Конспект урока по химии в 10 классе по теме Природные источники углеводородов


Природные источники углеводородов
Цели урока:
Образовательная: Познакомить учащихся с природными источниками углеводородов, их составом, свойствами, применением и мерами безопасности при работе с ним.
Развивающая: Способствовать развитию мыслительной деятельности, творческих способностей и познавательного интереса, навыков коммуникативного общения.
Воспитательная:  Воспитание бережного отношения к окружающей среде, рациональному использованию природных источников углеводородов.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация на тему «Природные источники углеводородов», коллекция «Продукты нефтепереработки», локальная сеть выходом в Интернет, мультимедиа проектор, демонстрационной экран.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Подготовка к восприятию темы (выявление цели).
«В земные недра ты, химия, проникни взора остротой, и что содержит в нем Россия, драги сокровища открой».
Тема нашего урока:  «Природные  источники  углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы. Нефть».
Ш. Изучение нового материала
Знакомство с источниками углеводородов мы начнём с природного газа. Запасы природного  газа на нашей планете велики. Что такое природный газ?
Природный газ представляет собой смесь газов, состав которой в значительной мере определяется месторождением. Однако в любом случае основным компонентом является метан, объёмная доля которого колеблется от 70 до 98%. Остальные компоненты – это этан, пропан, бутан, изобутан, неорганические газы Природный газ не имеет запаха, а известный всем запах "газа" – это запах этилмеркаптана, который специально добавляется в газ на городской газораспределительной станции (ГРС) для возможности определять утечку газа по запаху.
Попутный нефтяной газ растворён в нефти или находится над ней, образуя своеобразную «газовую шапку». В процессе добычи нефти его отделяют и используют в качестве топлива или химического сырья. В попутном газе содержится значительно меньше метана и больше его гомологов, чем в природном газа. Для практических целей попутный газ разделяют на фракции.
Фракции попутного нефтяного газа:
1. Сухой газ - метан, этан (применяют как топливо);
2. Пропан - бутановая смесь (применяют как топливо);
3. Газовый бензин - пентан и выше (применяют как добавка к бензину).
Нефть – это один из самых главных природных источников углеводородов. С ней человек познакомился давно.
Сырая нефть – маслянистая жидкость, легче воды, не растворяющаяся в ней, от светло-коричневого до черного цвета. У нее различен не только цвет, но и запах, а также вязкость.
По составу нефть – сложная смесь, главной частью которой являются предельные углеводороды, цикло парафины и ароматические углеводороды.
Издавна использовали физический процесс при переработке нефти, основанный на том, что в ее составе углеводороды с разной температурой кипения. Сырую нефть очищают, освобождают от газа, воды, сернистых соединений, а далее используя разницу в температурах кипения УВ, ее разделяют на фракции.
Фракции – смесь углеводородов, кипящих в определенном температурном интервале.
Этот процесс проводят в ректификационной колонне, где нагретая нефть при охлаждении разделяется на отдельные компоненты.
Фракции нефти:
1. Газовая фракция (метан и другие газы).
2. Бензин (С 5 -С 11 ) температура-40-200 0 С (газолин, бензин авиационный, автомобильный).
3.Лигроин (С 8 -С 14 ) температура-120-240 0 С (горючее для тракторов).
4. Керосин (С 12 -С 18 ) температура-150-310 0 С (топливо для реактивных самолётов и ракет).
5. Газойль (С 18 и выше) температура-275 0 С (дизельное топливо).
6. Мазут - продукт, остающийся после ректификации нефти.
Демонстрация коллекции «Продукты переработки нефти».
IV. Выводы:
1.Нефть, газ, каменный уголь – это ценное сырьё для химической промышленности. В недалёком будущем им будет найдена замена в топливно-энергетическом комплексе нашей страны. В настоящее время учёные ведут поиск путей использования энергии солнца и ветра, ядерного горючего с целью полной замены нефти. Наиболее перспективным видом топлива будущего является водород. Сокращение использования нефти в теплоэнергетике – путь не только к более рациональному её применению, но и к сохранению этого сырья для будущих поколений. Углеводородное сырьё должно использоваться только в перерабатывающей промышленности для получения разнообразной продукции. К сожалению, ситуация пока не меняется, и до 94% добываемой нефти служит топливом. Д. И. Менделеев мудро говорил: “Сжигать нефть – это то же, что топить печь ассигнациями”.
 2.Природные источники углеводородов необходимы человеку. Но при их добыче, транспортировке необходимо помнить слова пророка Иеремии: «Я ввел вас в Землю плодоносную, чтобы вы питались плодами и добром ее, а не вошли и оскверняли Землю мою и достояние мое сделали мерзостью».
3.Задачи: изыскать более эффективные пути переработки нефти, газов, угля и сланцев; усовершенствовать уже существующие ( перегонка, крекинг, пиролиз, коксование); получение жидкого топлива из угля и сланцев; получение и использование водорода в качестве моторного топлива; получение синтетического жидкого топлива из угарного газа и водорода.
Вопросы для обобщения:
1.Прокомментируйте любимый афоризм Д.И.Менделеева.
2.Что нового узнали на уроке?
V.Домашнее задание.
Параграф№10 упр.2-5.