Доклад:«Инновационные технологии в логопедической практике в рамках реализации ФГОС ДО»


«Инновационные технологии в логопедической практике
в рамках реализации ФГОС ДО»
В последнее время наблюдается неуклонный рост числа детей со сложными формами нарушения речи. Между тем внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образовании. В первую очередь это связано с новыми принципами, условиями, целями и задачами, которые четко прописаны в документе.
И новые образовательные стандарты ставят перед педагогами задачи по повышению качества подготовки детей к школе. В связи с этим логопеды ищут новые подходы для устранения недостатков речи.
Хочу представить вашему вниманию инновационные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционной работы в условиях логопедического пункта, в ситуации, когда время коррекционного воздействия ограничено двумя занятиями в неделю.
Оптимизировать время работы с каждым ребенком помогает включение в базовые логопедические методики элементов инновационных технологий.
Рассмотрим основные направления их применения:
I. Инновационные технологии на этапе развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей.
Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, способствует развитию артикуляционной моторики, помогает снять напряжение.
Большим успехом у детей пользуются массажеры Су Джок. Данная технология направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений,
так как стимуляция биоэнергитических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.
Развивающие игры В.В.Воскобовича в настоящее время в рамках нашего детского сада стали наиболее приорететными, так как их можно использовать в разных областях, они помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений.
«Кораблик Плюх-плюх». Это игра для самых маленьких. Использовала для развития мелкой моторики, а также для коррекции фонетических процессов. Данная развивающая игра выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками-парусами, которые можно легко надевать на деревянные реи. Яркие флажки имеют шероховатую поверхность. В связи с этим, в процессе игры у ребенка не только развивается мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения. Дошкольник с легкостью может снимать их и надевать обратно, где развивается не только мелкая моторика, но и сенсорные эталоны, а также фантазия. Красные флажки можно использовать для обозначения гласных звуков, синие и зеленые флажки для обозначения согласных – твердых и мягких или желтый – это звук Ж, синий звук С, зеленый звук З, а белый может выступать заменителем любого звука (Ш, Л, Р).
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.
Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении следующих условий:
- систематичность выполнения
-постепенное увеличение темпа и сложности
- точность выполнения движений и приемов
КОЛЕЧКО. Поочередно и, как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно от указательного до мизинца
КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ. При положении руки последовательно сменяют друг друга:  сжатая в кулак ладонь-ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь. Выполняем сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Повторяем  8-10 раз, постепенно увеличивая темп.
"БУРАТИНО" Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.
"УХО-НОС" Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".
В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка
развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания,
наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.
II.Инновационные технологии на этапе развитие моторики речевого аппарата.
К ним относятся: артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой.
Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти.
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь. А одно из главных преимуществ применения приёмов биоэнергопластики при автоматизации – это то, что ребёнок, стараясь правильно и точно выполнять движения руками учится произносить поставленные звуки в свободной спонтанной речи.
Например, для упражнения «Бегемотики» удобно закрывая рот показывать крепко сжатый кулачок, а широко открывая ротик – показывать раскрытую ладонь.
При выполнении упражнения «Лягушата» ( улыбка – исходное положение) можно помогать движениями рук – на улыбочку мы разводим руки в стороны, а на исходное положение – сводим руки перед собой.
Выполняя упражнение «Хомяк» - сводим полусогнутые пальчики обеих рук.
Чем хороша эта система, тем, что любой педагог сможет подобрать оптимальные движения для сопровождения артикуляционной гимнастики. Стоит отметить ещё один немаловажный «плюс». Данная методика позволяет логопеду избежать повторения многократных устных инструкций. Систематически применяя данную технологию, я заметила, что у детей значительно ускорился процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Игровые технологии, применяемые на всех этапах коррекционной работы.
Успех коррекционной работы напрямую зависит от создания благоприятного психологического климата и положительных эмоций на занятиях.
Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации.
1. Игровые технологии в проведении артикуляционной гимнастики:
К ним относятся комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, разработанные для постановки всех групп звуков. С Веселым Язычком дети никогда не устают делать артикуляционную гимнастику, ведь для выполнения одного и того же упражнения можно придумать множество условно-игровых ситуаций, Например: выполняя упражнение «Блинчик»:
«Сегодня мы напечём блинов для друзей Язычка, а завтра для мам и бабушек в честь 8
марта...»
Игра-упражнение: «Дятлы перестукиваются» Игра помогает отработать многократное и длительное произнесение звука ДДД...за верхними зубами. Это упражнение, являясь одним из способов постановки звука [Р], с трудом дается многим детям, особенно детям дизартрикам, на начальных этапах работы.
Выполнение упражнения представлено как перестук, своеобразное «соревнование» двух
дятлов, живущих на разных деревьях (в роли одного из дятлов может выступать сам логопед).
2. Игровые технологии, применяемые на этапе автоматизации звуков:
Чтобы процесс автоматизации прошёл интересно и динамично, необходимо использовать красочный и разнообразный дидактический материал, в своей коррекционно-логопедической практике использую такой материал, как карточки со слогами на определенный звук. На каждой карточке есть инструкция, например, «…клоун Клепа учится жоглировать Читай слоги на мячиках, чтобы они не упали, четко произнося звук (Л), или «…помоги самолетику облететь все облака. Называй слоги, четко проговаривай звук Л ».
3. Игровые технологии, применяемые на этапе дифференциации звуков:
Игра «Фонетическая рыбалка» может использоваться как для дифференциации, так и для автоматизации различных групп звуков. При дифференциации ребенок вылавливает картинку-рыбку, говорит какой из дифференцируемых звуков присутствует в данном слове и кладет в «ведро» с соответствующей буквой.
При автоматизации в зависимости от этапа и поставленной задачи: называет предмет и определяет есть ли в нем автоматизируемый звук; называет предмет, правильно проговаривая автоматизируемый звук, определяет в какой позиции: в начале, в середине или в конце слова находится автоматизируемый звук.
Таким образом, использование инновационных технологий в коррекционно-логопедической работе позволяет учителю — логопеду не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способствовать положительному эмоциональному состоянию детей на протяжении всей образовательной деятельности и значительно повысить эффективность своей работы.