Урок по литературному чтению во 2 классе Тема: Устное народное творчество. Сказки (обобщение по теме)


Урок по литературному чтению во 2 классе
Тема: Устное народное творчество. Сказки (обобщение по теме)
Цель:1.Систематизировать и обобщить знания, закрепить умения.
2. Развивать личность ученика, обеспечить возможность его самораскрытия , самореализации.
3. Связать с орфографической зоркостью отдельные задания.
Задачи: 1)Образовательные: более глубокое усвоение знаний.
2)Воспитывать общую культуру.
3)Развивающие: эстетическое восприятие окружающего мира.
Тип урока: Урок-соревнование.
Формы урока: Групповая, индивидуально-групповая,коллективная.
Методы: Славестно-наглядный, проблемо-поисковой.
Оборудование: Опорныесхемы, иллюстрации к сказкам, перфокарты, тесты, дополнительная литература.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово:
-Сегодня у нас необычный урок.
-Сегодня мы подведём итог работы связанный с устным народным творчеством.
«Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала
А цветочек не простой
Лепесточек расписной»
-Лепестки то не простые , а на обратной стороне – задания.
Итак, что означает понятие устное народное творчество?
Мы все знаем, что «Устное слово-душа народа»
3.Постановка целей урока
- Сегодня мы с вами проведём соревнование и выявим среди вас «Знатока устного народного творчества» Соревнование будет состоять из нескольких эстафет.
4.Соревнование
1) Эстафета «Выбери свой цвет»(Поочередно команды выбирают вопросы, сами определяя посильный уровень сложности)
(на красном квадрате-сложные задания)
(на зеленом квадрате-облегченные задания)
КРАСНЫЕ:
1)Что такое сказка?
2)Назовите виды сказок.
3)Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
4)К какому жанру относится:
Ай, не плачь ,не плачь!
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать,
Куплю худой лапоть!
5)Какой приём используют в небылицах? Для чего придумали небылицы?
ЗЕЛЁНЫЕ:
1)Загадай загадку.
2)Расскажи пословицу.
3)Какая это сказка по виду: «Как-то раз удалось лисичке-сестричке рыбы добыть…?»
4)Расскажи считалку.
5)Изобрази потешку.
«Ладушки, ладушки! -Где были? – У бабушки!»
2.Эстафета: Что? Где? Когда?
1 Конкурс:
Какие сказки обычно начинаются с присказки?
Кто создаёт фольклорные произведения?
Как называется приём изображения неживой природы и животных как людей? (олицетворение)
2 Конкурс:
Часть сказки не связанная с повествованием, но подготавливающая слушателей к восприятию сказки?
Какой частью завершается сказка?
Как, одним словом можно назвать произведения устного народного творчества?
3.Эстафета: Орфографическая.
-Я показываю вам названия сказок или имён сказочных героев, а вы должны определить в них знакомые орфограммы.(поочередно каждой команде)
«Дюймовочка»
«Кощей Бессмертный»
«Морозко»
«Чудесная птица»
«Снегурочка»
«Маша и медведь»
«Волк и семеро козлят»
«Мужик и медведь»
4.Эстафета: «Найди лишнее слово»
Скороговорка, прибаутка, пословица, рассказ.
Присказка, зачин, пестушка, концовка.
Рассказ, поэма, сказка, роман.
Перевёртыш, путаница, быль, небылица.
5.Физминутка.
5.Эстафета: «Бюро находок»
(В мешке потерянные вещи)
-Кто потерял эти вещи?
1)золотой ключик.
2)говорящее зеркальце
3)Телефон.
4)Мочалка.
6.Эстафета: «Сказочная почта»
От бабушки ушел, от дедушки ушел. Скоро буду у вас.
Спасите , нас хочет съесть Серый Волк!
Не можем вытащить этот овощ, приезжайте, помогите!
Вылететь не могу, цапли лягушками объелись , животы у них разболелись!
7.Эстафета:«Театральная»
(Дети выступают ради народа и придумывают сказку)
(Начало должно быть печальным, а конец весёлым)
6. Подведение итогов. Подсчёт жетонов.
-Какое значение имеет знание всех жанров устного народного творчества?
ВЫВОД:
Дети составляют кластер. (Значение устного народного творчества развивает….)


УНТ

а) Артистичность.
б)мышление.
в)память.
г)воображение.
д) ум
е)развивает речь.
7.Сюрпризный момент.
На стульчиках, под сиденьямиприклеены конфеты, дети отгадывают, от какого сказочного персонажа подарок?
Песенка Считалочка!!!
8.Домашнее задание: Инсценировка полюбившейся сказки.

Урок получил оценку «отлично», разработан и проведен учителем начальных классов, первой категории Воскресеновской средней школы, Костанайского района, Костанайской области – Смаковой Людмилой Анатольевной. (Стаж работы 20 лет)