Презентация Интегрированный урок музыки и ИЗО в 4 классе по теме: Мы победили


Интегрированный урок музыки и ИЗО в 4классе по теме:
"Мы победили"
посвящённого к 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

Цели. Изучить работы советских художников, композиторов посвящённые Великой Победе. Знакомство с творчеством композитора А. Александрова. Узнавать исторический и батальный жанры живописи. Анализировать цветовую гамму произведений, посвящённых Великой Победе, на примере работ А. Дейнекии других художников. Выполнить поздравительную открытку для ветеранов.
Создать условия для
интеграции знаний музыки и ИЗО по восприятию батальной стихии в цветовом и музыкальном выражении;
развития патриотического воспитания детей;
творческой атмосферы, при которой ребенок самотворит, самореализуется, самовыражается;
формирования мыслительных операций: обобщать, доказывать, научиться вслушиваться.
Задачи:
Дидактические:
- знакомство с новыми произведениями искусства;
- обучение учащихся высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства;
- закрепление умений и навыков, полученных ранее на уроках декоративного творчества ;
Развивающие:
- развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки  и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощённые в них.
-развитие умения выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос.
Воспитательные:
-воспитание чувства патриотизма и уважения к старшему поколению.
 - воспитание интереса и любовь к истории Отечества;
- воспитание чувства гордости за людей, отстоявших Родину в годы ВОВ;
- воспитание уважения к старшему поколению 6. Воспитание в ребенке мыслящего художника.
Методы и приемы:
- словесный
- наглядный
- практический.
Оборудование урока.
а) Для учителя: интерактивный комплекс, мультимедийная презентация, вспомогательный материал с опорными словами и названиями произведений искусства; портреты композитора А.Александрова и художника А. Дейнеки образцы поздравительной открытки
Классная доска оформлена иллюстрациями о Великой Отечественной войне. А. Дейнека «Оборона Севастополя». П. Оссовский «Салют Победы»; плакат "Родина мать зовёт.» Троидзе.
б) Для учащихся: альбом; краски; цветные мелки; заготовки поздравительной открытки цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, ластик,кисточки, баночки с водой, трафареты
Музыкальный ряд: фонограмма для музыкального ряда;
"Заветный камень". Композитор Б. Мокроусов, поэт А. Жаров.
(Аудиозапись "Священная война" (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А .Александрова),песня "О той весне" фонограмма песни “День Победы” – муз. Д.Тухманова, ст.В.Харитонова,
Изобразительный ряд:
иллюстрациями о Великой Отечественной войне. А. Дейнека «Оборона Севастополя». П. Оссовский «Салют Победы»; плакат "Родина мать зовёт.» Троидзе.
Тип урока: «открытия» нового знания
Оргформа урок-экчкурсия
Количество часов: отведенных на изучение материала – 1
Ход урока
І. ОргмоментМузыкальный дивертисмент. Беседа начинается с вопроса, что дети знают о Великой Отечественной Войне. Если в семье никто не воевал, то кто-то трудился ради Победы, так или иначе война коснулась каждой семьи нашей страны.- Ребята, что вы знаете о Великой Отечественной Войне?- Какую годовщину Победы в этой войне будет праздновать наша страна?
ІІ Актуализация знаний.
Учитель. Сегодня мы посвятим наш урок мужественным и суровым дням Великой Отечественной войны, тем страшным годам, когда гитлеровские армии, охваченные диким стремлением поработить народы всего земного шара, решили превратить его в единое фашистское государство, в котором только фашисты получили бы право считаться полноценными людьми, учесть же остальных – быть их рабами. Определим сегодняшнее звучание темы Великой отечественной Войны, поговорим о возрастании личностной позиции художника и личностных переживаний человека в искусстве российских художников на примере живописи известных художников А.А.Дейнеки ,Троидзе и других
художников, композитора
А. А.Александрова.
Дети. Игра-опрос Повторение пройденного материала
2.Открытие учащимися новых знаний. Практическая деятельность по изучению нового материала
Учитель. Приглашаю вас на экскурсию: вслушайтесь в мелодию, характер, текст песни и попытайтесь узнать характер музыки. Прослушивание музыки аудиозапись "Священная война" (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А .Александрова. ),
Учитель. О чём эта музыка? Назовите характер музыки?
Дети. Тревожная ,призывающая.
Учитель. На что призывает эта музыка?
Дети. Эта музыка призывает народ на подъём страны ,на защиту Отечества.
1). Слушание и анализ песни "Священная война" сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова
Учитель. Прослушайте и просмотрите клип. Аудиозапись "Священная война" (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А .Александрова
- 27 июня 1941 года, шёл шестой день войны. Белорусский вокзал Москвы. Отсюда бойцы отправлялись на фронт. Неожиданно в зале ожидания раздались звуки песни. Наступила тишина. Все встали со своих мест, как при исполнении гимна.
(Аудиозапись "Священная война" (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А .Александрова. Дети слушают первый куплет песни, затем учитель убавляет звук и на фоне музыки продолжает беседу).
- Строга, исполнена благородной ярости мелодия песни, упруг и энергичен маршевый ритм. Хор поёт песню сурово, мужественно, произносит слова твёрдо и решительно. Песня звучит, как клятва. Песню "Священная война" написал композитор А. Александров и поэт В. Лебедев-Кумач.
- Внезапное нападение врага на нашу Родину вызвало у композитора, как и у всех людей, чувство возмущения, гнева, мести. Александров не был военным специалистом, но у него всё же оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разбить врага.
Ученик :И трубы медью пламенеют,
Над миром рассыпая гром,
Мы с грозной музыкой,
Мы с нею, непобедимые идём…(читает ученик)
Учитель обращает внимание на написанные опорные слова на доске:
грозная, справедливая, мужественная, суровая, призывная
- Выберите слова, наиболее ярко характеризующие эту песню.
- Какие чувства людей выражает эта песня? Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу
.- Какие чувства песня пробуждает в людях?  Гордость за свою Родину, придаёт уверенность в Победе.
 - Песня "Священная война" стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Люди, взволнованные и потрясённые, уносили в своих сердцах эту мужественную, суровую, справедливую музыку. ). 2
2)Беседа по картине А. Дейнека "Оборона Севастополя"
- В годы войны не только композиторы и поэты сочиняли музыку, но и создавали свои произведения художники. Своими произведениями они призывали людей мужественно защищать Родину, вселяли в них веру в Победу. О творчестве одного из них мы узнаем сегодня на уроке.
 (Небольшой материал о биографии художника рассказывает ученик.На слайде портрет художника А. Дейнека)
Александр Александрович Дейнека родился в 1899 году в городе Курске, в семье железнодорожника. Вначале он думал выбрать для себя профессию отца, но любовь к рисованию привела его в художественное училище. После окончания училища Дейнека много ездил по стране. Любимым городом художника был Севастополь. Он любил этот город за его весёлых людей, за красивое Чёрное море. В 1942 году, после ранения художник вернулся с фронта. В немецкой газете он увидел снимок Севастополя, снятый немцами с самолёта. Страшный снимок, весь город был разрушен. Дейнека отчётливо представил, как всё взлетает на воздух, как женщины и дети перестали смеяться. Поэтому и решил писать картину о своём любимом городе, которую назвал "Оборона Севастополя".
- Город-герой Севастополь находится на юго-западе Крымского полуострова, на побережье Чёрного моря. Это незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, и культурно-исторический центр. В Севастополе расположена главная военно-морская база Черноморского флота Российской Федерации.(учитель показывает на слайде географическое расположение Севастополя)
- Что значит "оборона"? "Оборона" значит защита
(На слайде картина).
- Посмотрите на картину. (Дети в течение минуты рассматривают картину).
  Она изображает один из боёв за Севастополь. На картине изображены две группы людей.
- Можете ли вы показать, где находятся защитники, а где враги? (ученик показывает указкой: слева – защитники, а справа – враги).
- Как вы догадались? Они по-разному одеты. У них разная форма.
- Кто защищает Севастополь? Какая форма у защитников? Чем они вооружены?
- Кто затрудняется, может воспользоваться опорными словами на доске:
моряки, фашисты, белая форма, немецкий солдат, тельняшка, зелёная форма, синий воротник, каски, бескозырка, винтовки со штыками, гранаты, танки, ручной пулемёт
- Какая форма у немцев? Чем они вооружены?
- Идёт сверхнапряжённый бой. Давайте рассмотрим, как художнику удалось это передать.
- Кого мы видим на переднем плане картины?
- Кто изображён слева от него?
- Рассмотрите внимательно выражения лиц моряков. Что можно сказать, глядя на них?
- Какие чувства они испытывают? Пользуемся опорными словами и выражениями: храбрые, смелые, на лицах не видно страха, суровый, зоркий взгляд, ненависть
- Кто ещё изображён на переднем плане картины? ( Немецкий солдат лежит вниз лицом, неподвижно, видны следы крови).
- Обратите внимание на моряка на втором плане картины. Что с ним произошло? (Он ранен.Моряк как бы приостановился, опустил голову, винтовку выронил из рук).
- Что ещё говорит о том, что идёт напряжённый бой? (Моряки и фашисты близко подошли друг к другу.Моряки готовы пронзить противника штыками).
- Как называется бой на ближнем расстоянии? (Такой бой называется рукопашным).
- Обратите внимание на задний план картины. Что мы видим? (Мы видим разрушенный город.Виден самолёт, обстреливающий город).
- Посмотрите в окно, какое сегодня небо? (Небо ярко голубое, безоблачное).
- Какое небо на картине? (Небо красное от взрывов и пожаров, валит густой чёрный дым).
- Наступления немцев всегда поддерживали фашистские самолёты. Иногда Севастополь обстреливали 200 – 250 немецких самолётов.
- Краски, цвета в картине помогают раскрыть её содержание. Какие краски преобладают в этой картине: светлые или тёмные? (На этой картине преобладают тёмные краски: серые, чёрные, тёмно-зелёные, коричневые).
- Такие краски создают тревожное, печальное настроение. Бой тяжёлый, но по лицам моряков мы видим, что они полны решимости победить врага.
- Понравилась вам картина? Чем?
- Кому посвятил её художник?
- Картина написана в 1942 году, почти за 3 года до Победы, но А. Дейнека никогда не покидала уверенность в Победе, он верил, что фашисты будут разгромлены. Героически защищали севастопольцы свой родной город. Бои шли почти 8 месяцев или 250 дней. Но героев становилось всё меньше, и Советские войска были вынуждены оставить его. На катерах уходили черноморцы в открытое море. И моряк, что последний покидал Севастополь, взял с собою гранитный камень от разрушенного города. Он поклялся вернуть его только на свободный берег.
3). Слушание песни "Заветный камень". Композитор Б. Мокроусов, поэт А. Жаров.
композитор Борис Мокроусов и его друг, поэт Александр Жаров в годы войны служили на Черноморском флоте. Они были очевидцами этих событий, и, конечно слышали историю про моряка - севастопольца, которая стала легендой. Они сочинили песню. Вы, наверное, слушали её на уроке музыки. (аудиозапись песни "Заветный камень". Муз. Б. Мокроусова, сл. А. Жарова, 1 куплет)
- Как называется песня?
- О чём рассказывается в этой песне? (В этой песне рассказывается о моряке, который последним покидал Севастополь. Он взял с собою гранитный камень от разрушенного города. Его раненного, умирающего подобрали друзья – моряки. Он завещал им этот камень. Поэтому песня называется "Заветный камень". Моряк, который взял у умирающего матроса этот гранитный камень, поклялся, что вернёт его только на свободный берег, и слово сдержал).
- Песня сразу полюбилась и стала одной из самых любимых в годы войны. И каждый раз, когда мы слышим эту песню, она напоминает нам о стойкости и мужестве советских солдат в годы войны.
Учитель. А сейчас мы с вами разучим и споём песню о"О той весне"
Дети поют песню.
Учитель. Мы молодцы. очень красивая песня
4. Первичное закрепление нового материала.
- С какими произведениями искусства мы познакомились на уроке?
- Какой жанр изобразительного искусства присущ картине А. Дейнека «Оборона Севастополя»(батальный, т.к. изображены военные сцены)
- В каком году написаны эти произведения?
- Кому посвятили авторы свои произведения?
Физминутка.
Ребята ,а сейчас у нас динамическая пауза. Мы с вами все будем военными. У меня три флажка. Упражнение выполняем по рядам.
Первый ряд красный флажок артилеристы - маршируют
.Второй ряд синий флажок моряки -разводят руками
делают упражнение пловца.
Третий ряд жёлтый флажок- лётчики. .
5.Творческий работа «Подарок ветерану».
а). Выбор темы и обоснование проекта.
- В День Победы мы поздравляем ветеранов войны, тех людей, которые завоевали для нас мирную жизнь, участвуя в локальных войнах, тружеников тыла.
- Давайте подумаем, каким образом мы сможем поздравить их? Что мы подарим им? Сегодня на уроке мы изготовим поздравительную открытку. Готовую открытку вы подпишите и подарите на 9 мая. (учитель вывешивает образцы поздравительных открыток)  
Этапы работы.
- Из каких элементов составлена открытка? (Открытка состоит из нескольких элементов: рамка, георгиевская лента, гвоздика, звезда, рамка, живописный рисунок лаврового венка).
- Это символы Победы. Красной звездой награждали героев войны; лавровые венки вручали с давних времён победителям; на ленту чёрно-жёлтого крепилась медаль "За взятие Берлина". Берлин - главный город Германии.
Изготовление открытки:
- Как расположены элементы открытки? Сегодня вы будете немного и дизайнерами. Элементы и изображения на открытке можно будет расположить по - иному.
Учащимся предлагается воспользоваться шаблонами, приготовленными учителем.
а). Выбор оптимального варианта открытки. 
б). Выбор художественных материалов.
в). Самостоятельная работа.
г) Выставка и анализ работ учащихся.
 Учитель контролирует ход работы и при необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся.
6. Подведение итогов урока и оценивание работ учащихся.
- Еще раз назовите произведения искусства, с которыми мы познакомились на уроке?
- Какое практическое задание выполняли?
Учитель выставляет оценки тем учащимся, которые активно работали на уроке, закончили рисовать открытку, комментирует оценки.
Учитель. А теперь мы посмотрим, какие праздничные открытки у вас получились
Просмотр художественных работ П. Оссовский «Салют Победы»на фоне слайда звучит песня “День Победы” – муз. Д.Тухманова, ст.В.Харитонова, и показ клипа.
Дети: демонстрируют свои работы.
Учитель. Какие красивые открытки у нас получились, ветеранам очень понравятся ваши открытки подпишите для них поздравления и поздравте наших ветеранов с годовщиной праздника 70-летиемДнём победы!
7. Рефлексия
Закончите фразу:
_ Мне понравилось…
-_У меня получилось…
-Я знаю…
-Я понимаю…
Контроль.
Домашнее задание. Подписать открытку, выучить песню.
Составили конспект: учителя музыки Жёлтикова Е.О и изо Бычкова Е.А.