«Устное народное творчество Кубани» 3 класс


«Устное народное творчество Кубани»
3 класс
Цели:
Познакомить детей с кубанским фольклором: загадками, пословицами, песнями, играми (материалы предоставлены Староминским, Калининским, Гулькевичским, Абинским районами).
Воспитывать интерес к произведениям народного искусства, патриотизм, гордость за свой край.
Развивать познавательный интерес к истории своего народа, творчеству известного деятеля культуры Кубани В.Г.Захарченко.
Оборудование: пословицы, загадки, хороводная игра, аудиозаписи песен, «отходные пироги».

Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя.
Богат наш край устным народным поэтическим творчеством. Неотъемлемой частью этого богатства являются пословицы и поговорки. Любят их на Кубани, как и на Руси. В них отразились быт, труд, обычаи наших земляков, взгляд на семью, на правду и ложь, на достоинства и пороки.
Пословицы и поговорки употребляются очень многими людьми, но одни чаще, а другие реже. У кубанских пословиц и поговорок есть свои особенности, потому что в них, как и во всех жанрах устного народного творчества отразилась поэтическая истории народа.
Задание по группам.
(Дети делятся на 3 группы).
-Распределите данные пословицы на 3 группы:
1-я группа – о труде
2-я группа – о гостеприимстве
3-я группа – о смелости
Пословицы:
Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб, и водица.
Без солнца нет света, без труда нет хлеба.
Встречай хлебом-солью, провожай добрым словом.
Пуганая ворона и куста боится.
На смелого собака гавкает, а труса кусает.
У хорошего хозяина и свынка – господынка.
Корова во двори, а цыбуля на столи.
Кто с трудом в ладу, тот и с отдыхом не в споре.
Для хорошего гостя и ворота настежь.
Смелый там найдет, где трус потеряет.
Умел в гости звать, умей и угощать.
Трусливый друг опасней врага.
Не бравшись за топор, избы не срубишь.
Что пожнешь, то и смолотишь, что смолотишь, то и в амбар положишь.
С песней и работа ладится.
Волков бояться – в лес не ходить.


Знакомство с загадками.
По определению фольклориста В.И.Чичерова, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления». Содержание загадок отражает жизнь и деятельность человека, явления окружающей действительности. Загадки развивают наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности.
Очень любили наши земляки сочинять загадки. Да еще какие!
- Попробуйте отгадать.
(2 заранее подготовленных ученика загадывают загадки):


Крепка, звонка да отточена,
Кого поцелует, тот и с ног долой. (сабля)
Лежит птица крылатая
Без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьет. (стрела)
Мал мужичок – костяная рука. (нож)
На чужой спине едет, на своей груз везет. (седло)
Шесть ног, две головы, один хвост. (всадник на коне)
Какая обувь в огне изготавливается
И с ног не снимается? (подковы)
Погоны желтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
искать царю чести, а себе славы. (казаки)
Никого не родила, а все Матушкой зовут. (Земля)
Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены,
Ходит дом ходуном, на столбе золотом. (колосок)
Сто один брат – все в один ряд,
Вместе связаны стоят. (сноп)
На горе-горушке, стоит старушка, руками машет,
Хлеба просит, даешь ей хлеба -
назад отдает. (мельница)

Знакомство с песенным и танцевальным наследием народов, населяющих Кубань.
Душа народа живет в его песнях. Они из далекого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил; донесли его тревоги и радости, мечты и идеалы. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда рядом с казаком-хлеборобом и воином – защитником Отечества.

Задание «Кто самый внимательный»:
Вспомните пословицу и загадку, которые доказывают слова о казаке-песеннике.

Песня – это связь с Родиной: с той, что обильно полита потом и кровью предков и на которой выпало счастье родиться; с теми людьми, что рядом, и с теми, что давно уже ушли от нас, но живут и будут жить с нами славными деяниями своими, помыслами, сердечными чувствами.
(Звучит аудиозапись песни «Там, на Кубани» в исполнении Кубанского казачьего хора).

Огромная заслуга в бережном сохранении кубанского песенного фольклора принадлежит Кубанскому казачьему хору. Руководители и
певцы хора записывали казачьи и народные песни в станицах и хуторах, обрабатывали их, а затем исполняли на концертах.
Нам с вами посчастливилось побывать на концерте Кубанского казачьего хора, который приезжал на гастроли в Сочи.
Почти два столетия назад, 14 октября 1811 года, была заложена основа профессиональной музыкальной деятельности на Кубани, начался славный творческий путь Черноморского войскового певческого хора. У истоков стояли духовный просветитель Кубани протоиерей Кирилл Российский и регент Григорий Гречинский.
В 1861 году хор переименовали из Черноморского в Кубанский Войсковой певческий хор.
Летом 1921 года решением властей деятельность коллектива была прекращена, и лишь в 1936 году Постановлением президиума Азово-Черноморского крайисполкома был создан Кубанский казачий хор.
В 1939 году в состав хора была включена танцевальная группа.
Много руководителей хора сменилось за годы его существования.
Но более 30 лет руководить хором, всесторонне реализовывать свои художественные, научные, просветительские устремления – это настоящий подвиг.
Так можно назвать деятельность художественного руководителя Государственного Кубанского казачьего хора, композитора Виктора Гавриловича Захарченко, которому 22 марта исполнилось 70 лет.
Всей своей деятельностью Государственный академический Кубанский казачий хор способствует возрождению и развитию богатого культурного наследия наших предков, духовному, патриотическому воспитанию населения.
Пожелаем же хору и его руководителю Виктору Гавриловичу Захарченко дальнейших творческих успехов в этом нелегком труде!
(Звучит песня В.Г.Захарченко «Ой, да Краснодарский край»).


Хороводная игра «Просо сеяли».

На концерте Кубанского казачьего хора звучали песни, исполнялись танцы, водились хороводы.
Давайте попробуем сыграть в хороводную игру.

В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.

Девушки на слова:
«А мы просо сеяли, сеяли» делают 4 шага вперед и два притопа.
Затем на слова:
«Ой, дид Лада, сеяли, сеяли».
Возвращаются на место.
Группа парней, повторяя движение девушек, поет:
«А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой, дид Лада, вытопчем, вытопчем».
Девушки, сменяя парней, поют:
«Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей,
Ой, дид Лада, 100 рублей, 100 рублей».
Парни, сменяя девушек, продолжают песню:
«Нам не надо 100 рублей, 100 рублей,
А нам надо девицу, девицу».
Девушки идут навстречу парням со словами:
«Мы дадим вам девицу, девицу,
Мы дадим вам косую, косую».
Парни отвечают:
«Нам не надо косую, косую».
Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.
А знаете ли вы, что «дид Лада» в припеве используется не случайно. Лада – древнеславянская богиня, покровительница семейного очага.



Заключительная часть.
На Кубани раньше был такой обычай – когда застолье подходило к концу, хозяйка подавала последнее блюдо – пироги, которые так и назывались «отходные пироги». Гости ели пироги, благодарили хозяев и откланивались.
Вот и я вручаю вам «отходные пироги», но не простые, а с секретом.
(Детям раздаются нарисованные «пироги», на обороте которых написан первый куплет песни «Бывайте здоровы, живите богато».

Затем звучит запись этой песни в исполнении Кубанского казачьего хора).



Интегрированный урок: литературное чтение и кубановедение
2 класс
Тема: С.Черный «Колыбельная».
Творчество В.Г.Захарченко и Кубанского казачьего хора.
Цели:
Познакомить учащихся с колыбельными (народными, авторскими).
Познакомить с творчеством известного коллектива – Кубанского казачьего хора и его руководителя В.Г.Захарченко.
Воспитывать интерес к произведениям литературного и народного творчества, чувство уважения к нашим предкам, патриотизм, гордость за свой край, прилежание, аккуратность.
Развивать познавательный интерес к истории своего народа, связную речь, словарный запас, кругозор, внимание.
Оборудование: аудиозапись песен, рисунки детей, надписи «Творчество В.Г.Захарченко», «Кубанский казачий хор – хранитель духовных ценностей народа», фотографии Кубанского казачьего хора, его руководителя, листы с текстами у учащихся.

Ход урока.
Организация учащихся на урок.
Проверка домашнего задания.
Чтение по ролям сказки Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Вступительная беседа.
Испокон веков на Руси женщина была правительницей крестьянского дома. Ее «резиденция» находилась у входа в углу, свободном от печи. Эту часть избы так и называли «бабий угол».
Здесь вершились домашние дела, здесь стоял обязательный ткацкий
станок – прялка.
В каждом крестьянском доме, и богатом, и бедном, была колыбель для младенца. Ее подвешивали к потолку на длинной палке. Мама качала малыша и пела ему колыбельные песни.
(Вывешиваются рисунки детей «В крестьянской избе»).



«Колыбельная».
Я только произнесла это слово, и вы вдруг почувствовали, как спокойно и светло стало на душе, потому что каждый сразу вспомнил колыбельную песню, которую пела или, может быть, еще поет мама, ее нежный голос, добрые глаза.
Послушайте шуточную «Колыбельную для маленького брата».
Чтение стихотворения С. Черного «Колыбельная».
Как вы думаете, кто поет эту колыбельную?
Правильно, старший брат пытается убаюкать младшего брата.
Как вы думаете, удается это ему так же хорошо, как это делает мама?
Поэтому, эта колыбельная исполняется в шуточной форме, с использованием таких жанров фольклора, как считалки, дразнилки, заклички.
Попробуйте исполнить эту колыбельную.
(Чтение колыбельной).
Задание по группам.
Есть колыбельные народные – жанр фольклора, а есть колыбельные, написанные поэтами и композиторами – авторские. И те, и другие стали настолько популярными, что их можно услышать в исполнении певцов, артистов, с экрана телевизора.
(Каждая группа получает задание):
1-я группа – исполнить колыбельную Медведицы из м/ф «Умка» (аудиозапись).
2-я группа – исполнить колыбельную «Баю-баюшки-баю» из м/ф «Бременские музыканты» (аудиозапись).
3-я группа – исполнить колыбельную «Спят усталые игрушки» из передачи «Спокойной ночи, малыши» (аудиозапись).
Знакомство с творчеством Кубанского казачьего хора и его руководителя – В.Г.Захарченко.
(Звучит аудиозапись- «На улице дождик с ведра поливает»).
А эта колыбельная прозвучала в исполнении Кубанского казачьего хора, руководителю которого 22 марта 2008 года исполняется 70 лет.
Виктор Гаврилович Захарченко – на протяжении всей творческой жизни часть своей души и таланта отдавал композиторскому творчеству. Ему всегда была близка поэзия высокого гражданского пафоса, наполненная любовью к России, к русскому народу, к его святыням. Для него актуальна русская классическая поэзия Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Есенина.
(Звучит песня В.Захарченко на стихи Ф.Тютчева «Умом Россию не понять»).
Захарченко-фольклористом восстановлены почти исчезнувшие из поля зрения музыкальной науки и художественного творчества 14 сборников песен кубанского казачества, сделаны первые, но самые трудные и важные шаги на пути создания антологии песенного фольклора Кубани.
(Дети знакомятся с текстом о творчестве в.Г.Захарченко и Кубанского казачьего хора).
Итог урока.
(Звучит народная казачья песня «Варэнички»).
Так тонко подметить и воспеть красоту нашей Кубани сумел великолепный Кубанский казачий хор. Когда слушаешь песни в исполнении этого коллектива, представляешь яркий, неповторимый образ нашего чудесного края.
Всей своей деятельностью Государственный академический Кубанский казачий хор способствует возрождению и развитию богатого культурного наследия наших предков, духовному, патриотическому воспитанию народа Кубани.
Пожелаем же этому замечательному коллективу и его руководителю творческих успехов в их нелегком, но очень нужном и важном труде.












15