Творческий проект Книжная антресоль( возрождение традиций семейного чтения)


Проект
Книжная антресоль

Выполнили:
Рогозина Елена Александровна,
МБОУ Пешковская СОШ, Азовский район;
Калабухова Нина Петровна,
МБОУ Суховская СОШ, Тацинский район
2015 г.
Тип проекта: творческо-исследовательский.
Участники проекта: учащиеся 5-7 классов и их родители.
Предметные области: русский язык, литература, история, география, искусство.
Планируемый проектный продукт:устный журнал, выставка иллюстраций, презентация, доклад, буклет, видеоролик.
Аннотация проекта.
Основной тенденцией последних лет является снижение престижа чтения в обществе, в большинстве российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях.
Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно – прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических и эмоциональных. Но чтение остаётся важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Личности, умеющей охватывать целое, адекватно оценивать ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь большой объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать мысли, свободно писать. Чтение формирует качества развитого и социально – ценного человека, воспитать такого человека можно только с самых молодых лет.
Большую роль в этом процессе играет систематическое его приобщение к семейному чтению. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.
В современном обществе утрачена традиция семейного чтения. Книга оказалась вытеснена современными технологиями, интерес к ней потерян. Но книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, так как книги остаются эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.
Образовательная задача проекта: популяризация книги, воспитание культуры чтения, создание условий для мотивации чтения в семье.
Цели проекта:
1. Возрождение традиций семейного чтения как скрепа духовного развития и воспитания личности.
2.Формирование потребности в чтении, создание устойчивого интереса к литературе.
3. Формирование мотивации чтения у учащихся 5-7 классов.
4. Воспитание культуры чтения в среде родителей.
Задачи:
1.Провести диагностику информационных потребностей учащихся и их родителей по вопросам семейного чтения.
2.Создать условия для совместного общенияродителей с детьми в процессе семейного чтения.
3.Раскрыть возможности чтения как средство развития межличностного общения, повышения самообразования на основе вариативных форм работы с книгой(иллюстрирование, выразительное чтение, доклад, самостоятельная работа).
Методы и приемы: беседа, анкетирование с последующим анализом анкет, инструктаж, выразительное чтение, иллюстрирование, демонстрация, поисково-исследовательский, творческий.План проведения проекта: проект рассчитан на 4 недели, в течение которых формируются исследовательские группы, распределяются задания, изучается литература, выполняются итоговые отчетные работы.
Планируемый результат: В результате реализации проекта возрастает роль культуры чтения обучающихся и их родителей; создаётся консультационная линия по вопросам чтения для родителей и их детей; разрабатывается план взаимодействия психолога, родителей, библиотеки, учителей-предметников по вопросам чтения в семье.
Этапы работы над проектом
Этап 1. Подготовительный. Разработка проектного задания.
Задачи этапа: определение темы, уточнение целей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
На данном этапе проводится анкетирование учащихся и их родителей с целью выявления читательских предпочтений семей.
Этап 2. Планирование и исследование.
Задачи этапа:формирование творческих групп и распределение в них ролей, сбор и уточнение информации, определение формы представления результатов, обсуждение плана работы.
Участники проекта самостоятельно работают с информацией в группах, анализируют и синтезируют идеи.
Учитель наблюдает и консультирует.
Направляющие вопросы проекта:
I группа. «Историки».
Проблемный вопрос: Что мы знаем об истории книги? (Всё начинается с книги….)
Учебные вопросы:
1.Когда и кем создавались книги?
2.Любили ли наши предки читать?
3. Становление книгопечатания: о чём может рассказать древняя книга.
4. Моё первое знакомство с книгой. (Как устроена книга)
Результат: устный журнал «История рождения книги», сопровождающийся презентацией.
II группа. «Художники».
Проблемный вопрос:Что делает книгу интересной для читателя? (История иллюстрации книги)
Учебные вопросы:
1. Кто и зачем иллюстрирует книги?
2. Каковы секреты создания иллюстрации?
3. Как популяризировали чтение плакаты 20-30-х гг. XX века?
4.Как иллюстрация формирует восприятие персонажа?
Результат: Подготовка выставки «Иллюстрация – окно в книгу»
IIIгруппа. « Путеводители в мире литературы»
Проблемный вопрос: Кто нам дарит встречу с книгой? (Периодические издания для детей)
Учебные вопросы:
1.Почему почтальон – желанный гость в доме?
2. Какие газеты и журналы читали родители?
3. Что открывает человеку журнал и книга?
4. Чем руководствоваться в выборе периодической печати?
Результат:презентация «Путешествие в страну «Журналия».

IVгруппа. «Интеллектуальные гурманы».
Проблемный вопрос:Какие тайны раскрывает книга?(Справочная литература и энциклопедии для детей)
Учебные вопросы:
1.Кто расскажет обо всем?
2.Книга – к мудрости ступенька.
3.Что? Где? Когда? Энциклопедии и справочники.
4. Книга – добрый советник. (Кулинарные рецепты, инструкции)
Результат:доклад «Эти книги знают все».
Vгруппа. «Путешественники».Проблемный вопрос:Книжное пространство XXIвека. (Книжный мир XXI века)
Учебные вопросы:
1.Как не заблудиться в книжном мире? (Средства и способы ориентации в книжном пространстве)
2.Книжное пространство: каким ему быть в XXIвеке?
3.Заморские диковинки. (Книжные находки)
4.Книга или компьютер?
Результат:буклет «Как правильно выбрать книгу».
VIгруппа. «Книгочеи».
Проблемный вопрос: Как приобщить детей к чтению? (советы читающих родителей)
Учебные вопросы:
1. Книги читать – скуки не знать.
2. «Золотая полка» семьи. (Выразительное чтение отрывка из любимой книги)
3. Какую книгу можно считать другом?
4. Семья начинается с книги.
Результат:видеоролик «С книгой вместе».
Этап 3. Защита проекта: подведение итогов.
Презентация проекта проходит в форме Арт-кафе в рамках недели русского языка и литературы. Каждая группа представляет свою итоговую работу, происходит обсуждение проблемных вопросов, участники проекта осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.
Приложение 1.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Нас интересует отношение детей и родителей к книгам и чтению. Ваши ответы помогут выяснить отношение детей и родителей к книжной культуре. Просим Вас ответить на предложенные вопросы.
1.Как вы относитесь к чтению?
а) сами любите читать
б) не очень любите
в) безразлично
2. Как часто вы читаете?
а) постоянно
б) довольно часто
в) иногда
3. Определите в порядке убывания свои предпочтения при выборе досугового чтения?
а) классика
б) детективы
в)приключения
г) фантастика
д) современная проза
е) женский роман
ж) поэтические сборники
з) периодика
и) другое (что именно)
4. Есть ли в вашем доме домашняя библиотека?
5. Сколько примерно книг в ней?
6. Чем вы руководствуетесь, когда выбираете книги для своей библиотеки?
7. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
8. Что любит читать ваш ребенок?
9. Какие детские журналы вы выписываете или покупаете?
10. Есть ли у вас в семье традиция семейного чтения?
11. Часто ли вы вместе читаете со своим ребенком книги?
а) ежедневно
б) изредка (сколько раз в неделю)
в) не читаем вообще
12. Почему вы хотите, чтобы ваш ребенок любил читать?
13.Что дает современному ребенку чтение книг?
14. Какую помощь вы хотели бы получить от школьной библиотеки?
Спасибо!
Приложение 2.
Анкета для учащихся
Уважаемые ребята!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.
1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книг?
2. Нравится ли тебе читать книги?
3. Какие книги ты читаешь с удовольствием?
4. Нравится ли тебе получать книги в подарок?
5. Какие книги ты прочитал за последнее время?
6. Какую книгу ты теперь читаешь?
7. Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?
8. У вас дома много книг?
9. Какие книги предпочитают читать твои родители?
10. Назови книгу, которую ты считаешь главной книгой своего времени.
11. Что бы ты пожелал начинающему читателю?