Методическая разработка сценария «Космическое путешествие» ко дню космонавтики


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Аркинского сельского поселения
Методическая разработка
сценария «Космическое путешествие»
ко дню космонавтики
Участники: ученики 4-8 классов (25 человек)
Авторы разработки: Коваль Анна Петровна,
учитель информатики,
Коваль Валерий Викторович,
учитель физики.
с.Арка – 2017г.
Содержание:
Пояснительная записка…………………………………………………….….3
Условия для проведения мероприятия………………………………..….…3
Оформление зала……………………………………………………….…….4
Оборудование, технические средства………………………………..………4
Ответственные за подготовку мероприятия………………………..………4
Ход мероприятия…………………………………………………….……….5
Анализ мероприятия и ожидаемый результат……………………….…….7
Список литературы…………………………………………………….……..8
Рекомендации по сбору установки и созданию ракеты для запуска(Приложение 1)……………………………………………………….8
Фото материалы (Приложение 2)................................................................11
Пояснительная записка
Настоящая разработка составлена для  учителей физики и астрономии средней общеобразовательной школы, ориентирована на учеников 4-8 классов.
Актуальность данной темы заключается в том, что более 50 лет назад началась эра освоения космоса и успешно продолжается до сих пор, встав на новую ступень своего развития.  Основоположниками космонавтики были наши соотечественники, поэтому первостепенной задачей данного мероприятия было подчеркнуть высокую общенациональную значимость космической деятельности, усилить общественный авторитет тех профессий, которые обеспечивают и прогресс, и прочные позиции России в космонавтике, т. к. всё, что связано с космосом, с ярчайшими страницами его освоения, составляет безусловную гордость нашего народа. Это наше достояние, которое мы обязаны хранить, приумножать и развивать.
Цель: формирование познавательного интереса детей к истории космонавтики, развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Задачи: 1.Приобщение детей к мероприятиям, имеющим государственное значение;
2.Знакомство детей с историей развития космонавтики, расширить представления детей о первооткрывателях космоса;
3. Проектирование макетов пневмогидравлических ракет и демонстрация их летных характеристик.
4.Воспитание чувства патриотизма, дружеских взаимоотношений, взаимопомощи, сопереживания.
Участники: ученики 4-8 классов. Участвуют 5 команд (по 1 команде от каждого класса, в команде 3-5 человек).
Условия для проведения мероприятия
Мероприятие проводится в помещении школы и на улице. В школе можно задействовать актовый зал или просторный кабинет. Конкурс по «Запуску ракет» выполняется на улице.  Свободной школьной спортплощадки или большого газона диаметром 35 метров вполне достаточно.  Ракета может быть небольшой, небольшая даже лучше. Заранее, минут за 10-30 до появления зрителей, взрослый ракетчик ставит пусковую платформу, вешает на неё ракету, прокладывает шнур, обтягивает периметр площадки со стороны зрителей полосатой сигнальной лентой, соблюдая нормы безопасности (расстояние, направление пуска и т.д., ракетчики эти нормы знают). Когда ведущий объявляет запуск, ракетчик декламирует зрителям полет. И так с каждой ракетой.
Оформление зала
Название праздника напечатано по буквам на отдельных листах, которые подвешены под потолком. На кулисах, изображающих небесную даль, изображены месяц и звезды разного цвета. На стене – портреты ученых и космонавтов, макеты космических кораблей, спутников и т.п., сделанные из картона и бумаги.
Оборудование, технические средства
Для проведения праздника вам потребуется: компьютер, проектор, установка для запуска ракет, красная жидкость (вода с красителем), компрессор, аккумулятор, необходимое оборудование для сборки ракет (заранее готовят учащиеся).
Дополнительные материалы: видеоролик с демонстрацией первого полета в космос, музыка.
Ответственные за подготовку мероприятия.
Ответственными за подготовку мероприятия назначается заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики, технический специалист по работе с ПК, к работе по запуску ракет можно привлечь учеников старших классов.
Учитель физики готовит стартовую площадку, компрессор для нагнетания воздуха, аккумулятор, цветную жидкость, является ведущим праздника.
Технический специалист проверяет готовность компьютера, проектора, загружает необходимую информацию (видеоролик, музыка, презентацию…), ответственный за музыкальное сопровождение.
Классные руководители совместно с учениками оформляют зал, рисуют плакаты, готовят портреты ученых и космонавтов, макеты космических кораблей, спутников.
Ученики подбирают необходимое оборудование для создания ракеты: пластиковые бутылки, скотч, клей, картон, цветная бумага,..
Ход мероприятия
Ведущий: Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Давайте посмотрим, как это происходило. Видеоролик: ( 5-7 мин.) Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=BMS1cYxOIZc .
Ведущий: День авиации и космонавтики — это особенный, триумфальный праздник! Недаром его отмечает весь мир!
Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Вы знаете, что в бесконечном космосе существует множество планет, на которых живут разумные существа, но они так от нас далеки, что мы пока не можем до них долететь. Я думаю, что когда вы вырастите, кто – то из вас изобретет способ добраться до неизвестных планет, но для этого нужно очень много знать и уметь. Физически слабым и ленивым людям никогда не будет места в космических кораблях, которые в будущем полетят к другим мирам. Готовиться  к таким полетам нужно уже в школе, которая даст вам основы различных знаний, а занятия физкультурой помогут быть ловкими, сильными и выносливыми.  
Однако каждому хотелось бы побывать на неизведанных планетах уже сейчас. Так давайте совершим фантастическое путешествие и посмотрим, какие они – эти планеты? Кто там живет? Готовы ли вы отправиться в путь?
Первое, что мы должны сделать перед полетом, это представить свои команды: название, девиз.
Звучит песня: «Я верю, друзья, каравана ракет.// Помчат нас вперед от звезды до звезды. // На пыльных тропинках далеких планет.// Останутся наши следы» - или любая другая музыка, подходящая случаю. Под нее команды строятся, приветствуют друг друга и зрителей.
1 конкурс «Знатоки космоса»: (викторина):
Ведущий: А сейчас мы с вами совершим короткое путешествие по всем планетам солнечной системы. Давайте по очереди называть все планеты. (Земля, Уран, Нептун, Сатурн, Венера, Меркурий, Марс, Плутон, Юпитер). (Дети называют планеты)
Вопросы викторины
Самая большая звезда в нашем космическом доме. (Солнце)
Почему некоторые звёзды кажутся песчинками?(Расположены далеко от нас)
Сколько звёзд на небе?(Сосчитать нельзя, не всё видим невооружённым глазом)
Какие созвездия вы знаете?(Рыбы, Рака, Лебедя и т. д.)
От чего зависит цвет звезды? (от её температуры)
Имя первого космонавта нашей страны?(Юрий Алексеевич Гагарин)
Первая женщина-космонавт.(Валентина Терешкова)
Как звали собак, которые первыми побывали в космосе?(Белка и Стрелка)
Что значит «падающие звёзды»?(это маленькие камни, летящие из космического пространства. (По-научному их называют метеором)
Какая примета есть относительно «падающих» звёзд?(загадать желание, и оно обязательно сбудется)
Как называется спутник Земли?(Луна)
Назовите одну из комет, которая «посетила» Солнечную систему. (комета Галлея – посещает нас один раз в 76 лет, последний раз она появлялась в 1986 году)
По какой причине образуются в космосе «чёрные дыры»? (когда звезда стареет и взрывается, на её месте образуется чёрная дыра)
Что такое Астероиды?(в нашей Солнечной системе вокруг Солнца двигаются тысячи малых планет - это астероиды)
Через какой прибор можно наблюдать за астероидами?(телескоп)
Какая наука изучает звёзды, Галактику, звёздное небо? (Астрономия)
Как назывался корабль, на котором совершил свой полет Ю. А. Гагарин?(«Восток-1»)
Когда был совершён первый в истории человечества полёт в космос? (12 апреля 1961 года).
Жюри оценивают лучших знатоков космоса.
Ведущий: Людям всегда хотелось знать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Но чтобы это узнать, надо до планет долететь. А чтобы полететь в космос нам нужны будут ракеты. Давайте построим ракеты. Выходите на старт и покажите, как вы это делаете.
2 конкурс «Сбор ракеты»: У участников на столах заготовки материалов (бутылки, скотч, клей, картон, цветная бумага,…)(каждая команда готовит материалы заранее). Команды собирают ракету. (Время исполнения 15-20 минут.)
Оценивание жюри на самую красивую ракету.
Ведущий: Ракету мы с вами собрали. А теперь нам надо лететь в космос.
3 конкурс «Запуск ракет»: Номер выполняется на улице.  Свободной школьной спортплощадки или большого газона диаметром 35 метров вполне достаточно. Ракета может быть небольшой, небольшая даже лучше. Заранее, минут за 10-30 до появления зрителей, взрослый ракетчик ставит пусковую платформу, вешает на неё ракету, прокладывает шнур, обтягивает периметр площадки со стороны зрителей полосатой сигнальной лентой, соблюдая нормы безопасности (расстояние, направление пуска и т.д., ракетчики эти нормы знают). Когда ведущий объявляет запуск, ракетчик декламирует зрителям полет. И так с каждой ракетой.
Оценивание жюри на самый дальний полет ракеты.
Ведущий: нашу землю можно назвать большим магнитом, который притягивает к себе все предметы: людей, дома, камни, животных. Поэтому мы не можем высоко прыгнуть, бросаем камень вверх, и он быстро возвращается назад. Так и наши ракеты благополучно приземлились на родной планете. Наш полет окончен! Всем спасибо! Поздравляю вас с успешным возвращением на Землю.
Итог подводится в зале: (Исполняется песня «Трава у дома».) Друзья и знакомые приветствуют космических путешественников аплодисментами. Они очень рады нашему возвращению. Награждение участников по трем номинациям: «Лучший знаток космоса», «Самая красивая ракета», «Самый дальний полет». Вручение медалей и грамот.
Анализ мероприятия и ожидаемый результат
В данном мероприятии приняли участие учащиеся 4-8 классов.
С помощью ракетно-космической техники во второй половине XX в люди более детально изучают Луну небесные тела, планеты и межпланетное пространство. Это занятие можно проводить в рамках предметной недели, ко дню космонавтики, при изучении темы «Реактивное движение. Ракеты», «Искусственные спутники Земли».
В результате проведения мероприятия учащиеся познакомились с историей развития космонавтики, расширили свои представления о первооткрывателях космоса.
Научились проектировать макеты пневмогидравлических ракет и демонстрировать их летные характеристики, работать в команде, оказывать взаимопомощь, сопереживать.
Список литературы
Юрий Пернатьев. ч.2: Приключения американцев на Луне // «Великие загадки истории» / ред. С.Силяр. — Харьков: Книжный клуб, 2006. — 416 с. 
Итоги науки и техники из серии Ракетостроение, том 3. Шунейко И. И. Пилотируемые полёты на Луну, конструкция и характеристики Saturn  V Apollo МОСКВА 1973г.
«Космос далёкий и близкий» А.Д. Коваль, В.П. Сенкевич. 1977 г.
http://sam0delka.ru/topic/151/https://www.youtube.com/watch?v=BMS1cYxOIZc .
Рекомендации по сбору установки и созданию ракеты для запуска (Приложение 1).
324421511493502247901358900Воздушно-гидравлическая модель относится к типу простейших в ракетомоделизме. Ее характеризует простота конструкции и эксплуатации. Эта модель дает возможность проводить множество различных опытов и, что самое главное, познакомиться с действием реактивного двигателя. Воздушно-гидравлическую ракету можно легко построить самому.
 Такую простейшую ракету сделать можно очень быстро из подручных материалов. Для начала надо определиться каких размеров будет ракета. Основа её корпуса будет простая пластмассовая бутылка из-под газировки. В зависимости от объема бутылки будут различаться полетные характеристики нашей будущей ракеты. Например, 0,5 литра хоть и будет маленькая по размерам, но и взлетать тоже будет невысоко метров на 10-15. Самый оптимальный размер это бутылка объемом от 1.5 до 2 литров, можно конечно еще взять и пяти литровый сосуд, но это будет для нас слишком мощно, не на Луну же лететь. Для старта потребуется также основной инструмент - насос, лучше, если он будет автомобильным и с прибором для измерения давления – манометром. 
Основной узел в ракете будет клапан, от него будет завесить эффективность всей нашей ракеты. С помощью него в бутылку нагнетается и удерживается воздух. Возьмем проколотую или можно рабочую камеру от любого велосипеда и вырежем их неё “сосок”, часть, к которой мы подсоединяем насос. Еще потребуется обычная пробка от бутылок вина или шампанского, но так как их очень много разных форм и размеров, то главным критерием отбора для нас будет длина не менее 30 мм и диаметром, чтобы пробка входила в горлышко бутылки с натягом на 2/3 своей длины. Теперь в найденной пробке следует сделать отверстие такого диаметра, чтобы “сосок” входил с усилием в неё. Отверстие сверлить лучше в два приема, сначала тонким сверлом, а потом уже сверлом нужного диаметра и главное это делать мягко с небольшим усилием. Далее “сосок” и пробку соединяем вместе, предварительно капнув в отверстие пробки немного “супер клея” для предотвращения просачивания воздуха из бутылки. Последней деталью в клапане будет площадка, которая служит для крепления клапана к стартовой площадке. Её нужно сделать из прочного материала, например металл или стеклотекстолит толщиной 2-3 мм и размерами 100х20 мм. После того как в ней сделали 3 отверстия под крепление и ниппеля, можно приклеивать к ней пробку, при этом лучше использовать эпоксидный клей для более прочного соединения. В итоге главное, чтобы часть ниппеля выступала над площадкой примерно на 8-11 мм, иначе не за что будет подсоединять насос. 
Приступил к самой ракете. Она для её изготовления потребуется две бутылки объемом 1.5 литра, шарик от настольного тенниса, цветной скотч. Одну бутылку можно пока отложить в сторону, а со второй выполним операцию. Нужно отрезать аккуратно верхнюю часть бутылки, так чтобы общая длина составила примерно 100 мм. Далее отпиливаем от этой части головку с резьбой. В итоге получился у нас головной обтекатель, но это еще не всё. Так как осталась дырка в середине, то её нужно закрыть и в этом случае понадобится приготовленный шарик. Возьмем целую бутылку, перевернем её горлышком вниз, сверху положим шарик и наденем головной обтекатель. В сумме получилось, что шарик немного выпирает за пределы окружности бутылки, он будет служить как элемент, смягчающий удар об землю при спуске с орбиты. Теперь ракеты нужно украсить немного, так как бутылки прозрачные, то в полете ракету будет плохо видно и для этого, где есть ровная цилиндрическая поверхность, обматываем цветным скотчем. Вот и получилась в итоге заветная ракета, хотя она больше похожа на баллистическую межконтинентальную ракету. Можно конечно сделать стабилизаторы для сходства со стандартной ракетой, но они на полет никак не будут влиять на этом снаряде. Стабилизаторы в количестве четырех штук легко сделать из картона из-под бытовой техники, вырезав их небольшой по площади. Приклеить их к корпусу ракеты можно с помощью клея жидких гвоздей или другого аналогичного. 152401223010
18008602196465-24187155312410Теперь начнем изготовление стартовой площадки. Для этого нам потребуется ровный фанерный лист толщиной 5-7 мм выпиленный квадратом со сторонами длиной 250 мм. В центе сначала закрепим сделанную ранее площадку с клапаном, расстояние между отверстиями выбираем произвольно, расстояние между двумя площадками должно быть не менее 60 мм и для этого применяем в качестве крепления болты диаметром 4 или 5 мм и длиной соответственно не меньше 80 мм. Далее, чтобы ракету зафиксировать на стартовой площадке потребуется смастерить держатель с пусковым устройством, который состоит из двух уголков, двух гвоздей и 4 болтов с креплением. У уголка с одной стороны сверлим два отверстия под крепеж к стартовой площадке, расстояние между отверстиями, как и в уголке, так и в основной площадке должны быть одинаковы, например 30 мм. С другой стороны обоих уголков также нужно сделать два отверстия диаметром 5 мм под два больших гвоздя таким же диаметром, но расстояние между отверстиями должно быть такое, чтобы расстояние между самими гвоздями было от 28 до 30 мм. Когда всё собрано, следует отрегулировать высоту положения фиксирующих гвоздей. Для этого установим бутылку на клапан, как в боевом режиме, с большим усилием и после этого нужно так подобрать высоту уголков, чтобы гвозди легко скользили в самих отверстиях и между горлышком бутылки. Гвозди служат также спускающим механизмом, но еще потребуется сделать специальную пластинку соединяющих их и для веревочки, которую мы будет дергать для запуска ракеты. Завершающими элемента в стартовой площадке будут ножки, для которых нужно просверлить 4 отверстия во всех углах площадки и прикрутить 4 небольших болта длиной от 30 до 50 мм, они служат для фиксации стартового стола в земле. 
  Ракета должна быть наполнена водой в строго указанном количестве, это 1/3 от общей длины всей бутылки. Опытным путем легко убедиться, что заливать слишком много воды, как и слишком мало, не сто¬ит, так как в первом случае для воздуха остается слишком мало места, а во втором - слишком много. Тяга двигателя в этих слу¬чаях будет очень слабой, а время работы - непродолжительным. При открытии клапана сжатый воздух начинает выбрасывать воду через сопло, в результате чего возникает тяга, и ракета развивает соответствующую скорость (около 12 м/с). Следует иметь в виду, что на величину тяги влияет также площадь поперечного сечения сопла. Тяга, уменьшающаяся по мере выбрасывания воды, позволит ракете достигнуть высоты 30 - 50 м.
Несколько пробных запусков при слабом или умеренном ветре позволяют сделать вывод, что при герметическом соединении клапана с бутылкой, правильном наполнении водой и при вертикальной установке модели на старте она может достигнуть высоты около 50 м. Установка ракеты под углом 60° приводит к уменьшению высоты подъема, однако дальность полета увеличивается. При более пологих траекториях либо старты модели будут неудачными, либо дальность полета будет небольшой. Модель, запущенная без воды, будет очень легкой и поднимется только на 2 - 5 м. Запуски воздушно гидравлических моделей лучше всего проводить в безветренную погоду. В результате испытаний легко заметить, что модель обладает хорошей устойчивостью и тенденцией ориентироваться против ветра, как при наличии тяги, так и после окончания работы двигателя. Время полета модели от старта до момента приземления в зависимости от достигнутой высоты составляет 5 - 7 секунд.
Кстати, воздушно-гидравлические ракеты могут быть и многоступенчатыми, то есть состоять из несколько бутылок или даже пяти и больше. Вообще рекорд на высоту полета такой ракеты составляет целых 600 метров, не каждая стандартная модель ракеты сможет достигнуть такой высоты. При этом они могут поднимать существенную полезную нагрузку, например некоторые испытатели устанавливают фотоаппараты или мини видеокамеры и проводят успешно аэрофотосъемку. 
Фото материалы (Приложение 2)