Краткое изложение курса по актерскому мастерству и сценической речи


Краткое изложение курса по актерскому мастерству и сценической речи, для подготовки публичных выступлений и презентаций.
« Артистичный Оратор»
Ведение:
Многим ученикам и учителям известна проблема такого простого действия как: « Ответ у доски». Подчас даже ученик знающий предмет на «отлично», сталкивается с трудностями при ответе в окружении большого количества людей. Причин тому множество: Это стеснение, смущение, неумение правильно построить свою речь. Похожие проблемы, возникают и при выступлении на более широкой аудитории с докладом или презентацией научного проекта. Для решения и устранения вышеперечисленных сложностей предлагается следующий курс.
Цели и задачи курса:
Используя различные тренинги по актерскому мастерству и сценической речи, выявить и устранить у учеников проблемные моменты, возникающие при публичных выступлениях.
Повышение уровня культуры речи, использование дополнительных средств выразительности речи.
Программа курса:
Раскрепощение.
Комплекс упражнений направленный на снятие мышечных зажимов.
« Разминка суставов»; « Невесомость»; « Марионетка»; « Надувной шарик»; «Ветер – буря» и т.д.Пример: «Марионетка» – выполняется с использованием приема изоляции отдельных частей тела. Если работает плечевой сустав, то все тело остается в расслабленном неподвижном состоянии.
Дикция и артикуляция.
Упражнения для развития речевого аппарата.
Краткое описание положения артикуляционного аппарата при произнесении гласных звуков.
•И- Нижняя челюсть слегка опущена. Верхняя губа поднята. Края нижних и верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами небольшое (2 – 3 мм). Кончик языка упирается в нижние резцы.
•Э- Нижняя челюсть опущена несколько больше, чем при произнесении И. Верхние резцы обнажены. Расстояние между зубами – большой палец, кончик языка у нижних резцов.
•А- Рот раскрыт. Нижняя челюсть опускается больше, чем при произнесении Э. Края верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами – два пальца, положенные друг на друга. Язык лежит плоско.
•О- Губы имеют округлую форму и выдвинуты вперед. Язык несколько оттянут назад.
•У- Губы выдвинуты вперед в виде воронки. Язык сильно оттянут назад.
•Ы- Артикуляция Ы такая же, как при произнесении И; меняется только положение языка. Кончик языка оттянут назад (как при О).
Йотированные звуки Е, Я, Ё, Ю состоят из согласного звука [Й] и гласных звуков [Э], [А], [О], [У].
Упражнения на гласные звуки могут служить хорошей артикуляционной гимнастикой.
Произнесение гласных звуков в различных сочетаниях способствует развитию и укреплению верхней губы, языка, нижней челюсти.
В аналогичной раскладке дается произнесение согласных и сложно-сочетаемых звуков.
Пример: «Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой».
«Протокол про протокол протоколом запротоколировали».
«Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
про покупочки мои».
ДЫХАНИЕ И ГОЛОС.
Упражнения на организованное дыхание.
«Аквалангист»; «Задуть свечку»; «Гребцы» и т.д.
Следует помнить, что неравномерно расходуемый воздух зачастую не дает возможности до конца договорить фразу, заставляет «выжимать» из себя слова.
Правильное, четкое, выразительное и красивое произнесение звуков, слов и фраз зависит от работы речевого аппарата и правильного дыхания.
Пример: Выдохните воздух, вдохните (не слишком много) и, выдыхая, протяжно произнесите на одной ноте:
МММИ – МММЭ – МММА – МММО – МММУ – МММЫ.
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ
Логический разбор текста является основным средством достижения максимальной выразительности чтения.
Работа над литературным текстом является той основой, на которую опираются все занятия по технике речи.
Анализ текста – это нахождение авторского замысла, основной идеи произведения, проникновение в логику текста, творческая его разработка и «приближение к себе».
Упражнения, направленные на усиление выразительности текста.
«Ажурные фразы»; «Интрига и тайна» «Горячо – холодно»
Тщательно проанализировав литературный материал, ученик должен создать свой исполнительский замысел.
Пример:
«Калужская деревня /,напротив,/ большей частью окружена лесом, /избы стоят вольней и прямей, /крыты тесом;/ ворота плотно запираются,/ плетень на задворке не разметан и не вываливается наружу, /не зовет в гости / всякую прохожую свинью…»
(И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»).
Большие периоды речи часто встречаются в произведениях И.С.Тургенева (например, в «Записках охотника»), Л.Н.Толстого (в «Севастопольских рассказах»), Ч.Диккенса (в «Записках Пиквикского клуба») и др.
Отрывки из этих произведений могут служить хорошим материалом для работы по разбору логической основы текста.
Построение речи. КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ. РЕЧЬ ПО КОНТРАСТУ

Упражнения, направленные на составления речей, построенных на антиномии.

Композиция речи по контрасту может быть следующей:
1. Вступление. Обоснование темы. Указания на аспекты её решения.
2. Главная часть (ответ на вопрос, поставленный в теме).
а) Выдвижение первого тезиса, аргумент № 1, вывод № 1, аргумент № 2, вывод № 2 и т.д.;
б) выдвижение антитезиса № 1, аргументы, выводы.
3. Заключение. Общий вывод.
В речи используются прямые доказательства, а также косвенные доказательства (от противного, сведение к абсурду), применяется также двухсторонняя аргументация, логические и психологические аргументы, нисходящая аргументация (сильные, затем слабые аргументы), индукция (от конкретного к общему).
В контрастной речи применяется односторонняя аргументация (позитивные с вашей точки зрения аргументы), оппонент – воображаемый, вымышленное лицо, т.е. это приём «чучела оппонента».
Антитезис доказывается вскользь и 1–2 раза при особой противоречивости, а доминирует позитивная аргументация
(дедуктивная - от общего к частному). Можно использовать тропы, аксиомы.
Пример: Выберите одну из предложенных тем.
Темы для контрастной речи: «Восток и Запад», «Москва и Петербург», «Белое и Чёрное море», «Марфа и Мария»,
«Масленица и Пасха», «Бедность и богатство».
Самоконтроль.
Упражнения, направленные на улучшение самоконтроля по средствам записи выступления на диктофон или видеокамеру.
« Диктор» « Митинг» « Артистичное поздравление» « Аргументированная речь»
Пример: Запишите на видеокамеру отрывок из своей речи подготовленной для презентации проекта. Посмотрите запись вместе с учителем. Разберите возможные ошибки и варианты улучшения.
Трудная аудитория – форс-мажор.
В данной, завершающей части курса, проводятся практические занятия на преодоления непредвиденных обстоятельств, которые могут возникнуть в процессе произнесения речи.
« Удержание внимания аудитории» « Импровизация в заданной теме»; «Изменение последовательности фрагментов речи, без потери основной линии»
Пример: произошел сбой работы аппаратуры для демонстрации слайдов сопровождающих речь. Найдите в тексте фрагменты, не нуждающиеся в сопровождении визуальными материалами, соедините в импровизационном порядке эти отрывки и заполните паузу, пока не будут устранены неполадки техники.
Заключение:
Основываясь на опыте русской театральной школы. Изучая основные принципы существования актера на сцене, такие как: предлагаемые обстоятельства и мысль- действие, мы можем предполагать результат, связанный не только с подготовкой хороших ораторов, но и воспитания харизматичной личности.