Занятие Путешествие по стране эмоций (8 класс)


ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 11 VIII вида»

Открытый классный час: «Путешествие по стране Эмоций»
Классный руководитель 9 класса Чепелева М. П.
"Путешествие по стране Эмоций"
Цели:
формировать качества личности ребенка, которые играют роль в процессе межличностного взаимодействия;
учить осознавать собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других; развивать навыки адекватного поведения в эмоциональных и стрессовых ситуациях; воспитывать культуру поведения и общения в коллективе.
Материалы, необходимые для проведения игры.
Бумага, формата А 4, цветные карандаши, фломастеры, степлер, магниты, клей. "Маршрут движения”. Таблица чувств. Карточки с пиктограммами. Карточки с названиями чувств. Карточки с различными этюдами. Репродукции картин русских художников, отрывки из музыкальных произведений, отрывки из стихотворений. Вырезки из журналов частей лица; овалы лица. Лепестки цветов, середина (ромашка), Таблица "Мое настроение”. Карточки у каждого участника с цветовым изображением настроения.
Ход игры.
Погружение в игру.
Звучит позитивная музыка, под неё читается стихотворение.
Я бываю задорной, бываю веселой,
А бывает грущу, просто так, без причин.
В окружении друзей, буду самою милой.
Буду злой и колючей в окружении врагов.
Иногда я бываю противной, серьезной,
И кричу, и ругаюсь бывает порой.
Вдруг печаль выливается речкою слезной,
А бывает и счастье привалит горой.
Ребята, о чем этот небольшой отрывок? Предположения учащихся.
2. Вначале разговора выслушайте сказку «Царь и его ястреб». 
Чингисхан был великий царь и воин. Он привел свою армию в Китай и в Персию и завоевал много стран.
Однажды утром он поскакал верхом в лес поохотиться. С ним отправились его друзья. Они весело скакали с луками и стрелами наготове. За ними ехали слуги с охотничьими собаками.
Это была веселая охота. Леса звенели от их криков и смеха. Они надеялись, что привезут домой много дичи.
На запястье царя сидел его любимый ястреб: в те времена ястребов обучали для охоты. По слову своего хозяина ястреб взмывал ввысь и искал добычу. Если ему удавалось увидеть оленя или кролика, он кидался на него быстрее стрелы.
Весь день Чингисхан и охотники скакали по лесам. Но дичи оказалось не так много.
К вечеру они отправились домой. Царь часто бывал в этих лесах и знал в них все тропы. И в то время, как все охотники выбрали кратчайший путь, он поскакал другой, более длинной дорогой в долине между двумя горами.
День был жаркий и царю очень хотелось пить. Его любимый ястреб слетел с его запястья. Он мог сам найти дорогу домой.
Царь медленно ехал по дороге. Когда-то неподалеку он видел родник с чистой водой. Если бы он мог найти его! Но в жаркие летние дни все горные ручьи пересохли.
Наконец, к своей радости, он увидел, как по камню стекает вода. Он знал, что где-то выше есть ручей. Во влажное время года отсюда всегда стекал быстрый поток, но теперь вода только капала.
Царь спрыгнул с лошади. Он достал из охотничьей сумки маленькую серебряную чашу и подставил ее под капли.
Чаша наполнялась долго, а царь так хотел пить, что едва мог терпеть. Наконец чаша была почти полна. Он поднес ее к губам и уже хотел выпить, но внезапно в воздухе раздался шум, и чаша оказалась выбита у него из рук. Вода выплеснулась на землю.
Царь поднял голову, чтобы посмотреть, чьи это проделки. Это оказался его любимый ястреб. Ястреб несколько раз облетел вокруг него, а потом опустился среди камней у ручья. Царь поднял чашу и снова подставил ее под капли.
На этот раз он ждал не так долго. Когда чаша наполовину наполнилась, он поднес ее к губам. Но прежде, чем он успел отпить, ястреб снова налетел и выбил ее у него из рук.
Теперь царь начал злиться. Он снова попытался напиться, но и в третий раз ястреб выбил у него чашу.
Теперь царь был в страшном гневе.
- Как ты смеешь! - воскликнул он.
- Попадись мне только, ясверну тебе шею!
И снова наполнил чашу. Но прежде, чем пить, он обнажил свой меч.
- Ну, господин ястреб, - сказал он, - это последний раз!
Едва он произнес это, как ястреб налетел и выбил у него чашу.
Но царь ждал этого. Когда ястреб пролетал мимо него, он ударил его мечом.
Окровавленная птица упала замертво у ног хозяина.
- Ты получил по заслугам, - сказал Чингисхан.
Но когда он стал искать чашу, оказалось, что она упала меж двух камней, так что он не мог достать ее.
- Ну и пусть, я напьюсь из источника, - сказал он себе. И полез по крутому откосу туда, откуда сочились капли воды. Это было очень трудно, и чем выше он лез, тем сильнее ему хотелось пить.
Наконец он взобрался на вершину. Там действительно был источник; но что он увидел в воде? Там лежала огромная мертвая змея из самых ядовитых.
Царь остановился. Он забыл о своей жажде. Он думал только о несчастной мертвой птице, лежавшей внизу на земле.
- Ястреб спас мне жизнь! - вскричал он.
- А чем я отплатил ему? Это был мой лучший друг, а я убил его.
Он спустился на землю. Осторожно подняв птицу, он положил ее в охотничью сумку. Затем взобрался на лошадь и поскакал домой, говоря себе:
"Горестный урок был преподан мне сегодня: ничего не делай в гневе".
Беседа:
О чем эта сказка?
Какое отношение она имеет к нашей теме?
Прочтите тему с права на лево:
.йицомэ енартС оп еивтсешетуП (Путешествие по Стране эмоций)
Человек в своей жизни плачет и смеётся, радуется и злится, бывает охвачен гневом или восторгом, страхом или яростью. Яркие и бурные переживания называются эмоциями. Наш классный час сегодня посвящен эмоциям.
Эмоции – от латин. emoveo - «потрясаю, волную».
Эмоции – язык переживаний.
С помощью эмоций мы выражаем свое отношение к происходящему.
Эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.
Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по необычной стране – по Стране Эмоций. Мы будем знакомиться с миром эмоций, погружаться в атмосферу этой страны. Путешествовать мы будем на воображаемом поезде. Вам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми. Во время путешествия мы будем делать остановки, интересные и познавательные, где необходимо проявить себя. Выходить мы будем и группами, и вместе, где каждый будет за себя. Очень важно после остановок не опоздать на поезд. А чтобы вы не скучали в пути, во время движения поезда, вам тоже нужно будет потрудиться. Отправляемся мы налегке, но в ходе путешествия будем наполнять свой багаж новыми знаниями, впечатлениями, практическими работами. "Маршрут движения” поможет нам ориентироваться в этой необычной стране. Будьте внимательны, старайтесь запомнить то, что увидите во время движения и во время остановок. Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя!
II. Начало путешествия.
1. Задание "Приветствие”.
Мы с вами занимаем места в нашем поезде. И для начала нам нужно поприветствовать друг друга. Поздоровайтесь друг с другом: грустно, радостно.
2. Обсуждение.
Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?.. Слово «эмоции» происходит от латинского слова emoveo, и означает  «потрясаю, волную».
Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?
Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы:
– уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;– понимать себя;– понимать окружающих;– общаться без конфликтов.
Ну вот теперь пора в путь.
Мы сядем в поезд и – вперёд
Помчим по рельсам
Быстро-быстро.
А кто же поезд поведёт?
Им управляют машинисты.
Вашим машинистом сегодня буду я, а вы будете путешественниками.
Итак, в добрый путь!
3. Задание "Знатоки чувств”.
Поочередно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек. Если человек в течение десяти секунд не называет нужное слово, то он выбывает из конкурса.
Радость, печаль, грусть, страх, удивление – все это разнообразные эмоции.
Прибытие на первую станцию "Мимика человека”.
Мы прибываем на первую станцию.
1. Скажите, как мы выражаем свои эмоции?
– А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает? – Что помогает это определить?
Мимика – выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.
2. Задание "Изобразите ту или иную эмоцию на лице”.
Изобразите с помощью мимики злость, удивление, печаль, радость.
Что изменялось в выражении лица?
Выражение лица в основном зависит от различных сочетаний положения глаз, губ и бровей.
Вывод: каждый изображает по-своему, потому что каждый из вас – уникален.
Лев Николаевич Толстой в сочинениях 85 раз описывал оттенки выражения глаз и 97 раз оттенки улыбок, раскрывающих эмоциональное состояние человека.
3. Задание "Понимаете ли вы язык мимики?”
Перед вами 9 выражений лица, в которых художник закодировал девять эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать. (Работа с таблицей чувств).
4. Задание "Изобрази, угадай эмоцию”. (Работа с пиктограммами).
На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая, ее остальным. Задача ребенка – узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.
IV. В пути.
Задние « Цепь ассоциаций».
Это связь между словами и представлениями. Участники берут карточки с написанными на них названиями эмоциональных состояний. Каждый по очереди читает слово на карточке, а остальные по очереди называют свои ассоциации.
2. СитуацииДетям предлагаются различные ситуации. Они должны подобрать на каждую ситуацию эмоцию, которая отражает данное событие.
1. Покупка желанной игрушки (радость).2. Не удалось лисе съесть колобка (злость).3. Фокус (удивление).4. Мальчик пришел с соревнований с победой (радость, гордость).5. Папа целый день чистил снег на даче (усталость).6. Девочка потеряла деньги на хлеб (горе).
3. Задание "Волшебный магазин”.
Инструкция: «Представьте, что в классе возник небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие приятные переживания, как радость, удача, любовь, дружба.
Желающие могут приобрести в магазине любые подобные вещи и при этом оставить в нем неприятные чувства».
Выходят по очереди желающие, которые хотят взамен на негативные переживания выбрать чувства, которые он хочет иметь.
Почему вы хотите избавиться от этого чувства? С чем оно связано? Для чего нужно приобретаемое?
Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства.
Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки.
Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями.
Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.
V. Прибытие на вторую станцию "Артистическая”.
1. Давайте подумаем, как еще люди выражают свои эмоции?
Представьте, что вы пришли в цирк, где фокусник демонстрирует разные чудеса. Вспомнили, что вы испытывали, когда видели это впервые? Наверное, у вас было много разных эмоций: и удивление, и восхищение, и веселье.
Оказывается, одно и то же событие может вызывать сразу много эмоций и выражать их можно по-разному: как мы уже говорили с помощью выражения лица (или в мимике).
Например, когда вы пытаетесь понять, что же происходит на арене цирка, и как это у фокусника все получается, ты можешь привстать со своего места или сказать что-нибудь, выражающее любопытство и восторг одновременно: "Ничего себе!”, "Здорово!” и т.д. Значит, свои эмоции можно выражать еще с помощью слов, интонаций голоса.
И наконец, когда ты, восхищаешься артистом, хлопаешь в ладоши, аплодируешь, ты выражаешь свои эмоции, свою радость и восхищение с помощью действия (или в пантомимике, т.е. в выразительных движениях всего тела).
Вывод: эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.
2. Разыгрывание этюдов.
Различные ситуации. Задание: изобразить ситуацию с помощью мимики и жестов.
Фокус (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой ящик кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Золушка (этюд на выражение печали).
Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку.
В лесу (внимание – страх – радость).
Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся – нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы услышал он какой-то шорох, потрескивание веток – а вдруг, это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей – они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость).
VI. В пути. «Думы людей искусства»
А можно ли узнать, о чем думал и что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения?
а) Отрывки из стихотворений. Какие чувства хотел передать автор? Какие чувства вы переживали, слушая читаемые стихи? Какие, по вашему мнению, чувства переживали другие учащиеся класса?
Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя,То по кровле обветшалойВдруг соломой зашумит,То, как путник запоздалый,К нам в окошко застучит.
Ночевала тучка золотаяНа груди утёса-великана;Утром в путь она умчалась рано,По лазури весело играя;Но остался влажный след в морщинеСтарого утеса. ОдинокоОн стоит, задумался глубоко,И тихонько плачет он в пустыне.
Солнце встало, алмазы сияют вокруг,
Луч упругий в них радостно скачет,
Дремлет луг, но послышалось пение вдруг,
В лозняках горько иволга плачет.
Ступишь шаг, утопает, как в вате, нога,
И ласкаются росные травы.
Заливные луга! Заливные луга!
Вы прекрасней зелёной дубравы.
б) Репродукции картин. Какие эмоциональные состояния, чувства хотел передать художник? (репродукции представлены в виде компьютерной презентации).
в) Отрывки из музыкальных произведений. Прослушайте музыкальные фрагменты. Вербально обозначьте те эмоциональные состояния, которые возникли под действием прослушанной музыки.
VII. Прибытие на третью станцию "Командная”.
Мы сейчас будем работать по командам. Для того чтобы определить, кто в какой команде выберете одну из цветных карточек. (Разбивка по цветам: красный, желтый, зеленый, оранжевый).
Задание: составьте чувство радости из вырезок журналов.
Работа по командам – 4 команды.
Каждая команда из вырезок из газет и журналов на заготовленном овале лица составляет чувство "радость”.
Реквизит: клей, вырезки из журналов частей лица, овал лица.
Каждая команда демонстрирует свой шедевр.
Инструкция: "Перед вами лежат вырезанные из журналов рисунки и фотографии, на которых изображены части лица: лица, брови, носы, улыбки. Ваша задача – выбрать овал для лица и приклеить на него выбранные вами части так, чтобы, глядя на получившиеся лица, мы могли сказать: "Все эти лица радостные”. Приступайте к работе.
VIII. В пути.
Игра “Разноцветная радуга”
Эта игра помогает определить свое состояние и настроение в данный момент. Детям предлагается выбрать цвет, который им нравится больше всего в данный момент. И потом зачитываем характеристики данного цвета. Пытаемся разобраться, что именно вызвало у нас то или иное состояние.
-69215-46990Цвет Эмоциональное состояние
Красный Восторг
Оранжевый Радость, веселье
Желтый Светлое, приятное настроение
Зеленый Спокойствие, уравновешенность
Синий Грустное настроение
Фиолетовый Тревожное, напряженное состояние
Черный Упадок сил, уныние
Белый Равнодушие (трудно сказать)
Делаем с детьми вывод, что цветовые предпочтения меняются в зависимости от состояния души.
Упражнение: "Букет приятных событий”, "Ромашка”.
А сейчас мы с вами будем составлять букет, но не простой, а букет приятных событий.
На лепестках вам нужно написать: Я радуюсь, когда…Я счастлив, когда…Я весел, когда…
В центре: Я радуюсь, когда…(желтый). Я счастлив, когда…(красный). Я весел, когда…(оранжевый).
Далее скрепляем и получаем букет цветов – приятных событий.
IX. Прибытие на заключительную станцию "Изобразительная”.
X. Окончание путешествия.
1. Вернисаж работ учащихся. "Букет приятных событий”.
2. "Наш багаж”. Проверка содержимого багажа, приобретенного во время путешествия.
Давайте посмотрим, чем мы пополнили наш багаж во время нашего путешествия.
3. Весь ли маршрут движения преодолели?
XI. Рефлексия. Выводы.
Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.
Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие. Сегодня мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны человеческой жизни. В дальнейшем вы узнаете много нового об эмоциях и их проявлениях.
Заключительное упражнение.
Улыбнитесь друг другу. Кто хочет, и мне тоже. А я улыбаюсь всем вам.