Генетическая связь углеводородов и их производных, природные источники углеводородов.


Тема: Генетическая связь углеводородов и их производных, природные источники углеводородов.
Класс: 11 «Б»
Дата:
Цели и задачи урока
рассмотреть генетическую связь между типами углеводородов и классами  органических соединений;
обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах и их производных на основе сравнительной характеристики их свойств;
подготовка учащихся к решению генетических цепочек задания по химии;
развитие логического мышления, опираясь на химию  углеводородов и их производных;
формирование навыков самообразования у учащихся;
Ход урока
Учитель: Органическая химия – наука о жизненно-важных веществах. Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни. Каждый день синтезируются все новые и новые вещества. И наша задача на уроке рассмотреть основные закономерности превращения органических веществ на примере углеводородов, Классификация углеводородов и их генетическая связь поможет нам сформировать целостное представление о представителях класса углеводородах и понять основные закономерности, которые применяются в превращении органических веществ..Генетическая связь между классами углеводородов.
Учитель: Почему классы которые мы изучили относят к УВ? Давайте вспомним, какие классы относятся к углеводородам, название класса по систематической номенклатуре, общая формула.
КЛАССИФИКАЦИЯ УГЛЕВОДОРОДОВ
Ациклические Циклические
Непредельные   Предельные    
Алкадиены       Алканы      ЦиклоалканыСпН2п-2            СпН2п+2                СпН2п
Алкены                                         Арены
СпН2п                                          СпН2п-6
                                   Алкины
                                    СпН2п-2
Учитель: Чем отличаются по составу углеводороды разных типов
Учащиеся: Числом атомов водорода.
Учитель: Какие реакции нужно провести, чтобы из одного типа углеводородов получить другой.
Ученик: Реакции гидрирования или дегидрирования. Так можно осуществить большинство переходов, однако этот способ получения не является универсальным. Стрелками в схеме указаны УВ , которые непосредственно можно превратить друг в друга одной реакцией.
Учитель: Схематически это выглядит так:

Задание: Осуществите несколько цепочек превращения. Определите тип каждой реакции:
Для иллюстрации сказанного предлагается осуществить несколько цепочек превращени
Проверку делаем на экране

Учитель: Вы знаете, что генетическая взаимосвязь осуществляется не только между УВ, но и между их производными – кислородосодержащими органическими веществами.

Выводы: сегодня на уроке на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов мы увидели и доказали с помощью превращений – единство материального единства мира