Литературно-музыкальная композиция И только потому мы победили…

Калмыкова Ирина Павловна
заместитель директора по воспитательной работе «МОУ «Сашкинская средняя общеобразовательная школа» Калужская область.

Литературно - музыкальная композиция
        "И только потому мы победили"
                                          Музыкальная заставка
 
Песни - как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие - вспыхнут ярко, но очень скоро износятся и незаметно угаснут. И лишь немногие - долго живут и не старятся. Бегут годы. Сменяются поколения. Новое время - новые песни. Но и старые, хорошие, обязательно остаются. Они не уходят "в запас". А живут они в сердце и в памяти народной, передаются от поколения к поколению. Музыкальная заставка
Песни Великой Отечественной войны. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм в годы суровых испытаний. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать. Все четыре года. Песни эти близки и дороги также тем, кто родился под мирным небом. Почему же эта тема волнует поэтов и композиторов, не знавших войну? Наверное, очень яркими были воспоминания очевидцев, очень сильным горе, коснувшееся каждую семью, незаживающая рана, пронзившая сердце целого поколения. Забыть эти песни мы не можем. Не имеем права.
( звучит мелодия песни "Священная война")

Когда мы говорим о Великой Отечественной войне, всегда слышится, в первую очередь мелодия песни "Священная война". Ее написали Василий Иванович Лебедев-Кумач и Александр Васильевич Александров.
    (звучит отрывок песни "Священная война")





Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня1941 года газеты "Известия" и "Красная звезда" опубликовали стихотворение В.И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой" Стихотворение прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В. Александров. Он отложил все дела, взял газету и срочно уехал домой, чтобы работать над песней. Через несколько часов музыка была готова. К ночи песня была выучена. На следующее утро ансамбль отправился к перронам Белорусского вокзала, чтобы исполнить песню перед бойцами, отправляющимися на фронт. Гудит толпа. Слезы, прощания, бодрые выкрики уезжающих слились в общем гуле. На музыкантов почти не обратили внимания. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь - пять раз подряд! - пел ансамбль "Священную войну". Так начался путь песни, славный и долгий путь. Критики назвали эту песню музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.
(на фоне мелодии)
"Священная война" - песня призыв, песня клич. Она точно и полно выразила все то, о чем думали, что переживали советские люди в это трудное время. Мелодия "Священной войны" - тревожная, суровая. Но в ней ясно ощущается непоколебимая решительность народа бороться и победить. У слушателей иногда создается иллюзия, что это марш. Но нет, не время тогда было маршировать, надо было торопиться на сборные пункты, грузиться в эшелоны, надо было во всеоружии встретить противника.
(звучит запись песни "Священная война")
Автор песни А.В. Александров в свое время писал: "Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках - песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!". Прошли годы, и "Священная война" напоминает нам о том, каким страшным горем, бедой, испытанием была для народа Великая Отечественная война.
1942 год
(звучит куплет песни)
Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза.
Эта песня сразу же, безоговорочно была принята - и сердцем солдата, и сердцами тех, кто его ждал. А ведь стихотворение, из которого она родилась, появилось, в общем-то, случайно, даже в печать не предназначалась. Просто поэт Алексей Сурков написал жене с фронта эти строки. Написал в сорок первом, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков. Стихи "Бьется в тесной печурке огонь" так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал в Москву из эвакуации, не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить "что-нибудь, на что можно написать песню". И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, в том, что хотя свою совесть он очистил, но песни из этого лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил гитару и спел свою новую песню, назвав ее "В землянке". (звучит запись песни) 
Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко, Между нами снега и снега. До тебя мне дойти не легко, А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви.
Все работники редакции, затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня получилась. Песня действительно "пошла". "Землянка" - произведение лирическое, чуть грустное. Но не уныние вызывала она у бойцов, не тоску. Нет, она воодушевляла на подвиг, звучала как вызов врагу, как презрение к смерти. Случалось, что ее пели перед атакой, ее пели, идя в бой. Я горжусь тем, говорил К.Я. Листов, что "Землянка" была бойцом, участвовала в борьбе и помогала победе.


1943 год
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415  
(звучит отрывок из песни "Огонек")

 В    годы войны эту песню знали и любили все - и на фронте и в тылу. Достаточно сказать,    что существовало до двадцати так называемых "ответов" на "Огонёк",    написанных самостоятельными поэтами.
 Чем объяснить эту славу? Прежде всего, замечательными стихами.
  А человек, который написал про огонек стихи жил тогда в эвакуации на Каме, в    городе Чистополе. Звали его Михаил Исаковский.
Михаил Васильевич Исаковский эвакуацию переживал тяжело:
И горько мне, что я больной и хворый, Что без меня идут они на бой, На бой за Родину, судьба которой Навеки стала нашею судьбой.
Но занесенный метелями городок на Каме был для поэта отнюдь не тихим уголком, он был для него боевой позицией. Никогда раньше Исаковский не работал так много и плодотворно. Его новые стихи печатались в "Правде", звучали по радио. И столько в этих строчках было боли, столько ярости, гнева и веры в победу, что миллионы читателей и слушателей в серых шинелях не представляли себе иначе, как боевым комиссаром, сражающимся где-то если не в одной с ними, то в соседней части. В чем же секрет всеобщего признания песни? Когда фашисты напали на нашу страну, повсеместно было введено затемнение. На улицах - ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся без огней Скромный поэтический образ огонька в окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет. Казалось бы, в песни идёт о сугубо личных переживаниях молодого паренька, а какая большая патриотическая тема поднимается поэтом! Как убежденно звучит обращенные к воину слова:  

Всё, что было загадано, В свой исполнить срок, - Не погаснет без времени Золотой огонёк.
Как и многие другие стихи Исаковского, строки "Огонька" (они были опубликованы в "Правде") словно сами просились в песню. И действительно многие композиторы сочинили себе музыку на этот текст. Но случилось так, что и на фронте и в тылу "Огонёк" получил распространение на музыку неизвестного автора, хотя мелодию к этой песне написал Матвей Блантер. Отчего случилось такое? Оттого, что стихи Исаковского распространялись быстрее, чем мелодия: их переписывали, пересылали в письмах. И на фронте и в тылу гармонисты подбирали мотив. Появились десятки музыкальных решений "Огонька" - самых разнообразных, но всегда задушевных и искренних. "Огонек", зажженный в годы войны, не погас и сейчас. Попросите ваших родных и близких и они обязательно их споют вам.
(звучит песня "Огонек")
После мая сорок пятого года прошли уже десятилетия - и люди сложили о войне новые песни. Это было в начале шестидесятых годов. На "Мосфильме" кинорежиссер Владимир Басов начал работать над картиной "Тишина" по роману Юрия Бондырева, а музыку он предложил написать молодому композитору Вениамину Баснеру. Очень нужна была песня о войне, от имени фронтовика. Композитор чувствовал огромную необходимость написать ее: ведь сам был опален пламенем Великой Отечественной - служил в артиллерии, потерял близких
Поэт Михаил Матусовский тоже знал о войне не понаслышке. Работая во время войны во фронтовой газете, Матусовский писал стихи, очерки, информационные заметки. Подвиги были фронтовым бытом, и в блокнотах поэта сохранилось много фактов, не использованных в газете. О чем написать песню для "Тишины"? Просматривая военные блокноты, поэт нашел запись о подвиге восемнадцати солдат на Безымянной высоте. Запись краткую. Высота была занята немцами, мешала продвижению наших войск. Восемнадцать солдат вызвались обойти высоту ночью с тыла и занять ее. Это были сибирские добровольцы. Бой продолжался до рассвета. Вызвав на себя огонь, смельчаки дрались до последнего патрона. Утром высотой овладели наши войска, похоронив на ней погибших бойцов. Вот об этом он и решил написать. Стихи о троих ребятах, что остались в живых из восемнадцати, принявших бой "у незнакомого поселка на безымянной высоте". Стихи композитору понравились, а песня никак не получалась. Однажды после очередной неудачи вышел композитор со студии, приехал на вокзал, сел в поезд - там, под стук колес, вдруг почувствовал мелодию Записать ее оказалось не на чем, в общем, всю дорогу напевал про себя, чтобы не забыть. Наутро композитор появился на "Мосфильме" веселый, спокойный, с новой песней.
(звучит отрывок песни)
После выхода фильма "Тишина" на экраны, песню запела вся страна - пожилые люди, для которых она звучала как волнующее, суровое воспоминание, и молодежь, для которой она стала олицетворением подвига их сверстников в годы войны. Впрочем, с этого история песни только начиналась. Неудержимой рекой хлынули письма от бывших фронтовиков, и каждый уверял авторов, что все это - именно из его биографии, именно о его высоте, только, вот, бойцов там было не восемнадцать, а другое количество. Между тем, Матусовский отлично помнил, что ему рассказывали именно о восемнадцати сибиряках. Как потом оказалось, нашлись имена тех героев, но в живых тогда из них осталось, не трое, а двое. Это Герасим Ильич Лапин и Константин Николаевич Власов. Бой тот был под поселком Бетлицы, на нашей Калужской земле. Вскоре там, на высотке, поставили памятник - двое солдат склонились над павшими, и легли на камень строки:  
Мы не забудем, не забудем Атаки яростные те У незнакомого поселка На безымянной высоте.
( звучит песня) Прошли годы - и на месте временного памятника был сооружен торжественный мемориал.



                                            
( звучит мелодия песни "День Победы")
Песня "День Победы" вам хорошо знакома. Написали ее Владимир Харитонов и Давид Тухманов. Впервые песня прозвучала на праздничном "Огоньке", посвященном 30-летию Победы. Через несколько дней на телевидение стали приходить письма. Слушатели благодарили за песню. Им казалось, что ее написали те, кто видел и пережил войну. Что касается поэта Владимира Харитонова, телезрители не ошиблись: он действительно воевал, был ранен, познал все тяготы войны. А вот автору музыки на фронте быть не пришлось. Когда началась война, ему исполнился один год. Да, в войне ему не пришлось участвовать, но в памяти вставали картины раннего детства: провод на фронт новобранцев, музыка провожающих их духовых оркестров. Первые песни, которые он услышал, были песни о войне. Когда Д. Тухманов приступил к работе над песней, то понял, что песня должна быть созвучна духу того времени, в чем то перекликаться с мелодиями военных лет, и вместе с тем, отвечать дню сегодняшнему. Именно поэтому он обратился к жанру русского военного марша. На его взгляд, песня лучше звучит в духовых оркестрах. И хотелось, чтобы песня будила воспоминания о прощальных перронах военных лет, чтобы радость Победы не заглушала горечь великих утрат. ( звучит песня "День Победы" все ее подхватывают).
И пусть в светлый майский день эти песни зазвучат опять - с новой силой. И вместе с ними - со "Священной войной" и "Огоньком" и "Землянкой" - вновь пронзит наши сердца песня про праздник, у которого на висках седина, и про радость, у которой на глазах слезы
И пусть эти песни будут лишь далеким воспоминанием о войне, а не нашей реальностью.  
Литература:
"Музыка и ты" Альманах для школьников М. Всесоюзное изд-во "Советский композитор" 1984г
"И только потому мы победили" Л.Сидоровский Ленинград. "Советский композитор" Ленинградское отделение. 1985
"Рассказы о песнях" составитель О.Очаковская Москва "Музыка" 1985  
Фото: www.yandex.ru
 
 
 
 
 









13PAGE \* MERGEFORMAT14115