Реферат на тему: Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения детей и подростков.


Роль ансамблевой игры в формировании всесторонне развитой личности ребенка в учреждениях дополнительного образования.


Музыкальное искусство играет огромную роль в формировании творческой, духовно богатой, всесторонне развитой личности. Воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, занятия музыкой формируют вкус и характер ребенка, развивают творческое мышление, влияют на нравственную сферу, таким образом воспитывая ребенка не только как музыканта, но и как личность.
Ансамблевая игра на музыкальных инструментах дает возможность всестороннего развития ученика. Ансамблевое музицирование совершенствует умение читать с листа, развивает слух и ритмическое чувство. Наряду с этим игра в ансамбле учит взаимодействию - умению слушать партнера, исполняя свою партию быть частью музыкального действа, а не солистом.
В учреждениях дополнительного образования есть возможность заниматься не только фортепианным ансамблем, но и объединять в ансамбль исполнителей на различных инструментах - что в значительной степени расширяет репертуарные возможности. Известно, что фортепиано обладает особо богатым репертуаром: посредством исполнения обучающийся может познакомиться с оперно-симфонической, камерно-инструментальной, вокально-хоровой музыкой. Поэтому при объединении в ансамбль разных инструментов происходит взаимообогащение в плане репертуара, приобретается новый музыкально - исполнительский опыт, происходит развитие музыкальных способностей и навыков (музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков.) И в целом у обучающегося развивается интерес к музыкальному искусству и исполнительству.

Игра в ансамбле реализует принципы развивающего обучения такие как:
-увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала (расширение репертуарных рамок.)
Так, сложное в техническом отношении произведение может быть облегчено за счет переложения для двух и более исполнителей, не теряя при этом фактурного изложения и регистрового звучания. Таким образом происходит расширение слухового опыта обучающихся и увеличение количества пройденного репертуара.
-Принцип ускорения темпов прохождения части учебного материала (так как работа по шлифовке репертуара часто поглощает большое количество времени в ущерб общемузыкальному развитию).
В этом случае не ставится задача отшлифовать произведение для вынесения его на концертную эстраду. Данный принцип - ознакомительное прохождение произведения, или чтение с листа - способствует накоплению музыкально-слухового опыта, обучающийся приобретает « музыкальный багаж», знакомится с творчеством и биографиями различных композиторов.
-Развитие творческой инициативы.
Развитие творческой инициативы – принцип отхода от пассивных способов деятельности, когда педагог действует авторитарно. Поскольку развитие возможно в русле самостоятельной мыслительной деятельности и эмоционального отклика.
В ансамблевом исполнительстве существуют некоторые проблемы, которые следует учитывать:
1) темпо-ритмические,
2) паузирование,
3) одновременное взятие, снятие звуков,
4) понимание фактуры,
5) педализация,
6) динамика.
1)Темпово-ритмические проблемы исполнения.
Часто при игре в ансамбле у обучающихся есть тенденция к ускорению ( в основном в пьесах динамичного, яркого, техничного плана.) Темповое ускорение происходит в частях произведения, где усиливается динамика. Поэтому очень важно заострить на этом внимание обучающихся и следовать темповым указаниям автора.
2)Проблемы паузирования.
При длительных паузах, которые встречаются в партии,чтобы избежать расхождений, можно предложить обучающемуся пропеть звучащий у партнера эпизод.


3)Одновременное взятие, снятие звуков.
Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Здесь важно взаимодействие партнеров. Обучающиеся должны научиться подавать знак для совместного взятия, или снятия звука, или аккорда. Вступление и снятие звука достигается легче, когда партнеры правильно чувствуют темп еще до начала игры.
Техника передачи пассажа или мелодии из одной партии в другую, « из рук в руки» прорабатывается на занятии. Обучающиеся должны научиться подхватывать незаконченную фразу и передавать ее партнеру, не разрывая музыкальной ткани.
4)Понимание фактурных особенностей произведения.
При игре в ансамбле обучающиеся должны понимать- в каких моментах произведения исполняемая ими партия имеет главенствующее значение, а в каких исполняет роль сопровождения, а где обе партии имеют равноправное значение.
Иногда в ансамблевой игре возникает проблема личностного взаимодействия детей, когда оба ребенка считают себя лидерами. Поэтому педагог должен учитывать и психологические особенности своих обучающихся, и, исходя из этого, объединять их в ансамбль. С другой стороны, в этом случае ребята учатся эффективному взаимодействию в команде, умению прислушиваться к чужому мнению, воспитывают волевые качества, а также начинают ощущать себя частью целого музыкального действа, краской в единой многоцветной музыкальной палитре.
Партнеры должны уметь «поделить клавиатуру», если речь идет о фортепианном ансамбле, как держать локти, чтоб не мешать друг другу.
5)Педализация.
Педализирует произведение исполнитель партии secondо, так как обычно она служит фундаментом мелодии. Поэтому исполнителю данной партии важно слышать не только свою партию, но и партию партнера, а также и одновременное звучание обеих партий.
6)Динамика.
Ансамблисты должны представлять общий динамический план произведения. Знать нюансировку, кульминацию, фразировку произведения, и тому подобное. Создание единой логичной динамической композиции создает грамотную интерпретацию произведения.
Важным аспектом в ансамблевом исполнительстве является подбор репертуара.
При выборе учебного материала следует руководствоваться следующими критериями:
-эстетический,
-психологический,
-музыкально-педагогический.
Эстетический критерий предполагает отбор произведений эстетически и художественно значимых. Следует учить детей на хорошей музыке различных жанров и эпох, формируя вкус и умение чувствовать прекрасное.
Классические и современные музыкальные произведения высокого уровня побуждает ребенка к творческому поиску.
Разнообразный стилистический и жанровый материал дает стимул к дальнейшим занятиям музыкой. Выбирая музыкальный материал, важно учитывать психологический фактор. Содержание произведений должно соответствовать возрасту, жизненному опыту и психологическим особенностям личности ребенка. Вместе с тем, возможно включение в репертуар произведений более сложных по сравнению с предшествующим уровнем произведений, тем самым определяя перспективу дальнейшего развития обучающихся.
Музыкально-педагогические критерии предполагают выбор произведений, отвечающих тематическому содержанию программы. При выборе репертуара учитываются не только музыкально- исполнительские задачи, но и темперамент, артистизм, интеллект ребенка, а также его пожелания. Кто-то из обучающихся любит исполнять пьесы кантиленного характера, а кто-то подвижные, техничные пьесы. Если вялому, медлительному ребенку предложить сыграть яркую пьесу в подвижном темпе, вряд ли можно ждать успеха, но проходить такие произведения необходимо для развития этих качеств.
Таким образом, ансамблевая форма изучения репертуара реализует ряд принципов педагогики сотрудничества: опережение, свободный выбор, обучение без принуждения. Эта форма работы направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.
Итак, из вышесказанного можно сделать заключение о том, что ансамблевое музицирование способствует реализации принципов развивающего обучения.
Помогает развитию творческой личности, пополняет фонд слуховых впечатлений, обогащает профессиональный опыт, увеличивая багаж специфических знаний. Способствует развитию комплекса специфических способностей: музыкального слуха, ритмического чувства, музыкальной памяти, двигательно-моторных навыков, воспитывает вкус, расширяет кругозор. Ансамблевое музицирование способно сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления, интеллекта ребенка.
Список литературы.
1.Цыпин Г.Обучение игре на фортепиано. М.,1998.
2.Цыпин Г.Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М.,1993.
3.Якиманская И.С.Развивающее обучение. М.,1999.
4.Готлиб А.Основы ансамблевой техники. М.,1989.