Детское ансамблевое музицирование в рамках ДМШ и ДШИ

Грякалова Ж.В.
преподаватель ЦДМШ, концертмейстер Саратовской
государственной консерватории имени Л.В. Собинова
Детское ансамблевое музицирование в рамках ДМШ и ДШИ
Детское ансамблевое музицирование привлекательно с многих сторон. Оно радостно, интересно, познавательно, полезно, разнообразно по формам. В этой статье обобщается индивидуальный опыт автора, рассказывается об экспериментальной методике и поиске новых нестандартных форм художественного воспитания учащихся в этом направлении в рамках детской музыкальной школы.
Ансамбль имеет большое значение для разностороннего музыкального воспитания учащихся, но как предмет в учебном плане музыкальной школы он начинается лишь на четвёртом году обучения, когда стереотип сольной игры у ребёнка уже сложился и переориентация на иной вид музицирования оказывается не подготовленной ни методически, ни психологически. Запоздалое приобретение необходимых навыков сказывается на дальнейшем обучении, приводит к «неуклюжести», негибкости в интонационном, ритмическом, штриховом отношении. Музыканты-профессионалы с большим трудом преодолевают недостатки такого однобокого воспитания.
Спецификой игры на оркестровых инструментах является их мелодическая природа, освоение многоголосия происходит через слуховое восприятие. Поэтому перед учащимися оркестровых отделений встаёт проблема развития гармонического слуха, задатки которого долго остаются невостребованными. В свою очередь, учащиеся-пианисты долгое время не имеют представления о тембровых (оркестровых) возможностях рояля. Самым естественным путём решения этой важной проблемы представляется совместное музицирование с первых шагов обучения, чем значительно оживляется и обогащается процесс музыкального воспитания.
Началом совместной деятельности могут стать дуэты ученика с педагогом, далее это может быть сотрудничество с другими инструментальными классами (фортепиано, виолончель, духовые инструменты). Более сложные формы камерного музицирования – сонаты, трио – при тщательном подборе репертуара становятся следующим этапом в развитии ученика. Если в такой работе ставить во главу угла не столько результат, сколько процесс выработки ансамблевого «чутья», то за годы обучения в школе дети приобретают опыт непосредственного творческого общения, которым может успешно подпитываться вся их дальнейшая жизнь.
Для музыкальных школ сам факт рождения детского трио необычен. Как правило, под названием «трио» подразумеваются уже сложившиеся музыканты, так как произведения, написанные для этого состава, сложны как в техническом плане, так и по внутреннему содержанию. Такое музицирование выходит за рамки школьной программы. Однако его необходимость и целесообразность подсказывает жизненная и музыкальная практика.
Исторически сложившаяся система детского музыкального образования с опорой на обязательную исполнительскую специализацию, в частности классического направления в МОУДОД ЦДМШ г. Саратова, к сожалению, в настоящее время не может полноценно решить проблему всестороннего музыкального воспитания, основанного на формировании и развитии всех форм взаимодействия личности с музыкальным искусством.
Экспериментальная авторская программа «Эстрадный ансамбль» (руководитель Грякалова Ж.В.) предлагается как новый вариант организации занятий с инструментальным ансамблем учащихся всех отделений в детских музыкальных школах и детских школах искусств по предмету «Коллективное музицирование. Класс ансамбля». В этом случае, целью обучения становится приобщение широких масс учащихся к музицированию на всех инструментах (сочетание инструментов всех отделений ДМШ) в самых разнообразных формах проявления творческой деятельности (аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, звукорежиссуры, создание оригинальных электронных и звуковых тембров, импровизации и композиции). На этой основе значительно интенсифицируется процесс формирования у учащихся широкого круга музыкальных способностей и интересов, воспитания хорошего музыкального вкуса.
Экспериментальная авторская программа по эстрадной специализации рекомендует вводить эту специализацию сразу с младших классов, чтобы к моменту перехода в старшие классы ДМШ ребята имели уже некоторый музыкально-теоретический и технико-исполнительский багаж и небольшой, но собственный музыкальный опыт. Однако возможен набор сразу старшей группы из учащихся ДМШ, которые могут справиться с оркестровыми и ансамблевыми партиями благодаря необходимому техническому уровню исполнения, который появляется у учащихся старших классов.
Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи по освоению игры в эстрадном ансамбле, также является важным фактором, связывающим новый курс с тем, который уже существует. В обоих случаях центральной составляющей репертуара становятся лучшие мировые образцы как классической и народной музыки, так и современной музыки академических и массовых жанров. Важно преодолеть односторонние представления об эстрадной музыке как связанной исключительно с молодёжной развлекательной культурой. Необходимо использовать все её потенции для формирования хорошего музыкального вкуса.
Правильный и продуманный подбор репертуара руководителем коллектива играет большую роль. Здесь важно помнить, что разучиваемые произведения должны быть интересны и понятны учащимся, в этом случае полная отдача ребят в их работе гарантирована. Произведения должны быть технически доступны, но не должны быть слишком простыми, так как в этом случае темпы роста исполнительского мастерства ребят могут замедлиться. В процессе работы над конкретным произведением целесообразно неоднократно прослушивать его запись в исполнении лучших эстрадных и джазовых коллективов. Практика показывает, что в этом случае ребята стремятся подражать первоклассным музыкантам, что благотворно влияет на их манеру исполнения и артикуляцию.
И ещё один важный момент. Отличительной особенностью данного вида деятельности является привлечение для полноценного концертного исполнения наряду с учащимися преподавателей всех отделов (преподавателей по специальности участников младшего и старшего составов эстрадного ансамбля или преподавателей – консультантов по этим специальностям). Могут быть и совместные с младшим и старшим составы, но может быть и отдельный постоянный педагогический состав. Участвуя в коллективном музицировании рядом с опытными музыкантами, учащиеся начинают более ответственно относиться к этому делу. Они стремятся повысить свой исполнительский уровень, приближая его к мастерству педагогов.
Отсутствие нотного материала не должно останавливать руководителя коллектива при включении того или иного произведения в концертный репертуар. Достаточно иметь хорошую магнитофонную или иную запись. Немаловажно, что руководитель должен в полной мере владеть искусством аранжировки и иметь твёрдые навыки точной записи оркестровой партитуры с магнитофона, желательно для более точного зрительного восприятия текста в компьютерных программах нотного редактора Сибелиус, Финал и др.
Инструментальные произведения для современных оркестров и ансамблей можно условно разделить на оригинальные сочинения и обработки популярных песен или мелодий. Сравнительно редко произведения первого вида бывают записаны автором полностью со всеми подголосками, контрапунктами. Чаще всего авторский материал изложен в виде темы с гармонией, иногда с указанием характера ритмической фактуры. В этом случае, как и в произведениях второго вида, вся работа по сочинению формы, фактуры, стилистики произведения и т.д. выполняется аранжировщиком.
Перед началом работы над партитурой инструментального сочинения чрезвычайно важно иметь примерный план аранжировки. Тональность темы обусловливается диапазоном и удобствами игры на сольных инструментах. Необходимость соблюдения этого принципа зависит от сложности темы и квалификации музыкантов. В партитуре ансамбля с небольшим составом музыкантов выразительные возможности несколько ограничены. В этом случае важно умело распределить солирующие эпизоды, выстроить тематическое развитие, чтобы избежать тембрового однообразия. Примером такой аранжировки может служить переложение пьесы современного саратовского композитора В. Мишле «Лопоухий ослик» для ударных и фортепиано, сделанное автором статьи, а также переложение этой пьесы для трио, выполненное Ж. Грякаловой и С. Желтко.
Определение работы над песней как аранжировка обусловлено практикой современной эстрады, предполагающей не только творческую фантазию, но и элементы композиторского творчества. Композитор представляет, что песня будет аранжирована в соответствии с творческими индивидуальными особенностями исполнителя. Песня – это, прежде всего, художественный образ, созданный композитором и поэтом. Когда в его творческое сотрудничество включается аранжировщик, то первостепенными требованиями к его работе становятся осмысление и наиболее точное «попадание» в художественно-образный строй произведения.
Как будет работать аранжировщик над песней – проигрывать клавир на фортепиано, уточняя гармонию и инструментальные проигрыши, или, не пользуясь инструментом, мысленно разрабатывать тактику организации партитуры – принципиального значения не имеет. Всё зависит от степени развития внутреннего слуха, музыкальной подготовленности, опыта и привычки работать. При работе над партитурой песни важно организовать все выразительные средства таким образом, чтобы они точно соответствовали её жанру. Точность в определении жанра партитуры, в отборе приёмов аранжировки, находящихся в одной жанрово-стилевой плоскости с оригиналом – это совершенно необходимое требование при выполнении партитуры песни.
Особой точности в выборе средств выразительности, в том числе, и приёмов аранжировки, требует «осовременивание» песен прошлых лет. Формальный перенос «старой» мелодии в сферу современных ритмов и гармоний не решает творческую проблему возрождения песни, зато создаёт подчас проблемы художественно-эстетического порядка. В данном случае, остро встаёт вопрос художественного соответствия приёмов аранжировки самой музыкально-образной идее, задачи аранжировщика приближаются к композиторским. Примером является «Фантазия на темы военных песен» Ж. Грякаловой – С. Желтко, посвящённая 70-летию Победы.
В заключение хочется подчеркнуть, что развитие творческих способностей учащихся средствами разных форм детского ансамблевого музицирования (эстрадного и классического направления в музыке) – процесс трудоёмкий, но увлекательный и результативный. Продуманный выбор музыкального материала для учебной, художественной деятельности детей на практике показал свою эффективность. Принципиально новое творческое прочтение музыкального материала позволило адаптировать его к разным возрастным категориям детей и к разному уровню их подготовки. Продуктивной оказалась и предлагаемая методика сотрудничества учителя и ученика. Поэтому опыт работы целесообразно использовать в ДМШ и ДШИ.

Список использованной литературы:
Воскресенский С., Киянов Б. Современные эстрадные ансамбли. – Л.: Советский композитор, 1975.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001.
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Заголовок 115