Комплексное занятие по ознакомлению с природой в старшей группе В гостях у Зимушки-Зимы


Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе
« В гостях у Зимушки-зимы "
Цели:
-закрепить представления детей о жизни диких животных зимой в лесу, через использование игр развивающей направленности;
- расширить представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных их приспособлении к среде обитания зимой, учить использовать полученные знания в играх;
-развивают конструктивные навыки, навыки общения со сверстниками;
-использовать в самостоятельной деятельности детей игры: «Танграм», «Лабиринты», «Собери картинку»;
Используемые методы для занятия в детском саду:
-усвоение систематизированных связей, проблемные ситуации, игровые приемы
-проблемные вопросы, игровая мотивация;
- игровые и воображаемые ситуации;
-кинезилогические упражнения (дыхательные, пальчиковые упражнения, пластический этюд)

Оборудование для занятия
- маленькие бумажные снежинки на ниточках на каждого ребенка;
-большая снежинка с письмом от Зимы;
-квадраты белой бумаги 20/20см (для снежинок);
-задание-лабиринт на каждого ребенка;
-фломастеры, ножницы;
-разрезные и целые картинки диких животных;
-конверты с треугольниками;
-леденцы для угощения.
Ход. Ребята. Встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. Скажите, какое время года подходит к концу? (зима)
Послушайте и отгадайте загадку.
Что за звездочка такая
На пальто и на платке.
Вся сквозная, вырезная,
А сожмешь - вода в руке (снежинка).
Посмотрите, какие маленькие снежинки залетели к нам в гости (раздать каждому снежинки на ниточках).
Дыхательное кинезилогическое упражнение
Давайте рассмотрим какие они(красивые, пушистые, как звездочки, хрупкие…),понюхаем их (не спеша нюхают снежинку, несколько раз делая шумные вдохи через нос, и выдохи через рот и произносят хором «А-ро-мат!»).
Давайте похлопаем в ладоши 3 раза, скажем « раз, два, три ..в снежинок преврати» , превратимся в снежинки и потанцуем под музыку.
Пластический этюд «Снежинки»
Детям предлагается под любую вальсовую музыку потанцевать, полетать как снежинки .Не забывать при этом, какие снежинки , прислушиваться к словам, музыке, передавая образ легкой, красивой, хрупкой снежинки.

Тихо падают снежинки,
Легкий ветер гонит их.
То построит в хороводы,
То, как в вальсе закружит
.
Ветер стих, снежинки плавно
Ниже опускаются.
Собрались в комок пушистый
На ветру качаются.
А теперь скажем .. «Раз, два, три - в детишек преврати»
Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Наверное она не простая - волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим.( к снежинке прикреплено письмо)
Это же письмо от Зимушки-Зимы. Сейчас я вам его прочту:
«Здравствуйте, ребята! Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, знаете ли вы природу своего родного края и нравится ли вам зимушка-зима.
Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою удаль да находчивость. Все задания вы найдете в моем письме»
Зимой происходят разные чудеса! А у Зимушки-Зимы много загадок и интересных вопросов.
Игра « Ответь на вопрос и передай снежинку»
(дети поочередно берут снежинку, отвечают и передают другому)
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки превращаю,
Белю поля, дома,
А зовут меня … (зима)

Лежало одеяло
Мягкое, белое.
Солнце напекло,
Одеяло утекло.(снег)
-Кто букет белых роз ночью на стекло нанес (мороз).
-Что принесла с собой зима? (ответы детей)
- Если зимой много снега, то зима, какая? …(зима снежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима, какая?.. (морозная)
-Зимой метель (что делает?)…(метет)
-Мороз щеки и носики (что делает?)…( щиплет)
-Зимой вода в реке (что делает?)…(замерзает)
-Зимой снег все вокруг (что делает?)…(накрывает)
-Под снегом травка зимой (что делает?)…(греется)
-Зимой медведь в берлоге (что делает?)…(спит)
-В лесу голодный волк в лесу (что делает?) …(воет)
-Почему заяц меняет зимой шубку с серой на белую?
-У какой птицы крепкий клюв ,как молоток?
-Чем питается белка в зимнем лесу? (шишками и запасами)
-Говорят, что волка ноги кормят. Как это понять?
-Почему волки зимой охотятся стаями?
-Почему не слышно пения птиц в зимнем лесу?
-Как мы можем помочь птицам перезимовать?
-Кто из диких животных выше зайца, но ниже медведя? (Волк, лиса, кабан, рысь.)
-Кто из диких животных ниже лисы, но выше белки? (Заяц.)
-Утепляет ли заяц свою нору к зиме? (Нет, её у него нет)

Воспитатель - Ребята, представьте, что вы в лесу. Давайте вспомним ,кого можно встретить в лесу зимой?(ответы детей)
Динамическая «Звериная зарядка»
Скачут по лесочку
Зайцы – белые клубочки.
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад.)
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд (дети за воспитателем направились к столам).
Ребята, давайте отправимся в звериную школу.
Садитесь на свои места.
Воспитатель: — Зимой в лесу тяжелее всего живется пугливому зайчишке.
И дома у него нет. Прячется он от холода и лисы под кустиками. В поисках пищи он забегает очень далеко. Да и лисы очень боится, когда убегал от нее – так запутал следы, что заблудился в лесу. Давайте поможем нашему зайцу вернуться в свой родной лес.
«Помогите зайке»
Воспитатель предлагает детям пройти к столам, на которых лежат листы - лабиринты. Дети отмечают путь выхода из лабиринта сначала визуально, затем с помощью фломастера. Если сделана неверная линия, то с помощью другого цвета все отмечается заново. Проверка выполнения задания происходит в парах: рядом сидящий проверяет правильность выполнения задания своего товарища.
А теперь послушайте загадку.

На поляночке лесной
Стоит домик расписной
Всех зверушек спрятать смог,
Что за домик?
(теремок)

-Кто жил в теремочке? ( зверята)
.А какие зверята жили в нем мы узнаем, когда соберем разрезные картинки.
Игра «Собери разрезную картинку»
(картинки разные по цвету с обратной стороны.. каждой паре дается фишка того цвета, какую картинку они должны собрать, дети работают в парах- находят части своего цвета , собирают изображение из частей , называют животное)
.Воспит. Молодцы , ребята, вы нашли всех животных
Но теремок то развалился, его сломали.
-А кто его сломал? (медведь)
-Мишка не хотел разрушать дом? ( он просто не влез).
- Почему он не смог влезть в домик?(он больше домика)
-А домик какой?
-А куда разбежались все зверушки?

Что же делать?
Как же быть?
Где же звери будут жить?
Воспитатель .-Поможем жителям теремка, оставшимся без жилья, и построим каждому по теплому домику с печкой из волшебных фигур.
Игра «Танграм»
Дети складывают из готовых форм - одинаковых равнобедренных треугольников, по схеме домики для зверят.
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом Дети cоединяют по одному пальцу на обеих
Есть нора - надежный дом. руках на каждое двустишье.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели…

Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу…
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.. Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, Поочередно хлопок, ребро, кулачок и стучат
Всем тепло, уютно в нем.
Воспитатель. Ребята, все задания матушки зимы мы выполнили, все старались. А Зимушка за нами в окошко наблюдала и радовалась.
Коллективное конструирование «Снежинка на память
Давайте на память об уходящей зиме сделаем большую снежинку. Вырежим из бумажного квадрата, сложенного в 8 раз маленькую снежинку, а потом соединим все в одну большую.
Рефлекксия.
Воспитатель. Замечательная снежинка! Она будет долго напоминать нам о том, как весело было этой зимой. Молодцы! Давайте скажем зиме «Спасибо , Зимушка», и «До свидания!»
.А она вас наградила за ваши старания вкусными леденцами. Угощайтесь!