологизмов и устойчивых словосочетаний,  Литвинов П.П., Астрель, 2007
2. Английский язык в диалогах.  Ермолаева М.Е., Астрель, 2006.
3. Английский язык для делового общения.  Гертруда Гаудсвард, Омега-Л, 2007
4. CD диски с аудиозаписями
5. Учебное пособие “Grammar One, Two, Three” / «Грамматика на раз, два, три», Дж. Шейдл: Oxford University Press
6. Видео курс “Window on Britain” / «Окно в Британию», Р.Maк. Эндрю: Oxford University Press
7. Ю.Б.Голицынский, Н.А.Голицынская, Английский язык. Грамматика. Сборник упражнений. М.: КАРО, 2009.
8. Настенный плакат «Алфавит»
9. Доска
10. Магнитофон
Список литературы для учителя
3500 английских фразеологизмов и устойчивых словосочетаний,  Литвинов П.П., Астрель, 2007
2. Английский язык в диалогах.  Ермолаева М.Е., Астрель, 2006.
3. Английский язык для делового общения.  Гертруда Гаудсвард, Омега-Л, 2007
4. CD диски с аудиозаписями
5. Учебное пособие “Grammar One, Two, Three” / «Грамматика на раз, два, три», Дж. Шейдл: Oxford University Press
6. Видео курс “Window on Britain” / «Окно в Британию», Р.Maк. Эндрю: Oxford University Press
7. Ю.Б.Голицынский, Н.А.Голицынская, Английский язык. Грамматика. Сборник упражнений. М.: КАРО, 2009.
8. http://www.prosv.ru/umk/spotlight9. http://www.ed.gov.ru 
Список литературы для ученика
3500 английских фразеологизмов и устойчивых словосочетаний,  Литвинов П.П., Астрель, 2007
2. Английский язык в диалогах.  Ермолаева М.Е., Астрель, 2006.
3. Английский язык для делового общения.  Гертруда Гаудсвард, Омега-Л, 2007
4. Учебное пособие “Grammar One, Two, Three” / «Грамматика на раз, два, три», Дж. Шейдл: Oxford University Press
5. Ю.Б.Голицынский, Н.А.Голицынская, Английский язык. Грамматика. Сборник упражнений. М.: КАРО, 2009.
Календарно-тематическое планирование
№ п.п№ урока в теме Название темы Дата Примечание1 «Подаркодарение» и «подаркополучение» 2 Вкусные подарки. Подарки-поступки 3 Подарки не только по праздникам. Добрые дела 4 Добрые слова. Похвала. Комплимент. Поздравления. 5 Кто ходит в гости по утрам? Гости жданные и нежданные. Правила посещения гостей. 6 Неожиданный гость. Как необходимо вести хозяину дома. Примечания для хозяев. 7 Как развлечь гостей. Игры и викторины для развлечения гостей. 8 Как развлечь гостей. Кроссворд. Игры и викторины для развлечения гостей. 9 Список правил поведения за столом. 10 Будем терпеливы за столом! 11 Вилка, ложка, нож, тарелка. Как пользоваться приборами. Как вести себя за столом. Сервировка стола. 12 Скатерть и салфетка. Практическое занятие: складывание салфетки. 13 Едим мясо. 14 Страны и традиции. Угощения в разных странах. Традиции. Традиционные русские угощения. 15 Капризы за столом. 16 Практическое занятие. Кроссворд «Столовый этикет» 17 Вредные привычки. 18 Гордость и гордыня. 19 Жадность. 20 Заботливость 21 Навещаем больного. Беседа у постели больного. 22 Искренность. 23 Красота. Красота вокруг. Красота- это не только внешность. 24 Красота человеческой жизни. Подвиги людей. 25 Лень. Лень - уютная и добрая. 26 Милосердие. 27 Обаяние. Из каких «кирпичиков» складывается обаяние? 28 Трудолюбие. Пословицы и поговорки о труде. 29 Хлебосольство 30 Зависть. Хвастовство. Зависть- мучительное чувство. 31 Ябедничество 32 Эгоизм 33 Диспут - клуб. Тема: «Преданность и предательство». 34 Спешите делать добро.