Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Речевой этикет» для 7 класса


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Нечунаевская средняя общеобразовательная школа»
Шипуновского района Алтайского края
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
методического совета школы
(протокол № от 2016 года)
«Утверждаю»
Директор школы: _________________
/Л. А. Калинина/
(приказ 2016 года)
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Речевой этикет»
для 7 класса
на 2016 – 2017 учебный год
Автор программы:
С.И. Львова. Программы по русскому языку для образовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/ (авт.-сост. С.И.Львова). – 3-е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2009. – 215 с. Речевой этикет. Программа элективного (факультативного) курса для 7-8 классов
(среднее общее образование)
.
Составитель: Баун Надежда Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
с. Нечунаево 2016г
АБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие культуры речевого поведения, овладение нормами национального речевого этикета - одно из важнейших требований государственного образовательного стандарта по русскому языку. Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации, а также невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений.
Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определенную коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия и др. Ученики также знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития и становления.
Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галантность, обходительность, почтительность, приветливость и др. Именно поэтому данный курс имеет исключительно важное воспитательное значение. Он направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся потребности к речевому совершенствованию и таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека.
Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность.
В процессе проведения занятий необходимо помнить, что русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Но мнению специалистов, известная сентенция Как живем, так и выражаемся - только половина правды. Вторая ее половина Кик выражаемся, так и живем тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном изучении, описании, сохранении, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.
7 класс (34 ч)
Роль речевого этикета в общении (14 ч)
Речевое общение: единство двух его сторон (передача и восприятие информации). Формы общения (устные и письменные).
Сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.
Культура речевого общения как 1) умение правильно построить свою речь, точно и логически верно выразить мысль, стилистически адекватно передать ее содержание; 2) владение вербальными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях.
Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.
Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
Общая характеристика норм речевого этикета, которые 1) предписывают употребление этикетных знаков; 2) запрещают употребление определенных слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях.
Речевая ситуация; ее основные характеристики (кто — кому - о чем - где - когда зачем - почему). Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикетной формулы. Этикетный диалог.
Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.
Русские народные пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения (Ласковое слово не труд но, а скоро. Сперва подумай, а там и скажи. Много крику, да мало толки и т. д.).
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения. Анализ и оценка поведения человека в конфликтной ситуации. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способы разрешение конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета.
Основные формулы речевого этикета (20 ч)
Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в ходе речевого общения.
Основные виды речевых ситуаций, в которых используются устойчивые формулы речевого этикета: обращение, приветствие, прощание, просьба, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование, одобрение или неодобрение, приглашение, поздравление, согласие или отказ, благодарность, извинение и др. Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях.
Речевая ситуация обращения и ее разновидности (обращение к знакомому/незнакомому человеку в официальной/неофициальной обстановке и т.п.). Из истории правил этикетного обращения в России, устаревшие этикетные; формулы (Ваше превocxoдительство, господин поручик; Ваше Сиятельство, сударь и т. д.). Использование в разных речевых ситуациях обращения по имени, фамилии и отчеству. Из истории русских имен, отчеств и фамилий. Варианты личного имени; употребление их в официальной и разговорной речи, в разных ситуациях общения. Правильное произношение русских отчеств.
Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи.
Речевая ситуация выражения просьбы. Грамматические способы выражения просьбы: глагол в форме повелительного наклонения (принеси, принесите), глагол в форме будущего времени, употребленный в вопросительном предложении (Не принесешь ли ты? Может быть, вы принесете?), глагол в форме сослагательного наклонения (Принес бы ты! Принесла бы ты!), глагол в форме инфинитива (Прошу вас принести.) и др. Использование разнообразных этикетных формул в ситуации выражения просьбы. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе (К сожалению, не смогу... Я бы с радостью сделал, но... Извините, но... Боюсь, что не... и т. д.).
Речевая ситуация извинения: разные языковые способы ее выражения.
Виды комплимента (комплименты человеческим достоинствам, качествам, характеру, внешнему виду собеседника и др.). Дискуссия, диспут, спор как специфическая форма общения. Речевое поведение собеседников и языковые способы поддержания доброжелательного тона общения во время спора. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, на Конференциях в тематических чатах Интернета.
Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного: лаконичность, логичность, информативность, отсутствие повторов и длиннот, дружелюбный тон, четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел; средний темп речи и нейтральная громкость голоса.
Речевой этикет современной молодежи. Молодежный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему.
Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, прощай и т. д.).
Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.
Характеристика толковых словарей русского речевого этикета.
Ожидаемые результаты обучения:
учащиеся должны усвоить, что в общении очень важны вежливость и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере;
иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете;
знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;
владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;
иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении;
уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях;
уметь давать характеристику персонажа художественного произведения с учётом речевой характеристики и манеры разговаривать с другими персонажами.

Календарно-тематическое планирование
№ Темы занятий Основные
вопросы Основные понятия Формы работы Проверка знаний:
виды контроля Дата
1 Роль речевого этикета в общении (14 ч)
Речевое общение: единство двух его сторон (передача и восприятие информации). Формы общения (устные и письменные). Какие формы речи существуют? Формы общения (устная и письменная). Работа в группах.
Ролевая игра.
Составление диалога. 07.09
2 Сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая. Почему мы по-разному говорим и пишем? Социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая сферы общения Наблюдение, анализ. Сформулировать практические рекомендации для разных сфер общения. 14.09
3
4 Культура речевого общения как 1) умение правильно построить свою речь, точно и логически верно выразить мысль, стилистически адекватно передать ее содержание; 2) владение вербальными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях. Что такое культура речевого общения? Вербальные и невербальные средства общения
Роль мимики и жестов в жизни человека. Работа в группах и парах.
Ролевая игра.
Составление «вредных» и правильных советов.
Индивидуальные задания, наблюдение над знакомыми людьми, героями кинофильмов. 21.09
28.09
5 Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. Что такое этикет? Внешние проявления человеческих взаимоотношений. Работа в группах.
Ролевая игра.
Работа с фразеологизмами. Составление диалога. 05.10
6 Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Спорим или ссоримся?
Как правильно вести диалог? Части спора Решение проблемных ситуаций.
Работа в группах. Составление предложений и диалогов с использованием обращений, вводных слов. 12.10
7 Общая характеристика норм речевого этикета, которые 1) предписывают употребление этикетных знаков; 2) запрещают употребление определенных слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях.
Речевая ситуация; ее основные характеристики (кто — кому - о чем - где - когда зачем - почему). Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикетной формулы. Что такое этикетный диалог? Этикетный диалог, этикетная формула. Заочное путешествие. Сообщения учащихся. Написать заметку “Новое в русском речевом этикете” 19.10
8
9 Интернациональные и национальные особенности речевого этикета. Зачем надо знать речевой этикет других народов? Речевые ситуации. Заочное путешествие. Сообщения учащихся.
Сформулировать практические рекомендации туристам. 26.10
09.11
10 Русские народные пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения (Ласковое слово не труд но, а скоро. Сперва подумай, а там и скажи. Много крику, да мало толки и т. д.). Что вобрал в себя исторический опыт народа? Русские народные пословицы и поговорки Аукцион знаний Сочинение-рассказ по пословице. 16.11
11
12 Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Почему не всегда мы говорим одинаково? Стили речи и сферы общения. Деловая игра Составление словарей для разных сфер общения по выбранной теме 23.11
30.11
13
14 Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения. Анализ и оценка поведения человека в конфликтной ситуации. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способы разрешение конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета. Что такое толерантность? Конфликт и способы его разрешения в речевой ситуации Моделирование ситуаций конфликта и путей его разрешения Сочинения-миниатюры.
Индивидуальные задания, наблюдение над знакомыми людьми, героями кинофильмов. 07.12
14.12
Основные формулы речевого этикета (20 ч)
15 Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в ходе речевого общения Умеем ли мы пользоваться формулами вежливости? Формулы вежливости. Работа в группах.
Ролевая игра.
Работа с фразеологизмами. Составление диалога. 21.12
16
17 Основные виды речевых ситуаций, в которых используются устойчивые формулы речевого этикета: обращение, приветствие, прощание, просьба, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование, одобрение или неодобрение, приглашение, поздравление, согласие или отказ, благодарность, извинение и др. Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях. Что такое речевая ситуация и этикетная формула? Устойчивые формулы речевого этикета Анкетирование, интервьюирование учащихся школы Составление словаря устойчивых формул речевого этикета. 28.12
11.01
18
19 Речевая ситуация обращения и ее разновидности (обращение к знакомому/незнакомому человеку в официальной/неофициальной обстановке и т.п.). Из истории правил этикетного обращения в России, устаревшие этикетные; формулы (Ваше превocxoдительство, господин поручик; Ваше Сиятельство, сударь и т. д.). Использование в разных речевых ситуациях обращения по имени, фамилии и отчеству.
Из истории русских имен, отчеств и фамилий. Варианты личного имени; употребление их в официальной и разговорной речи, в разных ситуациях общения. Правильное произношение русских отчеств. Почему мы так говорим? Исторические изменения в языке, орфоэпические нормы Наблюдение примеров в текстах художественных произведений, в кинофильмах, транскрибирование примеров произношения собственных имен разными людьми. Работа с орфоэпическим словарем, словарем собственных имен. 18.01
25.01
20 Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи. Почему мы так говорим? Культура общения – воспитанность.
Ты и вы, семья и вежливость, поведение в общественных местах. Поздравления разных людей. Поиск примеров в художественных произведениях (цитаты) 01.02
21
22 Речевая ситуация выражения просьбы. Грамматические способы выражения просьбы: глагол в форме повелительного наклонения (принеси, принесите), глагол в форме будущего времени, употребленный в вопросительном предложении (Не принесешь ли ты? Может быть, вы принесете?), глагол в форме сослагательного наклонения (Принес бы ты! Принесла бы ты!), глагол в форме инфинитива (Прошу вас принести.) и др. Использование разнообразных этикетных формул в ситуации выражения просьбы. Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе (К сожалению, не смогу... Я бы с радостью сделал, но... Извините, но... Боюсь, что не... и т. д.). 08.02
15.02
23 Речевая ситуация извинения: разные языковые способы ее выражения. Как попросить прощения? Этикетные междометия, глаголы со значением извинения Ролевая игра
Составление словаря извинений 22.02
24
25
26 Виды комплимента (комплименты человеческим достоинствам, качествам, характеру, внешнему виду собеседника и др.). Дискуссия, диспут, спор как специфическая форма общения. Речевое поведение собеседников и языковые способы поддержания доброжелательного тона общения во время спора. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, на Конференциях в тематических чатах Интернета. Что такое комплимент? Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, на Конференциях в тематических чатах Интернета Работа в группах и парах.
Ролевая игра
Анализ текста художественного произведения
Урок – диалог по итогам изучения речевого этикета Составление словаря комплиментов. 01.03
15.03
22.03
27
28 Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного: лаконичность, логичность, информативность, отсутствие повторов и длиннот, дружелюбный тон, четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел; средний темп речи и нейтральная громкость голоса. Умею ли я общаться по телефону?
Как обращаться к собеседнику?
Умеем ли мы разговаривать по телефону? Ситуация знакомства по телефону
Ты и вы, семья и вежливость, поведение в общественных местах. Работа в группах.
Ролевая игра.
Составление диалогов, возможных при общении по телефону.
Индивидуальные задания, наблюдение над знакомыми людьми, героями кинофильмов. 05.04
12.04
29
30
31 Речевой этикет современной молодежи. Молодежный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему.. Что такое сленг? Сленг, жаргон, ограниченные в употреблении слова Сообщения учащихся.
Работа с Интернет-источниками Устранение речевых ошибок в письменном высказывании. 19.04
26.04
03.05
32 Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, прощай и т. д.). Какие я знаю этикетные междометия? Этикетные междометия Составление диалогов, конструирование речевых ситуаций Составление предложений и диалогов с использованием этикетных междометий 10.05
33 Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета. К чему приводит нарушением правил речевого этикета? Конфликт и способы его разрешения Моделирование коммуникативных неудач Устранение речевых ошибок в письменном высказывании и устной речи. 17.05
34 Характеристика толковых словарей русского речевого этикета. Что такое толковый словарь русского речевого этикета? Работа со словарем, изучение словарных статей 24.05
Информационно-методическое обеспечение программы:
Ивашкина О.В. Новое в русском речевом этикете. // Русская словесность. – 2003. – №5.
Львова С.И. “Позвольте пригласить вас…”, или Речевой этикет. – М., 2005.
«Русский язык и культура речи: Практикум» //Под ред. В.И.Максимова. – М., 2000.
Занимательная грамматика русского языка.
Лингвистические словари.
Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».
С.И.Львова «Язык в речевом общении» - М., «Просвещение», 1992
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. «Секреты стилистики» - М., 2004.
Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи: Учебное пособие». - М.: Университетская книга, Логос, 2006
Л.Т.Григорян «Язык мой – друг мой» М., 1988
ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся
Быстрова Е. А. Диалог культур на уроках русского языка. - СПб., 2002.
Гольдин В. Е. Речь и этикет. - М., 1983.
Горелов И., Енголычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.
Горелов И. П., Житников В. Ф.. Зюлько М. В. и др. Умеете ли вы общаться? - М., 1991.
Крейдлин Г. Е., Кронгауз М. А. Семиотика, или Азбука общения. — М., 1997.
Крысин Л. П. Язык в современном обществе. - М., 1977.
Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. 1981.
Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. — Л., 1983.
Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
Львова С. И. Речевой этикет. - М., 1995.
Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.
Матвеев В.. Панов А. В мире вежливости. - М., 1976.
Мирозоян А. Мир этикета. Энциклопедия. - Челябинск 2000.
Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. - М., 1991.
Скворцов Л. И. Культура языка — достояние социалистической культуры. — М., 1981.
Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). — М., 1982.
Словари
Акишина А. А., Кано X., Акишина Т. Е. Жесты и мимика в русской речи. — М., 1991.
Балакай А. Г. Словарь русского речевого этикета. - М., 2001.
Дмитриев Л. И., Клокова Л. П., Павлова В. В. Словарь языка жестов. — М., 2003.
Для учителя
Акишина А. А. Речевой этикет русского телефонного разговора. — М., 2000.
Акишина А. А., Формановская И. И. Русский речевой этикет. - М., 1978.
Акишина А. А., Формановская Н. И. Этикет русского письма. - М.. 1981.
Введенская Л. А. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.
Вилсон Г., Микклафлин К. Язык жестов - путь к успеху. - СПб., 1999.
Гоихман О. Я.. Гончарова Л. М., Лапшина О. Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.
Львов М. Р. Основы теории речи. - М., 2000.
Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. — М., 1991.
Пил А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. — Нижний Новгород, 1992.
Русский язык и культура речи: Практикум ; Под ред. В. И. Максимова. - М., 2000.
Формановская П. И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
Формановская П. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. - М., 2006.
Формановская Н. И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. — М., 2002.
Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета. - М., 1983.
Формановская Н. И. Шевцова С. В. Речевой этикет: Русско-английские соответствия. — М., 1990.
Читать человека как книгу / Сост. Е. Знак. — М., 1998.
Язык жестов / Сост. А. Мельник. — М., 2003.
Лист корректировки рабочей программы
№п/п Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Реквизиты документа, которым закреплено изменение