Методические рекомендации по дисциплине Биология для СПО

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ВО «ВХМК»










Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине биология
для студентов 1-ого курса















2016
Рассмотрено на заседании «Утверждаю»
цикловой комиссии естественнонаучных и зам директора
общепрофессиональных дисциплин по учебной работе
протокол №_____от___________ ______ Н.В. Гончарова

Председатель ЦК:_____ Чекалова М.Н.






Разработчик: Новожилова Е.А. - преподаватель ГБПОУ ВО «ВХМК»

Рецензенты:




























Содержание стр.
Пояснительная записка.4
Распределение заданий по темам и разделам рабочей программы..6
Указания по выполнению основных видов самостоятельной работы 9
Литература...26











































Пояснительная записка.
Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов 1 курса специальностей: 18.02.07 «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», 18.02.06 «Химическая технология органических веществ» в качестве пособия при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в объеме 39 часов по программе учебной дисциплины «Биология». Для специальностей: 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям), 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» в объеме 19 часов.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО методические рекомендации направлены на развитие общих компетенций студентов и способствуют дальнейшему формированию профессиональных компетенций в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.
В методических рекомендация освещаются вопросы, связанные с планированием и организацией самостоятельной работы студентов, рассматриваются конкретные виды заданий, рекомендации и примеры выполнения работ, критерии оценивания заданий.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Задачи внеаудиторной самостоятельной работы:
( систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
( углубление и расширение теоретических знаний;
( формирование умения использовать справочную литературу;
( развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
( формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
( развитие исследовательских умений.
Виды внеаудиторной самостоятельной работы:
- подготовка сообщений,
- составление кроссвордов,
- составление таблиц,
- составление задач по транскрипции и трансляции, по генетике,
- составление схем круговоротов веществ,
- составление презентаций.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
уровень освоения студентом учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при решении задач;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Студент должен выполнить работу за определенное, оговоренное преподавателем, время.
Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе либо в виде конспекта, либо в виде готовой презентации, составленной таблицы, решенных задач и т.д.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний.

Распределение заданий по темам и разделам рабочей программы
Для специальностей: 18.02.07 «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», 18.02.06 «Химическая технология органических веществ»
Наименование разделов и тем
Количество часов для сам.работы
Вид задания

Раздел 1. Возникновение жизни на Земле.
2


Тема 1.1. Возникновение жизни на Земле.
2
Подготовка сообщений: «Гипотеза креационизма», «Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни», «Опровержения самопроизвольного зарождения жизни: опыты Ф. Реди и Л. Пастера», «Гипотеза панспермии», «Гипотеза Опарина».

Раздел 2. Цитология и биохимия.
15


Тема 2.5. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК.
2
Составление таблицы: «Сравнение ДНК и РНК»

Тема 2.6. Строение и функции клетки.
5
Составление таблицы «Органоиды клетки».
Составление кроссворда по теме: «Клетка».

Тема 2.8. Биосинтез белка.
2
Составление задач по транскрипции и трансляции.

Тема 2.10. Мейоз.
2
Составление презентации: «Митоз», «Мейоз», «Гаметогенез» (по выбору).

Тема 2.11. Формы размножения организмов.
2
Составление презентации: «Формы размножения организмов».

Тема 2.12. Индивидуальное развитие организмов.
2
Подготовка сообщений: «Вредное влияние алкоголя, курения, химических воздействий, различного рода излучений на развитие организма человека»

Раздел 3. Генетика.
6


Тема 3.4. Генетика пола.
2
Составление задач на моно- и дигибридное скрещивание и наследование признаков, сцепленных с полом.

Тема 3.5. Наследственная изменчивость.
2
Составление кроссворда «Генетика».


Тема 3.6. Селекция растений, животных и микроорганизмов.
2
Подготовка сообщений: «Селекция растений», «Селекция животных», «Селекция микроорганизмов», «Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека)».


Раздел 4. Эволюция.
10


Тема 4.1. Общая характеристика биологии в додарвиновский период.
2
Подготовка сообщения «Путешествие Ч. Дарвина на корабле «Бигль».

Тема 4.2. Дарвинизм.
2
Подготовка презентации «Критерии вида».

Тема 4.5. Развитие органического мира.
4
Составление таблицы: «Развитие органического мира»

Тема 4.6. Происхождение человека.
2
Подготовка сообщений: «Гипотезы происхождения человека», «Дриопитек, Австралопитек», «Древнейшие люди», «Древние люди», «Люди современного типа», «Человеческие расы».

Раздел 5. Экология.
6


Тема 5.1. Понятие о биосфере.
2
Составление схем круговорота веществ.

Тема 5.3. Трофическая структура сообщества.
4
Составление кроссворда по теме: «Экология».
Подготовка сообщений: «Воздействие человека на атмосферу», «Воздействие человека на гидросферу», «Воздействие человека на литосферу», «Воздействие человека на биосферу», «Устойчивое развитие природы и общества».

Итого:
39



Для специальностей: 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям), 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Вид задания

Раздел 1. Возникновение жизни на Земле.
2


Тема 1.1. Возникновение жизни на Земле.
2
Подготовка сообщений: «Гипотеза креационизма», «Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни», «Опровержения самопроизвольного зарождения жизни: опыты Ф. Реди и Л. Пастера», «Гипотеза панспермии», «Гипотеза Опарина».

Раздел 2. Цитология и биохимия.
7


Тема 2.1. Клеточная теория строения организмов
2
Подготовка сообщений: «Классификация химических веществ в клетке. Макро- и микроэлементы», «Неорганические вещества: вода и минеральные соли», «Органические вещества: белки», «Органические вещества: жиры», «Органические вещества: углеводы», «Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК».

Тема 2.2. Строение и функции клетки
3
Составление таблицы «Органоиды клетки».

Тема 2.5. Индивидуальное развитие организмов.
2
Подготовка сообщений: «Вредное влияние алкоголя, курения, химических воздействий, различного рода излучений на развитие организма человека»

Раздел 3. Генетика.
4


Тема 3.2. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.
2
Составление задач на моно- и дигибридное скрещивание и наследование признаков, сцепленных с полом.

Тема 3.3. Изменчивость.
2
Составление кроссворда «Генетика».


Раздел 4. Эволюция.
6


Тема 4.1. Общая характеристика биологии в додарвиновский период. Дарвинизм.
2
Подготовка презентации «Критерии вида».

Тема 4.3. Микро- и макроэволюция.
4
Составление таблицы: «Развитие органического мира»
Подготовка сообщений: «Развитие органического мира в архейскую эру», «Развитие органического мира в протерозойскую эру», «Развитие органического мира в палеозойскую эру», «Развитие органического мира в мезозойскую эру», «Развитие органического мира в кайнозойскую эру», «Гипотезы происхождения человека», «Дриопитек, Австралопитек», «Древнейшие люди», «Древние люди», «Люди современного типа», «Человеческие расы».

Итого:
19















Указания по выполнению основных видов самостоятельной работы

Подготовка и устное воспроизведение сообщения
Сообщение – краткое выступление перед однокурсниками по небольшому учебному вопросу.
1. Выберите (уясните) тему сообщения.
2. Составьте план изучения темы.
3. Найдите источники для подготовки сообщения. Наиболее достоверными являются первоисточники и научно-популярная литература. Можно использовать ресурсы Internet.
4. При необходимости сделайте выписки.
5. Можете написать текст выступления.
6. Подготовьте изложение темы по плану и отрепетируйте ваше сообщение.
7. Во время выступления перед однокурсниками говорите свободно (не зачитывая текст) и понятно.

Подготовка и воспроизведение презентации
Рекомендации по составлению презентации:
Общие рекомендации:
1. Вся презентация должна выполняться в одной цветовой гамме, на базе одного шаблона
2. Сжатый, информационный способ изложения материала
3. Не более трех фактов, выводов, определений на одном слайде
4. Ключевые пункты отображаются по одному на слайде
5. Первый слайд нужно оформить так, чтобы все сразу заинтересовались содержимым презентации.
6. Не перегружайте текстом
7. Не более 4 рисунков на слайд
8. Минимум строк и столбцов в таблицах
9. Если Вы хотите дать много информации, то эту информацию вынесете в конспект, а в презентации оставьте только тезисы и факты.
10. Общее количество слайдов– 14 -18.
Шрифты:
1. Плакатные шрифты (например, Arial, Verdana,Tahoma и т.п.)
2. Размер шрифта 36-44 пунктов для заголовков и 22-36 пунктов для основного текста
3. Не следует смешивать разные типы шрифтов в одной презентации
Текст:
1. Тщательная проверка орфографии и пунктуации
2. Выровнять текст, буквицы, маркеры списков
3. Предпочтительно горизонтальное расположение информации
4. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана
5. Использование коротких слов и предложений, минимум предлогов, наречий, прилагательных.
Рисунки, графики:
1. Сложный рисунок или схему следует выводить постепенно
2. Использование рисунков хорошего качества
3. Пояснительная надпись преимущественно располагается под рисунком
4. Четко указать все связи в схемах и диаграммах
Звук, анимация:
1. Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку
2. Анимация должна быть сдержанна, хорошо продумана и допустима
* Для демонстрации динамичных процессов
* Для создания определенного настроения или атмосферы презентации
3. Анимация текста должна быть удобной для восприятия: темп должен соответствовать технике чтения.


Составление таблицы «Сравнение ДНК и РНК»:
Внимательно ознакомиться с необходимым для сравнения материалом.
Сформулируйте вопросы для сравнения, по которым имеет смысл сопоставить изучаемые объекты.
Разлиновать лист таким образом:
первая колонка таблицы – всегда для критериев сравнения, вторая и третья – для объектов сравнения.
Колонки нужно заполнять по горизонтали так, чтобы каждый критерий был написан на одном уровне с ответом на него.
После заполнения таблицы сделать вывод, соответствующий проведённому сравнению.

Пример сравнительной таблицы.
Название: «Сравнение ДНК и РНК»

Вопросы для сравнения
ДНК
РНК

.



..



3 и т.д.



Вывод: ..

Составление таблицы «Органоиды клетки»:
Внимательно ознакомиться с необходимым материалом.
Разлиновать лист таким образом:
первая колонка таблицы – органоиды, вторая – строение и третья – функции.
Колонки нужно заполнять по горизонтали так, чтобы каждый органоид был написан на одном уровне с его строением и функциями.
После заполнения таблицы сделать вывод, соответствующий связи строения и функций органоидов.
Пример таблицы.
Название: «Органоиды клетки»

Органоиды
Строение
Функции

.



..



3 и т.д.



Вывод: ..

Составление задач по транскрипции и трансляции.
Прочитать дополнительную информацию.
Составить задачи по примерам (3-4 задачи).
Прорешать составленные задачи.
Оформить условие задач с их решением.
Дополнительная информация.
В молекулу ДНК входят 4 азотистых основания (А – аденин, Т – тимин, Г – гуанин, Ц – цитозин). ДНК состоит из двух цепей. Азотистые основания в одной цепи ДНК комплиментарны азотистым основаниям в другой цепи. Комплиментарность (взаимодополняемость) – соответствие азотистых оснований в одной цепочке молекулы ДНК другой. Азотистое основание А соответствует Т, а Г – Ц. Поэтому, зная последовательность азотистых оснований в одной цепочке ДНК, можно составить другую.
Пример: Одна из цепей ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТГА – ЦГТ – ГГА – ТЦТ. Составьте вторую цепочку ДНК.
Решение:
ДНК: ТГА – ЦГТ – ГГА – ТЦТ
По принципу комплиментарности составляем вторую цепь:
ДНК: АЦТ – ГЦА – ЦЦТ - АГА
Транскрипция (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] transcriptio  переписывание)  перенос генетической информации с ДНК на иРНК. иРНК состоит из 4 азотистых оснований: А – аденина, У – урацила, Г – гуанина, Ц – цитозина. Т.е., Вместо Т – тимина в ДНК, в иРНК У – урацил. Поэтому А – аденин будет комплиментарен У – урацилу.
Пример: Последовательность нуклеотидов в одной цепи ДНК выглядит следующим образом: ТТТ - ЦГЦ - ААА – ТТГ – АТТ - ГЦГ - ТАЦ - ТГА. Составьте цепочку иРНК.
ДНК: ТТТ – ЦГЦ – ААА – ТТГ – АТТ – ГЦГ – ТАЦ – ТГА
По принципу комплиментарности:
иРНК: ААА – ГЦГ – УУУ – ААЦ – УАА – ЦГЦ – АУГ – АЦУ
Трансля
·ция (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] translatio  перевод)  процесс синтеза белка из аминокислот на матрице иРНК. В иРНК последовательность из 3 нуклеотидов будет составлять 1 аминокислоту белка. Аминокислоты мы определяем по таблице.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Находим в 1 столбике (первое основание) первое азотистое основание в триплете иРНК. Среди 2,3,4,5 столбиков (второе основание) находим второе азотистое основание в триплете. Соединяем первую получившуюся строку со второй. Получаем прямоугольник с четырьмя аминокислотами. Если они все одинаковые, то записываем аминокислоту, которая получилась. Если аминокислоты разные, то в последнем столбике таблицы находим третье основание. И соединяем все три строки и находим аминокислоту.
Пример: Одна из цепей ДНК состоит из следующей последовательности нуклеотидов: АГТ – ТГЦ – ААА – ЦЦТ.
Решение:
ДНК: АГТ – ТГЦ – ААА – ЦЦТ
иРНК: УЦА – АЦГ – УУУ – ГГА
белок: Сер – Тре – Фен – Гли.

Составление задач на моно- и дигибридное скрещивание и наследование признаков, сцепленных с полом.
Ход работы:
Прочитать примеры решения задач для осмысления их правильного составления.
Придумать по 2-3 задачи по моно-, дигибридному скрещиванию и наследованию признаков, сцепленных с полом.
Выполнить их решение.
Оформить условие задач с их решением.
Дополнительная информация.
Символы, используемые при решении генетических задач:
Р - родительские организмы;

·- женский организм («мама»);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] - мужской организм («папа»);
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]) – знак скрещивания;
G (g) – гаметы, обводятся кружочком.
Организмы, полученные от скрещивания особей с различными признаками, - гибриды, а совокупность таких гибридов – гибридное поколение, которое обозначают латинской буквой F с цифровым индексом, соответствующим порядковому номеру гибридного поколения. Например: первое поколение (дети) обозначают F1; если гибридные организмы скрещиваются между собой, то их потомство обозначают F2 (внуки), третье поколение (правнуки) – F3 и т.д.
Памятка для решения задач по генетике
1. Прочитав текст задачи, запишите ее условие.
Сначала записывается доминантный признак, потом – рецессивный, и так для каждой пары альтернативных признаков.
2. Определите тип задачи: прямая (если из условия известно, какими признаками обладают родители, и спрашивается, какими могут быть их дети) или обратная (если в условии говорится о фенотипе детей и требуется определить генотипы и (или) фенотипы родителей)
3. Если задача прямая, запишите с помощью общепринятых символов схему скрещивания.
4. Если задача обратная, запишите данные о генотипах и фенотипах потомков, применяя символы, обозначающие расщепление:
F1: n (фенотип/ возможный генотип) : m (фенотип/ возможный генотип)
Ниже запишите схему скрещивания.
5. Определите, какие генетические законы и закономерности проявляются в данной задаче. Вспомните прямую и обратную формулировку закона, спроецируйте их на задачу, сделайте выводы.
Как решать типовые задачи.
Моногибридное скрещивание.
Решение любой задачи начинают с записи ее условия.
Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу родителей

Пример. У пшеницы ген карликового роста (А) доминирует над геном нормального роста (а). Определите генотип потомства от скрещивания: а) гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной; б) двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.
Решение. Для решения задач важно правильно записать условия задачи и схему скрещивания с использованием генетической символики.
Запись признаков генов, их определяющих, лучше делать в виде данных под названием «Дано», при этом необходимо указать название организма и признак:
Дано:

Схема скрещивания


пшеница – рост





А – карликовый рост





а – нормальный рост





генотипы F1 – ?





Далее определяем генотипы и продуцируемые гаметы родительских форм.
а) По условию задачи растения с карликовым ростом гомозиготно, следовательно, его генотип АА. Вторая родительская форма имеет нормальный рост. Поскольку ген нормального роста рецессивен, растение может быть только гомозиготным и иметь генотип аа (иначе проявится доминантный ген). Записываются эти данные в виде схемы скрещивания. Родительские формы обозначаются буквой Р, первое поколение – F1, второе поколение – F2. Затем определяем типы гамет, продуцируемых родительскими формами. Поскольку оба родителя гомозиготны, они производят только один тип гамет. Пшеница карликового роста дает гаметы, несущие ген А, пшеница нормального роста – гаметы, несущие ген а. Гаметы записываем на следующей строчке под генотипом родителей, на третей строчке записываем генотип потомков первого поколения F1 – Аа, т.к. они получают от одного родителя ген А, от другого ген а. Следовательно, все потомки в F1 гетерозиготны. Поскольку ген А доминантен, все растения имеют карликовый рост.


Дано:
Схема скрещивания:

пшеница – рост
Р:

·АА
х

·аа

А – карликовый рост

карликовый рост
нормальный рост

а – нормальный рост
G:
А А

а а

генотипы F1 – ?






F1 :

Аа


б) По условию скрещиваются два гетерозиготных организма. Надо определить фенотип потомков. Сначала определяем, какие типы гамет продуцируют исходные формы – это два типа гамет: половина А, половина а. Сочетание этих гамет дает три генотипа: ј особей имеет генотип АА, Ѕ – генотип Аа, ј – генотип аа.
Дано:
Схема скрещивания:

пшеница – рост
Р:

·Аа
х

·Аа

А – карликовый рост

карликовый рост
карликовый рост

а – нормальный рост
G:
А а

А а

генотипы F1 – ?






F1 :
АА
Аа Аа
аа



Карликовый рост
Нормальный рост

Особи с генотипом АА и Аа фенотипически одинаковые, и имеют карликовый рост. Особи с генотипом аа – имеют нормальный рост.
При решении задач такого типа в отношении человека следует иметь в виду, что говорить о точном количественном соотношении генотипов в потомстве нельзя, т.к. у человека число детей слишком мало для достоверности результатов, поэтому можно говорить только о вероятности количественных соотношений генотипов.
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
Пример 1. У морских свинок ген вихрастой (розеточной) шерсти – Р доминирует над геном гладкой шерсти – р, а ген черной окраски шерсти (В) – над геном белой окраски (в). Гомозиготная вихрастая черная свинка скрещивается с гладкошерстной белой свинкой. Определите генотип у потомков первого и второго поколений.
Решение: записываем условия задачи и определяем генотипы родителей и их гаметы. Генотип вихрастой свинки с черной шерстью – РРВВ, гладкошерстной белой свинки – ррвв. Оба родителя гомозиготны и производят только один тип гамет – РВ и рв. Для определения генотипа и фенотипа в F1 напишем схему скрещивания:
Дано:
Схема скрещивания:

Морские свинки – структура и цвет шерсти
Р:

·РРВВ
вихр., чер.
х

·ррвв
гладк., бел.

В – черная шерсть
G:
РВ

рв

в – белая шерсть





Р – вихрастая шерсть
F1

РрВв


р – гладкая шерсть

вихр., чер.

генотипы и фенотипы
F1 и F2 – ?





Согласно схеме скрещивания все потомки F1, имеют генотип РрВв и единообразный фенотип. Родителями F2 будут гетерозиготы по обоим признакам. Определяем типы гамет. Гены разных аллельных пар свободно комбинируются, поэтому каждый родитель будет производить по четыре типа гамет: РВ, Рв, рВ, рв. Для определения генотипов потомков следует использовать решетку пеннета.






F2
G
РВ
Рв
рВ
рв



РВ
РРВВ
РРВв
РрВВ
РрВв




вихр., чер.
вихр., чер.
вихр., чер.
вихр., чер.



Рв
РРВв
РРвв
РрВв
Ррвв




вихр., чер.
вихр., бел.
вихр., чер.
вихр., бел.



рВ
РрВВ
РрВв
ррВВ
ррВв




вихр., чер.
вихр., чер.
гладк., чер.
гладк., чер.



рв
РрВв
Ррвв
ррВв
ррвв




вихр., чер.
вихр., бел.
гладк., чер.
гладк., бел.



Затем подсчитываем количество особей с разными фенотипами: 9/16 – вихрастые черные, 3/16 – вихрастые белые, 3/16 – гладкошерстные черные, 1/16 – гладкошерстные белые. Здесь имеет место расщепление по фенотипу в соотношении 9:3:3:1 и 3:1 по каждому признаку в отдельности (12/16 вихрастых и 4/16 гладкошерстных; 12/16 черных и 4/16 белых).
Пример 2. У человека ген близорукости (М) доминирует над геном нормального зрения (м), а ген карих глаз (В) – над геном голубых глаз (в). Определите генотипы всех членов семьи, если единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение.
Решение:
Дано:
Схема скрещивания:

Человек – цвет глаз и зоркость
Р:

·МмВв
х

·МмВв

М – близорукость

близ., кар.

близ., кар.

м – нормальное зрение





В – карие глаза
G:
мв

мв

в – голубые глаза





генотипы Р и F1 – ?
F1

ммвв





норм., гол.


Ребенок голубоглазый, поэтому по цвету глаз он гомозиготен, иначе появился бы доминантный ген карего цвета глаз. В отличие от родителей ребенок имеет нормальное зрение, поэтому он тоже гомозиготен, т.к. при гетерозиготности появилась бы близорукость. Следовательно, генотип ребенка – ммвв. Для каждого признака от получил от каждого из родителей по одному рецессивному гену. Отсюда, оба родителя гетерозиготны по обоим признакам, их генотип – МмВв.


Сцепленное с полом наследование.
Пол - это совокупность морфологических, физиологических, биохимических, поведенческих и других особенностей организма, обуславливающих его роль в размножении
Аутосомы – хромосомы, одинаковые у особей обоих полов.
Половые хромосомы – хромосомы, определяющие пол организма.
Гомогаметный пол – пол, имеющий одинаковые половые хромосомы (ХХ) и дающий один тип гамет (по содержанию в них половых хромосом).
Гетерогаметный пол - образующий разные типы гамет (например, Х
·).
Сцепленные с половыми хромосомами признаки - признаки, развитие которых обусловлено генами, расположенными в одной из половых хромосом. Наследование таких признаков называют сцепленным с полом (гоносомное наследование).
X- хромосома значительно больше по своим размерам Y-хромосомы. В X и Y- хромосомах имеются гомологичные участки, содержащие аллельные гены. Но в X- хромосоме есть большой участок, которому нет гомологичного в Y-хромосоме.
Признаки, развитие которых детерминируют гены, расположенные в негомологичном участке X- хромосомы, называются сцепленными с X- хромосомой. Таких признаков для человека описано около 200 (дальтонизм, гемофилия - рецессивные и доминантные - рахит, темная эмаль зубов и др.).
Сцепленные с
·- хромосомой (голандрические) признаки детерминируются генами, расположенными в негомологичном участке Y-хромосомы, и проявляются фенотипически только у мужчин и передаются от отца ко всем сыновьям. Таких генов описано 6 (ихтиоз, волосатость ушей, перепонка между пальцами ног и др.).
У человека хромосомный набор выглядит так:
женщина - 44 аутосомы + XX = 46
мужчина - 44 аутосомы + XY = 46
В том случае, когда гены ответственные за формирование какого-либо признака, расположены в аутосомах, наследование осуществляется независимо от того, какой из родителей (мать или отец) являются носителем изучаемого признака. Когда признаки определяются генами, лежащими в половых хромосомах, следует учитывать, с какой именно половой хромосомой сцеплен данный признак: если с Х-хромосомой, то признак может проявляться у особей обоих полов, если с
·-хромосомой, то только у особи одного пола (если речь в задаче идет о человеке – мужского).
Примеры задач:
1. Классическая форма гемофилии передается как рецессивный, сцепленный с Х - хромосомой признак. Мужчина, больной гемофилией, вступает в брак со здоровой женщиной, отец которой страдал гемофилией.
Дайте прогноз относительно здоровья их будущих детей.
признак (свертываемость крови)
ген
генотип

норма
гемофилия
ХH
Xh

· ХHХH, ХHXh
· ХHY,
· ХhY

Решение:
Известно, что у женщины с нормальной свертываемостью крови был отец – гемофилик. Рассуждая об определении пола, можно прийти к выводу, что от отца дочь получает Х-хромосому, в данном случае – содержащую ген гемофилии, т.е генотип женщины ХHXh (говорят, что она – носительница гена гемофилии).
норма гемофилия
Р:
· ХHXh (
· ХhY

G:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
гаметы
·

·
· гаметы
Xh

Y


ХН

ХHXh

·норма
ХHY

·норма

Xh

XhXh

·гемофилия
ХhY

·гемофилия

F1:






Ответ: в этой семье с вероятностью 50% могут рождаться как здоровые, так и больные дети.

Составление схем круговорота веществ.
Заполните схему круговорота углерода и кислорода, используя текст.
Углекислый газ из атмосферы (или растворённый в воде – из гидросферы) усваивается листьями наземных растений (1) и одновременно высвобождается кислород с частичным выделением углекислого газа (2); растения поедаются животными (3), которые выдыхают углекислый газ (4) и поглощают кислород (5) из воздуха (или воды); отмирающие животные (6) и растения (7) возвращают в атмосферу поглощённые вещества.
 Растения, как и животные, затрачивают для своей жизнедеятельности кислород. Однако, кислорода у растений в процессе фотосинтеза выделяется намного больше, чем его затрачивается на окислительные процессы внутри организма. Продукты разрушения организмов (пунктирная стрелка 7) в виде растворимых в воде соединений поступают в растения посредством корневого питания. В процессе минерализации погибших растений и животных участвуют атмосферный кислород (8), а также различные микроорганизмы, в результате жизнедеятельности которых образуются углекислый газ (9) и другие вещества.
 Чтобы получить более полное представление о круговороте углерода и кислорода в природе необходимо учитывать производственную деятельность людей. Сжигание топлива (10) требует огромных количеств кислорода атмосферы и возвращает в неё углекислый газ в том же объёме. Углекислый газ поступает в атмосферу и при обжиге различных карбонатов (известняков, доломитов) (11). Однако, содержание углекислого газа в воздухе постоянно (0,03 – 0,04%) благодаря наличию в природе противоположного процесса – потребления углекислого газа растениями при фотосинтезе.
 Пунктиром (12) обозначена взаимосвязь углекислого газа атмосферы и гидросферы с карбонатами литосферы.
 1,5 – 2% непрерывно поступающей на Землю солнечной энергии аккумулируется зелёными растениями. Но и этой энергии достаточно, чтобы растения могли потребить в год 550 млрд. т. углекислого газа. В этом процессе освобождается примерно 400 млрд. т. кислорода. При дыхании всем населением земного шара выделяется ежедневно около 1000 млн. т. углекислого газа, при сжигании топлива образуется 1265 млн. т. углекислого газа в сутки. Значительные количества углекислого газа образуются при гниении, брожении, извержении вулканов.
 По аналогии с первой схемой самостоятельно составьте схему круговорота азота, фосфора и серы.
Ответьте на вопросы:
Какие биохимические процессы в клетке участвуют в превращениях кислорода и углекислого газа?
Охарактеризуйте роль азотфиксирующих, нитрифицирующих и других хемосинтезирующих бактерий в круговороте веществ.
Где и за счет каких процессов происходит биогенное накопление углерода?
В каких формах могут использовать азот растения и животные?
Какова роль человека в современных биологических круговоротах?
Какова роль зелёных растений в круговороте веществ и энергии?
В основе круговорота веществ лежат связи между организмами - производителями, потребителями и разрушителями органического вещества. Что это за связи?
Почему цепь питания не может состоять только из организмов-производителей и потребителей органического вещества?
Сделайте вывод.

Составление таблицы: «Развитие органического мира»:
Внимательно ознакомиться с необходимым материалом.
Разлиновать лист таким образом:
первая колонка таблицы – Эра и ее начало, вторая – периоды и третья – ароморфозы (Ароморфо
·з  прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. В качестве примеров ароморфозов приводят преобразования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] у [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (формирование четырёхкамерного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] у млекопитающих и разделение большого и малого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), появление фотосинтеза и т.д.).
Колонки нужно заполнять по горизонтали так, чтобы каждая эра была написана на одном уровне с ее периодом и ароморфозами.
После заполнения таблицы сделать вывод о значении ароморфозов в эволюции органического мира.
Пример таблицы.
Название: «Развитие органического мира»

Эра и ее начало, млн. лет
Периоды
Ароморфозы

.



..



3 и т.д.



Вывод: ..

Составление кроссворда
Работа предусматривает разработку вопросов по соответствующей теме. Студенту необходимо придумать не менее 20 вопросов, ответы на которые, будут составлять поле кроссворда. Составлять нужно несложные вопросы, с недлинным ответом. Ответы должны представлять из себя имена существительные. Они должны состоять из одного слова без наличия в нём дефиса и других знаков, в именительном падеже. Это может быть также сканворд или чайнворд, в зависимости от желания студента. Работа оформляется на альбомных листах. На первом листе должно быть название (тема) и пустая сетка кроссворда с нумерацией вопросов. Второй лист, включает в себя сами вопросы (по горизонтали и по вертикали). Третий лист должен содержать ответы, а четвертый список литературы, которым студент пользовался для составления вопросов.









Список литературы

Основные источники
1. Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 1011 класс. М., Издательство «Дрофа», 2014.
Дополнительные источники
1. Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах. СПб., Издательство «Тригон», 2012.
2. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. Учреждений высш. образования (бакалавриат). М., Издательство «Академия», 2014.
3. Методические указания по выполнению практических работ.
4. Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
Интернет-ресурсы
1. Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека [Электронный ресурс]. Форма доступа: www. sbio. info.

Электронное пособие «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. 10 класс».










13 PAGE \* MERGEFORMAT 142315



ХН

Xh

Xh

Y



E:\Рабочий стол\КАШКИНА\Генетика\15