Методическая разработка урока Многообразие углеводородов. Генетическая связь между классами углеводородов (10 класс)


Методическая разработка урока в 10-м классе "Многообразие углеводородов. Генетическая связь между классами углеводородов"
Тип урока: обобщающий урок.
Цели урока:
Образовательные: формирование целостного представления о составе, строении, свойствах и применении основных классов углеводородов на основе их сравнительной характеристики.
Воспитательные: воспитание дисциплинированности и самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний в нестандартных ситуациях, ответственности за результаты учебного труда.
Развивающие: развитие интереса к предмету, творческих способностей, внимания, аналитических навыков.
Предполагаемые результаты урока: учащиеся должны знать основные характеристики важнейших классов углеводородов; уметь прогнозировать состав, строение и свойства представителей классов, составлять генетические связи между разными классами углеводородов, а также связывать неорганические вещества  с органическими.
Оборудование: ПК, проектор, экран, мультимедийная презентация «Углеводороды», коллекция веществ «Углеводороды».
ХОД УРОКА
I.   Организационный момент
II. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы подведем итоги изучения темы «Углеводороды». Количество органических веществ, содержащих в своём составе атомы двух химических элементов – углерода и водорода, очень велико. Мы рассмотрели лишь наиболее важные классы углеводородов и основные закономерности, описывающие их состав, строение и свойства. (Приложение 1)
Вопрос: Какие вещества называются углеводородами?(Ответ учащихся: углеводороды – это органические соединения, состоящие из углерода и водорода) Вы изучили все классы углеводородов. Сегодня проведем обобщающий урок по этой теме.Вопрос: как вы думаете, какова цель нашего урока? (высказывания учащихся)
Цель нашего урока – повторить, обобщить и закрепить полученные знания и умения по теме «Углеводороды» изучить многообразие их, а также  генетическую связь углеводородов.).Разнообразный мир углеводородов можно разделить на три группы: предельные, непредельные, циклические. А какие представители этих групп Вам известны? Основные физические свойства?  (демонстрация коллекции) К предельным углеводородам относятся алканы, к непредельным – алкены, алкадиены, алкины, к циклическим – циклоалканы, арены.А какое практическое значение имеют эти вещества? 
Углеводороды играют важнейшую роль в нашей жизни: служат сырьем для получения пластмасс, резины, лекарств, волокон, средств бытовой химии, несут в наши дома свет и тепло.
III. Решение кроссворда 
1.      Название алкена, состоящего из трех атомов С.( пропен)2.      Название реакции присоединения водорода. ( гидрирование)3.      Вещества, имеющие одинаковый количественный состав, но отличающиеся по строению и свойствам называют… (изомеры)4.      Название термического разложения нефтепродуктов, приводящего к образованию углеводородов с меньшим числом атомов С в молекуле. ( крекинг)5.      Название частицы, имеющей неспаренный электрон. ( радикал)6.      Углеводород с двумя двойными связями, имеющий формулу С4Н6.

IV. Работа в группах – проектное задание по теме «Углеводороды» (составление презентации).
(4 группы:  1. алканы;  2. алкены;  3. алкины, алкадиены; 4. арены и циклоаклканы.)
1.  Распределить класс на 4 группы.2. Каждая группа выбирает  определённый класс углеводородов.
3. Группа согласует свой выбор с учителем. 4. Приступает к выполнению задания.
План выполнения.
1. Общая характеристика класса (общая формула, определение, особенности класса  углеводородов)2. Выберите конкретный углеводород – представитель класса и дайте его характеристику по показателям:
Название вещества, его молекулярная, структурная формула.
Название класса, особенности строения, общая формула, вид гибридизации атома углерода, валентный угол, пространственное строение.
Изомерия.
Нахождение в природе
Физические свойства.
Химические свойства:а) реакция горения б) реакция замещения в) реакция присоединения г) другие свойства
Способы получения в промышленности и лаборатории.
Области применения.
V. Индивидуальное задание решение поурочного теста
Тема «Углеводороды»
Начало формы
1. Вещества с общей формулой СnH2n относятся к классу
алканы алкины алкены арены
2. Пи связь имеется в молекуле:
пентана
пропанола циклопентана пропена3.   Гомологом этана является:
С2Н4
С62Н6,
С3Н42
СН3 – СН2 – СН32.
4. При взаимодействии пропилена с  бромоводородом получается
1 бромпропан 1,1-дибромпропан
2-бромпропан
2,2 -дибромпропан5.  Для алкенов характерны реакции
замещения,   
обмена,
присоединения   
дегидрирования
6. Изомером пентадиена является
С – С – С – С – С
С = С – С – С – С
С – С – С = С – С
С – С = С – С – С
7.  Характерной химической реакцией для веществ, имеющих общую формулу  СnH2n+2 является реакция:
 замещения
гидрирования
присоединения
 дегидратации
8. Полиэтилен получают реакцией
гидрирования
изомеризации
поликонденсации
полимеризации
9. Бутадиен относится к классу веществ, общая формула которого
СnH2n+2
СnH2n-2
СnH2n
 СnH2n+1OH
10. Гомологи гексана С5Н8
С7Н165
С6Н6
С7Н14.
11. Только сигма-связь имеется в молекуле
бензола
этилена
этана 
бутина.
12. Органическое вещество, обесцвечивающее бромную воду
  метан
пропилен
 хлорметан
  этан.
13. Из 92 г этанола получили 33,6 л (н. у.) этилена. Выход продукта в %  от теоретически возможного составил:
50
75
85
90.
14.  Углеводород, массовая доля водорода в котором 14,3 %, имеющий относительную плотность по водороду 21, – это:
пропан
пропен пропинКонец формы
V. Подведение итогов
Выставление оценок.